Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32» п. Целина
Проект по пропаганде энергосбережения «Энергосбережение – начни с себя»
Авторы проекта: Сарыева Милена
учащиеся 10 класса
Руководитель: Погорелова А.
Проблема энергосбережения в последние годы приобрела особую актуальность. В мире предпринимаются огромные усилия по внедрению инновационных решений и технологий, позволяющих сократить потребление электроэнергии.
Актуальность темы состоит в том, что, формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Школьники должны научиться использовать энергетические ресурсы в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы.
Тема проекта подводит обучающихся к мысли о существовании резервов экономии энергии в школе. Научившись применять простейшие меры энергосбережения в школе, они передадут свои знания родителям и соседям. А умение проектировать свою деятельность с учетом энергосберегающих принципов, прогнозировать последствие совершаемых действий, применять имеющиеся знания и умения при решении социально-экологических проблем, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, станет стимулом для развития экономики.
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что успешность формирования экологических, экономических и энергетических знаний и умений учащихся в школе возможна в случае, если создана система образования, ориентированная на экологические проблемы глобального, регионального и локального уровня; обучение должно осуществляется с опорой на личный опыт взаимодействия учащихся с окружающей средой; обеспечиваться самостоятельной деятельностью школьников по изучению, анализу состояния окружающей среды, определению мер по улучшению энергетической ситуации и решению конкретных экологических проблем.
Цель проекта: Привлечение всех участников образовательного процесса школы к деятельности по сокращению потребления электроэнергии, что будет содействовать решению задач экологического и экономического образования.
Разработать систему практических мероприятий по наиболее эффективному использованию энергоресурсов в школе и дома.
— показать необходимость системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии;
— раскрыть суть государственной политики в области энергосбережения и экологии, показать ее связь с состоянием и развитием мирового сообщества;
— изучить уровень представлений учащихся о проблемах, связанных с энергопотреблением;
— распространить информацию о проекте среди всех школьников, их родителей и педагогического коллектива;
— убедить учащихся в возможности и необходимости их личного участия в решении проблем энергосбережения и экологии;
— содействовать формированию культуры использования энергии и творческого мышления в отношении изыскания резервов энергосбережения в повседневной жизни;
— внедрение в практику низкозатратных практико-ориентированных мероприятий по энергосбережению в учреждении образования;
— оценить эффективность внедрения энергосберегающих мероприятий.
Предмет исследования: практические мероприятия по энергосбережению в школе и дома для снижения неоправданных потерь энергии, минимизации затрат на ее потребление.
База исследования: ученики школы, учителя школы, родители.
Формирование у учащихся устойчивого стремления беречь энергию в любых видах;
Развитие чувства ответственности и самосознания, активной жизненной позиции будущих граждан РФ;
Получение учащимися личного опыта и умений по реализации конкретных практических действий, направленных на рациональное использование энергоресурсов и на сохранение окружающей среды;
Сокращение потребления энергии в школе и дома.
Вопросы экономии ресурсов с каждым годом становятся все актуальнее. Их значимость связана, прежде всего, с экономическими и экологическими проблемами. Долгое время, экономические и экологические проблемы рассматривали в отдельности друг от друга. Однако доказано, что обе группы проблем могут и должны решаться в комплексе. Экономия энергии в школе, важная с экологической точки зрения, может оказаться выгодной экономически. Реализация данного проекта позволит сэкономить бюджетные средства, внесет важный вклад в развитие экологического образования. Наш век информационный, и часто мы из средств массовой информации получаем много негативных сообщений, которые заставляют нас чувствовать свое бессилие в решении экологических проблем. Формируется свое мнение, что эта работа бесполезна. Складывается ошибочное мнение, что проблемы экологии происходят где-то и до нас это не дойдет. Где-то вырубаются леса, где-то отравляют атмосферу, где-то повышен уровень радиации. Это глобальный уровень мышления, наша задача приблизить мышление к локальным проблемам. Предлагается вопрос к обсуждению: «Имеем ли мы право на будущее?» и обязательным актом обсуждения: «Имеет ли будущее свои права?». Важно мнение каждого участника проекта, это позволит повысить конечный общий результат.
С понятием энергии мы сталкиваемся всякий раз, когда хотим изучить какой-либо процесс, происходящий в природе. Световая, тепловая, звуковая, радиационная, химическая, магнитная, механическая, электрическая – это различные формы энергии, которые тесно связаны друг с другом. В чем же связь? Каждый раз, когда происходит какое-то изменение в окружающем нас мире, энергия меняет форму. Законы, описывающие все, что может происходить с энергией, получили в физике название «Законы термодинамики». В замкнутой системе количество энергии остается постоянным. Энергия не возникает ниоткуда и не исчезает бесследно, она может лишь переходить из одной формы в другую. Описывая такой переход, обычно говорят о расходовании энергии. Россия, несмотря на продолжительные трудности, осталась «энергетической сверхдержавой» — обладателем одним из самых больших в мире потенциалов топливно- энергетических ресурсов. На ее территории, составляющей примерно 10% суши Земли с населением всего 2,6% от мирового, сосредоточено свыше 32% разведанных запасов газа, 13% нефти и 25% угля. Но даже при таком изобилии, проблема ресурсосбережения – одна из ключевых для России. Проблема ресурсосбережения имеет свой специфический российский аспект – это расточительное расходование энергоресурсов и энергоносителей ввиду чрезвычайной энергоемкости средств, производства топливно– энергетического и промышленного комплексов.
Энергосбережение — это наиболее дешевый сейчас «источник» энергии. Следовать принципу «сделать больше с меньшими затратам» будет выгодным для всех. Работая над проектом по энергосбережению, мы думали о снижении объема используемой энергии. Решив данную проблему, мы не только сами научимся энергосбережению у себя в школе и дома, но докажем возможность и необходимость личного участия других людей в решении проблем энергосбережения в повседневной жизни. То есть поможем им проникнуться необходимостью научиться экономному использованию энергии, что позволит сберечь природу от разрушения и загрязнения и, как следствие, приведет к минимизации затрат на ее потребление.
Объектом исследования являлись учащиеся начального, среднего звена, а также учительский коллектив и технический персонал МБОУ СОШ №32 п. Целина.
Исследование проводилось с помощью анкеты, вопросы для которой были взяты из сборника «Энергия и окружающая среда» (Приложение №1)
Результаты были обработаны статистически. Анализ результатов показал, что:
50%учащихся умеют экономить электроэнергию, тепло, свет в школе и дома. 28% учащиеся излишне расходуют воду, не знают правила бережливости.
28% учащихся не знают, что от неумеренного использования электроэнергии страдает наша Земля, меняется климат.
14% учащиеся знают, что каждый может внести посильный вклад в энергосбережение.
Затем был проведен дополнительно опрос, в ходе которого было выяснить отношение каждого учащегося к энергосбережению и личный вклад в разрешение этой проблемы. (Приложение №2)
71% не знают, насколько повышается температура после утепления окон.
44% не знают, что чистый пылесос тратит меньше энергии.
44% не знают, что выключая вовремя воду, они расходуют лишнюю
100% знают о энергосберегающих лампочках. 56% всегда выключают из розеток электротехнику.
86% опрошенных не знают, почему не рекомендуется перегружать бельём стиральную машину.
100% не знают, зачем придумали День энергосбережения.
14% понимают, что от неумеренного использования электроэнергии страдает наша Земля.
Выводы: На основании результатов исследования мы поняли, что необходимо разработать план мероприятий для получения учащимися личного опыта и умений по реализации конкретных практических действий, направленных на рациональное использование энергоресурсов и на сохранение окружающей среды.
№ п/пМероприятиеУчастники Результативность1Оформить в классных уголках памятки «Учимся энергосбережению» Кл. рук и уч-ся Обучать самым простым приемам энергосбережения. Социологический опрос по проблеме Учащиеся, педагоги, работники школыОпределение отношения школьного коллектива к данной проблеме Приложение №1Приложение №23. Организовать встречу с сотрудником электроучастка СМЭСУч-ся 7-11 классовПропаганда энергосберегающих мероприятий4. Школьный конкурс рисунков на тему энергосбережения. Уч-ся 1-6 классовВоспитывать бережное отношение к электроэнергии. Исследовательская деятельность«Домашний энерго-аудит»Уч-ся 8-11 классовВовлечение школьников в проектную деятельность по энерго- и ресурсосбережению. Выступление агитбригады «Экономка»Уч-ся 9 классовПропаганда бережливого отношения к энергоресурсам ЗемлиПриложение №47. Фестиваль школьных рефератов «Альтернативные виды энергии»Уч-ся 7-11 классовИзучение литературы по данному вопросу. Защита своей работы. Конкурс банеров «Что есть свет»Уч-ся 7 -11 классовРазвивать познавательный интерес к вопросам энергосбережения. Проведение классных часов на тему энергосбережения. рук и уч-ся Обучать самым простым приемам энергосбережения в быту. Организация Патруля БережливыхУч-ся 10 классаВыключение света на переменах и после уроков в классах и коридорах. Изготовление и размещение информационных знаков «Уходя, гаси свет!»Уч-ся 8 классовПрививать навыки экономного расходования электроэнергии. Разработка памятки «Бережешь свои деньги – сохраняешь экологию страны»Уч-ся 9 классовПроанализировав данную проблему, составить памятку бережливых. Приложение №313. Привлечь родителей к участию в мероприятиях на энергосберегающие темыУч-ся 1-11 классовПопуляция энергосберегающих мероприятий
Энергосбережение — это не только экономия денег, но и забота о планете. Каждый из нас является частью планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Мы тоже часть планеты, мы тоже можем внести свой вклад в окружающую природу. Мы можем экономить свет, тепло и воду, а значит и энергию. И если каждый что — то делает, мы многое можем достичь вместе!
Насколько повышается температура после утепления окон?
Больше или меньше тратит энергии в комнате чистый пылесос?
Расходуется ли энергия если из крана течёт вода?
Существуют ли энергосберегающие лампы?
Выключаете ли вы электротехнику из розеток?
Почему не рекомендуется перегружать бельем стиральную машину?
Зачем был придуман День энергосбережения?
Страдает или нет Земля от неумеренного использования электроэнергии
Опросник по вопросам энергосбережения
Знаешь ли ты как экономит электроэнергию?
Всегда ли ты соблюдаешь правила экономии воды и света?
Знаешь ли ты, как влияет глобальное потепление на окружающую среду?
Знаешь ли ты какой посильный вклад в энергосбережение можешь внести?
Используйте передовую осветительную технику (энергосберегающие лампы).
Выключайте свет, когда он не нужен.
Необходимо давать доступ дневному свету, раздвинув занавески.
Иногда лучше сменить абажур, чем устанавливать дополнительное освещение.
Выключайте неиспользуемые приборы из сети (например, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр).
Ставь холодильник в самое прохладное место кухни.
Чаще меняйте мешки для сбора пыли в пылесосе.
Используйте светлые шторы, обои.
Чаще мойте окна, на подоконниках ставьте небольшое количество цветов.
Не закрывайте плотными шторами батареи отопления.
Настройте свой домашний компьютер на экономичный режим работы (отключение монитора, переход в спящий режим, отключение жестких дисков и т
Выбирайте бережливую стиральную машину. Более экономичны автоматические или полуавтоматические стиральные машины.
Установите двухтарифный счетчик
Сценарий выступления агитбригады «Экономка»
Песня О. Газманова «Мой ясные дни»
Как же так получается, что планета вращается,
Что планета вращается, ни смотря ни на что!
Все мы вроде бы умные – о природе не думаем,
И конечно не думаем, что же дальше нас ждет?
В этот зрительный зал мы сегодня пришли,
Чтобы вновь говорить о проблемах Земли.
Пусть услышат нас все, и, конечно, поймут,
И к полезным делам поскорей перейдут!
1-й участник: Мы нашей встрече очень рады,
Поговорим сегодня громко.
Дадим мы слово агитбригаде
Агитбригаде «Экономка».
2-й участник: В наш безумный компьютерный век,
От соблазнов уйти очень сложно.
И стремится вперёд человек
Необузданно, неосторожно.
Выключать забывая их часто.
Он является попросту вором
И транжирой электробогатства.
4-й участник: Телевизор, компьютер и тэны
Включены день и ночь на пролёт.
Так энергия в бездну течёт.
( Инсценировка сказки А. Исаакяна «Самая нужная вещь» )
Царь: Дорогие мои сыновья! Отец ваш стар и не может больше править страной. Кто исполнит мою мечту, тот и унаследует корону, станет править моим народом. Видите вон то огромное и вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Я мечтал заполнить его чем-нибудь таким, что было бы самым нужным на этом свете, чем я сумел
бы осчастливить весь свой народ. Отыщите ту самую нужную вещь и заполните моё хранилище.
Царь: Добро пожаловать, бесценные мои сыновья. Ну и как, удалось вам найти и доставить ту самую нужную в мире вещь?
Старший сын (вынул из кармана горсть зерна и протянул отцу):
Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без хлеба?
Средний сын (вынул из кармана горсть земли и протянул отцу):Землёю заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в целом мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто сможет прожить без земли?
Младший сын (взял свечку, зажёг её) Светом заполню я это огромное хранилище. Только светом. Ничего не нашёл нужнее, чем свет. Свет – самое нужное в мире. Без света земля не уродит хлеба. Без света на земле не было бы жизни. А ещё свет знаний – самая нужная вещь. Только светом знаний можно управлять миром!
Царь: Долгих лет жизни тебе, мой сынок! Ты по праву заслуживаешь трона, потому как хочешь самого прекрасного – хочешь, чтобы у людей всегда был свет, а от света знаний люди твоего царства умнели и мудрели.
1-й участник: Жизнь идёт, идёт, идёт,
А потребность всё растёт.
Энергия – это Вам не шутка
И везде она нужна, каждую минутку.
2-й участник: Роль энергии велика
В жизни человека.
И растёт её потребность
С каждым новым веком.
3-й участник: Да не только с новым веком,
С новым годом, днём, часом.
Нам всё больше нужно это
Не хватает нам её!
4-й участник: Чтобы жизнь не прекращалась,
А энергия не уменьшалась
Нужно нам её беречь
И как золото стеречь.
Чтобы жизнь была красивой.
Долгой, доброй и счастливой.
( разговаривают две старушки)
1-я старушка. — До чего дошёл прогресс?
До невиданных чудес.
Шар земной туда-сюда
Окрутили провода.
2-я старушка. Нету ламп, свечей давно,
Свет горит, когда темно.
Радио, магнитофон.
1-я старушка. Микроволновка, холодильник,
Утюг, миксер, морозильник.
Всё включено в таком количестве!
Как хватает электричества?
2-я старушка. А ты ещё себе мобильник не купила?
Вот уж, ей-Богу, где бесовская-то сила!
1-я старушка. — Ага! Ведь в никуда как будто говоришь,
А без труда а Америку звонишь.
2-я старушка. — Ой, заболталась я, Семёновна, с тобой.
Спешить мне надобно скорей домой.
Мои, наверное, с утра все разбежались,
А электричество включённым всё, небось, осталось.
1-я старушка. — Да и мне пора квартиру осмотреть:
Мои-то тоже могут бросить свет и газ гореть.
Спят до последнего. Потом, как на пожаре, суетятся,
Всё повключают и оставят, на работу, в школу мчатся.
Вчера соседей снизу во-он как затопили!.
Порядка нету в целом мире!
(Уходят. Появляется мужчина с газетой. Садится, читает. Вбегает Малыш)
Автор (за сценой): Кроха сын домой пришёл,
И спросила кроха.
Кроха: Если газом греют дом,
Папа, это плохо?
Папа: Видишь, занят я, сынок,
Не лезь ко мне с вопросом.
Ведущий: И отцу-то невдомёк,
Что спросила кроха.
Малыш же на своём стоит.
И опять с вопросом:
Кроха: Днём свет на лестнице горит
Папа: Ты же видишь: я читаю,
Поиграй сам, кроха.
Кроха: Из крана капает вода,
Ведущий: Долго сын ответа ждал.
1-й участник: Ресурсы Земли не бездонны,
Им однажды наступит предел.
Если люди об этом не вспомнят,
Ужаснувшись от собственных дел.
2-й участник: Чтоб хватило и света и газа,
Чтоб тепло могло всех обогреть,
Как зеницу бесценного глаза
Нам энергию нужно беречь.
3-й участник: Чтобы получить доход,
К энергии нужен корректный подход.
Чтоб работу сделать всякий раз,
Необходим энергии запас.
4-й участник: На работе, в гостях или дома,
Экономить везде и во всём (хором)
Делать Землю богатой, бездонной
Потому, что она — общий дом (хором)