работы по энергосбережению и энергоэффективности

(в ред. Федеральных законов от 08. 2010 N 83-ФЗ,

от 27. 2010 N 191-ФЗ, от 27. 2010 N 237-ФЗ, от 11. 2011 N 197-ФЗ,

от 11. 2011 N 200-ФЗ, от 18. 2011 N 242-ФЗ, от 03. 2011 N 383-ФЗ,

от 06. 2011 N 402-ФЗ, от 07. 2011 N 417-ФЗ, от 12. 2011 N 426-ФЗ,

от 25. 2012 N 93-ФЗ, от 10. 2012 N 109-ФЗ, от 25. 2012 N 270-ФЗ,

от 05. 2013 N 44-ФЗ, от 07. 2013 N 113-ФЗ, от 02. 2013 N 185-ФЗ,

от 28. 2013 N 396-ФЗ, от 28. 2013 N 399-ФЗ, от 28. 2013 N 401-ФЗ,

от 04. 2014 N 291-ФЗ, от 04. 2014 N 339-ФЗ, от 04. 2014 N 344-ФЗ,

от 29. 2014 N 458-ФЗ, от 29. 2014 N 466-ФЗ, от 29. 2015 N 176-ФЗ,

от 13. 2015 N 233-ФЗ, от 03. 2016 N 269-ФЗ, от 26. 2017 N 196-ФЗ,

от 29. 2017 N 217-ФЗ, от 29. 2017 N 279-ФЗ, от 23. 2018 N 107-ФЗ,

от 19. 2018 N 221-ФЗ, от 29. 2018 N 255-ФЗ, от 03. 2018 N 340-ФЗ,

от 27. 2018 N 522-ФЗ, от 26. 2019 N 241-ФЗ, от 11. 2021 N 170-ФЗ)

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 29. 2017 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст

Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.

Застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя. Требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Копия акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса энергетической эффективности многоквартирного дома на момент составления этого акта должна быть направлена в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 25. 2012 N 93-ФЗ)

Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования. В данном перечне мероприятий должно содержаться указание на:

1) необязательность таких мероприятий для проведения их лицами, которым данный перечень мероприятий адресован;

2) возможность проведения этой организацией отдельных мероприятий из числа указанных в данном перечне мероприятий за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий;

3) определяемых на основании общедоступных источников возможных исполнителей мероприятий, указанных в данном перечне мероприятий и не проводимых этой организацией.

Перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации. Примерная форма перечня таких мероприятий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил. Если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых в соответствии с требованиями настоящей части действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного жилищного надзора, по результатам проведенных проверок соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме регулярно (не реже чем один раз в год) обязаны информировать население о лицах, ответственных за содержание многоквартирных домов и подвергнутых административному наказанию за нарушение установленных требований к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, путем размещения информации в средствах массовой информации.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие:

1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;

2) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий;

3) иные положения согласно требованиям частей 2 — 4 настоящей статьи.

3 в ред. Федерального закона от 28. 2013 N 399-ФЗ)

Если организация с участием государства или муниципального образования, организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, имеют дочерние и зависимые общества, программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций могут включать в себя в качестве подпрограмм программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих дочерних и зависимых обществ. Включение в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации с участием государства или муниципального образования, организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, в качестве подпрограмм программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих дочерних и зависимых обществ не освобождает их от обязанности по утверждению и реализации своих программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в случае, если соответствующие дочерние и зависимые общества являются организациями с участием государства или муниципального образования либо организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.

(часть 1. 1 введена Федеральным законом от 28. 2013 N 399-ФЗ)

Требования к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Читайте также:  Энергоэффективность конвектора

(часть 1. 2 введена Федеральным законом от 28. 2013 N 399-ФЗ)

(часть 1. 3 введена Федеральным законом от 23. 2018 N 107-ФЗ)

(часть 2 в ред. Федерального закона от 28. 2013 N 399-ФЗ)

Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должны включать в себя:

1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ (без указания их значений);

2) перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения;

3) показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Требования к указанным в части 3 настоящей статьи программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также могут содержать значения целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и иные показатели.

Формирование производственных программ, инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в отношении регулируемых видов деятельности, а также регулирование цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций должно осуществляться с учетом программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности таких организаций.

В целях экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности при осуществлении регулируемых видов деятельности (за исключением транспортировки, поставок газа) регулирование цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) преимущественно в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в том числе на основе метода обеспечения доходности инвестированного капитала, в частности с применением метода сравнения. При этом цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул и зависят от исполнения такими организациями показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, которые устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В целях закрепления долгосрочных параметров, учтенных при установлении долгосрочных тарифов, между органом государственной власти, органом местного самоуправления, осуществляющими функции в области регулирования цен (тарифов), и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности, заключается соглашение, определяющее права и обязанности сторон. Установление долгосрочных тарифов и динамики их изменений может осуществляться с учетом неравномерности темпов изменения отдельных показателей, оказывающих влияние на размер необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, при условии достижения такой организацией совокупного размера необходимой валовой выручки за весь период, на который установлены долгосрочные тарифы.

Расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

При переходе на расчеты за энергетические ресурсы на основании данных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, в подлежащую учету при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче соответствующих энергетических ресурсов необходимую валовую выручку организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, могут включаться затраты таких организаций на реализацию действий по сокращению потерь энергетических ресурсов, возникающих при их передаче, на период не более чем пять лет при условии обеспечения экономического эффекта для потребителей от такого сокращения в виде уменьшения стоимости используемых энергетических ресурсов в сопоставимых условиях. При осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должно предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (за исключением услуг по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков), не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. При этом указанная экономия должна быть сохранена за организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и не может быть исключена из необходимой валовой выручки таких организаций на период не менее чем пять лет, а для организаций, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии, и гарантирующих поставщиков, — на десять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, в том числе путем установления объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения. По истечении указанного срока цены (тарифы) на соответствующие товары, услуги должны устанавливаться с учетом полученной такими организациями экономии от проведения этих мероприятий и обеспечивать эффект для потребителей от указанной экономии, в том числе путем снижения объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, подлежащего учету при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов. Порядок, методы и принципы установления цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, с учетом положений настоящей части устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

(в ред. Федерального закона от 27. 2018 N 522-ФЗ)

При установлении цен (тарифов) на энергетические ресурсы, цены (тарифы) на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат государственному регулированию, потребителям должна быть обеспечена возможность выбора цен (тарифов), которые дифференцированы по времени суток (установленным периодам времени). Также может применяться дифференциация указанных цен (тарифов) по иным критериям, отражающим степень использования энергетических ресурсов. Порядок такой дифференциации цен (тарифов) на энергетические ресурсы устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Содержание
  1. Энергосбережение
  2. Основные технические направления и способы энергосбереженияПравить
  3. Архитектурное решениеПравить
  4. Конструктивные решенияПравить
  5. Инженерные решенияПравить
  6. Опыт строительства энергосберегающих зданийПравить
  7. Экономия электрической энергииПравить
  8. ЭлектроприводПравить
  9. ЭлектроплитыПравить
  10. ЭлектрообогревПравить
  11. Холодильные установки и кондиционированиеПравить
  12. Потребление бытовых и прочих устройствПравить
  13. Снижение потерь в сетиПравить
  14. Экономия теплаПравить
  15. Повышение эффективности систем теплоснабженияПравить
  16. Экономия водыПравить
  17. Экономия газаПравить
  18. Экономия моторного топливаПравить
  19. Энергосбережение в различных отраслях промышленностиПравить
  20. Эффективность и экономический расчетПравить
  21. Факторы, сдерживающие энергосбережениеПравить
  22. Законодательство РФ в области энергосбереженияПравить

Энергосбережение

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 апреля 2021 года; проверки требуют 19 правок.

Основные технические направления и способы энергосбереженияПравить

На обогрев зданий в зимний и охлаждение в летний периоды расходуется большое количество тепловой и электрической энергии. Применение комплекса грамотных решений на этапах проектирования, строительства и капитального ремонта позволяет многократно (например, в зданиях типа Пассивный дом в 10 раз) снизить самые крупные статьи расхода энергии — на отопление, горячее водоснабжение и кондиционирование.

В РФ для обозначения степени энергоэкономичности зданиям присваивают класс энергоэффективности, обозначаемый A++, A+, A, B+, B, C+, C, C-, D, E. При определении класса энергоэкономичности учитываются расходы только сравнительно дешёвой тепловой энергии в отопительный период и не учитываются расходы более дорогой электрической энергии на кондиционирование (охлаждение и обогрев) в летний и переходный периоды. Таким образом, подобная система обозначений не может объективно характеризовать общую степень энергоэффективности здания.

Архитектурное решениеПравить

Небольшой козырёк над южными окнами защищает от лучей летнего солнца и не препятствует лучам зимнего солнца

  • энергоэффективная форма дома, обеспечивающая минимальную площадь наружных стен по отношению к площади пола.
  • проектирование и строительство многоэтажных зданий с применением ширококорпусных планировочных решений — 16÷18 метров ширины зданий вместо 10÷12 метров;
  • оптимальная площадь остекления;
  • наличие тамбуров на входах;
  • эффективные солнцезащитные козырьки от летнего перегрева, который ухудшает комфорт и приводит к затратам электроэнергии на кондиционирование.

Конструктивные решенияПравить

Теплоизоляция с внешней стороны здания имеет ряд преимуществ перед внутренней теплоизоляцией: значительно сглаживаются колебания температуры в помещении за счёт тепловой инерции материала внешних стен (кирпич, бетон и т. ), внешние стены играют роль аккумулятора тепловой энергии при неравномерном по времени поступлении тепла (солнечное тепло, тепло от печного отопления, электроотопление с помощью льготных ночных тарифов и т. ), улучшаются условия эксплуатации материала внешних стен и т.

Читайте также:  Энергоэффективность в иваново

Инженерные решенияПравить

  • обеспечение воздухообмена с минимальными потерями тепла/прохлады в холодный/жаркий периоды года с помощью механической приточно-вытяжной системы с рекуперацией тепла.
  • использование энергии внешних природных источников и окружающей дом территории, например, использование солнечной энергии для отопления и нагрева воды, использование круглогодично стабильной температуры подземного грунта для обогрева зимой и кондиционирования летом с помощью теплового насоса, который позволяет получить или отвести наружу 3-4 единицы тепловой энергии на каждую единицу затраченной электроэнергии. Ещё более экономично прямое пассивное кондиционирование без участия теплового насоса.
  • обогрев с помощью тёплых водяных полов в связке с тепловым насосом. Тёплые полы по сравнению с традиционными радиаторами отопления дают более равномерный прогрев помещений и высокую степень комфорта при меньших затратах тепла.
  • использование внутренних тепловыделений дома, например, нагрев воды теплом выделяемым конденсатором холодильника и внешним блоком кондиционера.
  • дополнительная экономия тепловой и электрической энергии за счёт использования автоматизированной системы управления всеми техническими устройствами в здании (система «Умный дом»).

Опыт строительства энергосберегающих зданийПравить

В 2015 году компания Ruukki завершила строительство одного из первых в мире объектов коммерческой недвижимости с почти нулевым уровнем энергопотребления. Этим экспериментальным объектом стало здание исследовательского центра Университета прикладных наук Финляндии (г. Хямеенлинне).

Экономия электрической энергииПравить

Несмотря на активное внедрение энергосберегающих источников света, расход электроэнергии на освещение остаётся значительным. Применение более эффективных источников света нередко приводит не столько к экономии электроэнергии, сколько к избыточной освещённости и антропогенному световому загрязнению окружающей среды. Ключевыми мероприятиями оптимизации потребления электроэнергии на освещение являются:

  • максимально рациональное использование дневного света (рациональное размещение и оптимальная площадь окон, применение оптимального режима бодрствования, максимально совпадающего со световым днём, использование световодов для освещения внутренних помещений);
  • повышение отражающей способности интерьера и экстерьера (светлые наружные стены рядом стоящих зданий повышают освещённость в помещениях в дневное время за счёт отражения естественного света в окна);
  • оптимальное размещение световых источников (местное освещение, направленное освещение);
  • использование осветительных приборов только по необходимости, перевод освещения в дежурный режим когда оно меньше требуется (например, уличное освещение с 23-00 до 6-00 часов);
  • повышение светоотдачи существующих источников (замена люстр, плафонов, удаление грязи с плафонов, применение более эффективных отражателей);
  • Светодиодные лампы с цоколем Е40 предназначены для установки в стандартные светильники уличного освещения для рационального использования энергоресурсовзамена неэффективных ламп накаливания и содержащих опасную ртуть люминесцентных ламп на более энергоэффективные, безопасные и долговечные светодиодные лампы;
  • применение устройств управления освещением (датчики движения и акустические датчики, датчики освещенности, таймеры, системы дистанционного управления);
  • внедрение автоматизированной системы диспетчерского управления наружным освещением (АСДУ НО);
  • установка интеллектуальных распределённых систем управления освещением (минимизирующих затраты на электроэнергию для данного объекта).

ЭлектроприводПравить

Основными мероприятиями являются:

  • оптимальный подбор мощности электродвигателя;
  • использование частотно-регулируемого привода (ЧРП).

ЭлектроплитыПравить

  • использование газовых варочных плит вместо электрических там, где это возможно.
  • использование более экономичного варочного оборудования: мультиварки, индукционные электроплиты, скороварки и т. п.
  • использование посуды с широким плоским дном, полностью покрывающим поверхность конфорки электроплиты.

ЭлектрообогревПравить

  • подбор оптимальной мощности электрообогревательных устройств;
  • оптимальное размещение устройств электрообогрева для снижения времени и требуемой мощности их использования;
  • местный (локальный) обогрев, в том числе переносными обогревателями, направленный обогрев рефлекторами;
  • использование устройств регулировки температуры, в том числе устройств автоматического включения и отключения, снижения мощности в зависимости от температуры, временных таймеров;
  • замена прямого электрообогрева на обогрев с использованием тепловых насосов;

Схема классического холодильника (холодильной установки)

Холодильные установки и кондиционированиеПравить

Для холодильных установок и бытовых холодильников основными способами снижения потребления электроэнергии являются:

  • оптимальный подбор мощности холодильной установки;
  • качественные теплоизоляция корпуса (стенок) и уплотнитель двери холодильника;
  • не допускать образования наледи, инея в холодильнике, вовремя размораживать;
  • не рекомендуется помещать в холодильную установку (холодильник) материалы и продукты, имеющие температуру выше температуры окружающей среды — их необходимо предварительно охладить до температуры снаружи;
  • качественный отвод тепла — эффективное охлаждение теплоотводящего радиатора (эффективная вентиляция радиатора, вынос радиатора холодильника в неотапливаемое помещение либо помещение холодильника туда в холодное время года);
  • не допускается ставить холодильник близко к источникам тепла и подвергать солнечным лучам.
  • необходимо корректно подбирать тип кондиционирования (пассивный, испарительный, мобильный, оконный, сплит-система, VRV/VRF-система, система чиллер-фанкойл) в зависимости от климата, требуемой мощности и типа помещения;
  • в сухом и жарком климате необходимо использовать более экономичные кондиционеры испарительного типа (с прямым или непрямым испарением) вместо компрессионных;
  • применение пассивного кондиционирования при возможности прямого отвода тепла в подземные воду и грунт;
  • при кондиционировании компрессионным кондиционером окна и двери должны быть закрыты — иначе кондиционер будет охлаждать улицу или коридор;
  • чистить воздушные фильтры и теплообменники, не допускать их сильного загрязнения;
  • необходимо настроить режим автоматического поддержания оптимальной температуры, не охлаждая, по возможности, комнату ниже комфортных 22—24 градусов;
  • рассмотреть возможность отказа от установки и использования кондиционеров, в том числе и с эстетической точки зрения (внешние блоки кондиционеров, висящие на фасадах домов);
  • теплоизоляция и солнцезащита помещения.

Потребление бытовых и прочих устройствПравить

Наибольшее энергопотребление из бытовых приборов имеют устройства, имеющие в своей конструкции нагревательные элементы (стиральные машины, обогревательные приборы, электрочайники и т. ), а также другие устройства с высокой потребляемой мощностью (пылесосы, кондиционеры). При покупке электроприборов следует обращать внимание на потребляемую мощность и классы энергоэффективности.

Снижение потерь в сетиПравить

  • использование энергосберегающих устройств;
  • увеличение значений номиналов проводников — проводов и кабелей;
  • отслеживание несанкционированных подключений.
  • снижение реактивной потребляемой мощности

Экономия теплаПравить

  • использование эффективный теплоизоляционных материалов при строительстве и модернизации зданий. В средней полосе России 100—200 мм использование эффективного утеплителя позволяет сэкономить 50—60 % тепла;
  • установка теплосберегающих оконных конструкций с применением низкоэмиссионного селективного стекла. Позволяет сэкономить 10—20 % тепла;
  • устройство тамбуров на входе в здание и применение утеплённых входных и балконных дверей;
  • установка рекуператора тепла выходящего воздуха. Позволяет сэкономить 20—30 % тепла;

Повышение эффективности систем теплоснабженияПравить

Мероприятия по повышению эффективности систем теплоснабжения предусматривают следующие направления оптимизации:

Со стороны источника:

  • повышение эффективности источников теплоты за счет снижения затрат на собственные нужды;
  • использование современного теплогенерирующего оборудования, такого как конденсационные котлы, пиролизные котлы и тепловые насосы;
  • использование узлов учёта тепловой энергии;
  • использование ко- и три- генерации;
  • использование грунтовых теплообменников.

Со стороны тепловых сетей:

  • Снижение тепловых потерь в окружающую среду;
  • Оптимизация гидравлических режимов тепловых сетей;
  • Использование современных теплоизоляционных материалов;
  • Использование антивандальных покрытий при наружной прокладке тепловых сетей;
  • Снижение утечек и несанкционированных сливов теплоносителя из трубопроводов.

Со стороны потребителей:

  • Снижение тепловых потерь через наружные ограждающие конструкции;
  • Использование вторичных энергоресурсов;
  • Использование систем местного регулирования отопительных приборов для исключения перетопа;
  • Перевод зданий в режим нулевого потребления теплоты на отопление. При этом поддержание параметров воздуха в здании должно происходить за счет внутренних выделений теплоты и высоких параметров тепловой изоляции;
  • Использование узлов учёта тепловой энергии;

В целом же меню «технических решений» по модернизации систем теплоснабжения очень обширно и далеко не ограничивается вышеизложенным списком. Ниже приведен пример перечня мер из «Программы модернизации систем теплоснабжения» комплексной программы развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса целого региона, включающего 22 муниципальных образования; 126 городских и сельских поселений; более чем 200 отдельных систем теплоснабжения.

Основные мероприятия программы разбиты на шесть укрупненных групп:

  • Проведение предпроектных обследований объектов теплоснабжения;
  • Строительство новых котельных;
  • Модернизация и реконструкция котельных и ЦТП;
  • Модернизация и строительство тепловых сетей;
  • Внедрение ресурсосберегающих технологий;
  • Для максимизации эффекта программы её реализуют в комплексе с модернизацией системы теплозащиты жилых и общественных зданий, совершенствованием их инженерных систем, мерами по утеплению квартир, оснащению их приборами учёта и эффективной водоразборной арматурой.

Экономия водыПравить

  • установка приборов учёта потребления воды;
  • использование воды, только когда это действительно необходимо;
  • установка сливных унитазных бачков, имеющих выбор интенсивности слива воды;
  • установка автоматических регуляторов расхода воды, аэраторов с регуляторами 6 л/мин для крана и регуляторов 10л/мин для душа;
  • сбор и использование дождевой воды.

Экономия газаПравить

  • подбор оптимальной мощности газового котла и насоса;
  • утепление помещений, оптимальный подбор эффективных радиаторов отопления в помещениях, где используется обогрев газовым котлом;
  • использование на газовых плитах посуды с широким плоским дном, закрывающейся крышкой, желательно прозрачной, подогрев в чайнике только необходимого количества воды;
  • перевод отопления, по возможности, на максимально широкое использование иных, более дешёвых видов энергии.
Читайте также:  энергоэффективность браузеров андроид

Экономия моторного топливаПравить

  • рациональное использование автотранспорта с целью минимизации непроизводительного пробега со слабой загрузкой;
  • совершенствование организации дорожного движения и дорожно-транспортной инфраструктуры, внедрение современных информационных технологий для оптимизации и рационализации пассажирских и грузовых перевозок;
  • использование электромобилей, автомобилей с гибридным приводом или на газовом топливе;
  • плавные старты и торможения при движении на автомобиле;
  • покупка автомобилей с низким расходом топлива;
  • своевременная регулировка работы двигателя внутреннего сгорания;
  • эффективный и комфортный общественный транспорт.

Энергосбережение в различных отраслях промышленностиПравить

Из всех потребляемых энергоресурсов на машиностроительных предприятиях около 30 % расходуется на чисто технологические процессы и около 70 % — на ТЭЦ, котельные, вентиляцию, освещение, выработку сжатого воздуха, внутризаводской транспорт и прочие вспомогательные нужды. Энергоемкими производствами в машиностроении являются: кузнечное, литейное, термическое и гальванопокрытий. Показателями эффективности использования энергоресурсов на предприятии машиностроительного комплекса являются:

Энергоемкость продукции рэн п ( кг у. тУруб

Электроемкость продукции Рэл п (кВт ч/руб

Теплоемкость продукции рт п (ГДж/руб. или Гкал/руб

Топливоемкость продукции РТОШ1 п (кг у. /руб.

На машиностроительных предприятиях с большим количеством металлообрабатывающих станков значительной экономии электроэнергии можно добиться следующими мероприятиями:

Уменьшением припусков и изменением формы заготовок с приближением их к форме готового изделия;

Изменением способов обработки изделий;

Применением многошпиндельных станков вместо сверления отверстий;

Выполнением фрезерных работ с установкой на одном станке нескольких фрез;

Увеличением загрузки или заменой недогруженных электродвигателей двигателями меньшей мощности;

Эффективность и экономический расчетПравить

При реализации мероприятий энергосбережения и повышения энергоэффективности различают:

  • начальные инвестиции (или увеличение, прирост инвестиций из-за выбора более эффективного оборудования). Например, замена ветхих окон в существующем доме на современные со стеклопакетами — инвестиции в энергосбережение, а отказ от установки ламп накаливания и люминесцентных ламп в строящемся доме в пользу светодиодных — увеличение инвестиций в энергосбережение (в доле превышения стоимости светодиодных светильников над обычными);
  • единовременные затраты на проведение энергоаудита (энергообследования);
  • единовременные затраты на приобретение и монтаж приборов учёта и систем автоматического контроля, удаленного снятия показаний приборов учёта;
  • текущие расходы на премирование (поощрение) ответственных за энергосбережение.

Как правило, эффекты от мероприятий энергосбережения рассчитывают:

  • как стоимость сэкономленных энергоресурсов или доля стоимости от потребляемых энергоресурсов, в том числе на единицу продукции;
  • как количество тонн условного топлива (т. у. т.) сэкономленных энергоресурсов или доля от величины потребляемых энергоресурсов в т. у. т.;
  • в натуральном выражении (кВт. ч., Гкал и т. д.);
  • как снижение доли энергоресурсов в ВВП в стоимостном выражении, либо в натуральных единицах (т. у. т., кВт. ч.) на 1 руб. ВВП

Эффекты от мероприятий энергосбережения можно разделить на несколько групп:

  • экономические эффекты у потребителей (снижение стоимости приобретаемых энергоресурсов);
  • эффекты повышения конкурентоспособности (снижение потребления энергоресурсов на единицу производимой продукции, энергоэффективность производимой продукции при её использовании);
  • эффекты для электрической, тепловой, газовой сети (снижение пиковых нагрузок приводит к снижению риска аварий, повышению качества энергии, снижению потерь энергии, минимизации инвестиций в расширение сети, и, как следствие, снижению сетевых тарифов);
  • рыночные эффекты (например, снижение потребления электроэнергии, особенно в пиковые часы, приводит к снижению цен на энергию и мощность на оптовом рынке электроэнергии — особенно важным является снижение потребления электроэнергии в вечернем пике);
  • эффекты, связанные с особенностями регулирования (например, снижение потребления электроэнергии населением уменьшает нагрузку перекрёстного субсидирования на промышленность — в настоящее время в СНГ население платит за электроэнергию, как правило, ниже её себестоимости, дополнительная финансовая нагрузка включается в тарифы для промышленности);
  • экологические эффекты (например, снижение потребления электрической и тепловой энергии в зимнее время приводит к разгрузке наиболее дорогих и «грязных» электростанций и котельных, работающих на мазуте и низкокачественном угле.);
  • связанные эффекты (внимание к проблемам энергосбережения приводит к повышению озабоченности проблемами общей эффективности системы — технологии, организации, логистики на производстве, системы взаимоотношений, платежей и ответственности в ЖКХ, отношения к домашнему бюджету у граждан).

Обычно началу реализации мероприятий по энергосбережению предшествует проведение энергоаудита.

Факторы, сдерживающие энергосбережениеПравить

  • Одним из препятствий к повсеместному осуществлению энергосбережения в быту на постсоветском пространстве является отсутствие массовой бытовой культуры энергосбережения вследствие длительного советского периода низких цен на энергоносители в прошлом. В странах СНГ цены на энергоресурсы, тепловую и электрическую энергию продолжают оставаться на сравнительно низком уровне по сравнению со странами Европы. Богатство большинства стран СНГ (Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан) энергетическими ресурсами (атомная энергия, нефть, газ, уголь, гидроэнергоресурсы) не стимулирует к энергосбережению.
  • В современный период широко распространена практика применения для населения низких тарифов социальной направленности на многие виды ресурсов (электроэнергия, газ, горячее и холодное водоснабжение, центральное отопление), снижающая заинтересованность потребителей в экономии энергоресурсов.
  • Низкая доля расчетов по индивидуальным приборам учёта и применение фиксированных нормативов. Например, при расчёте оплаты без приборов учёта (т.е. по установленному нормативу в расчете на одного человека) у потребителя возникает противоположный сбережению мотив к расточительству. При фиксированном нормативе каждая лишняя потреблённая единица ресурса (кубометр газа или горячей воды) удешевляет потребителю удельную стоимость ресурса.
  • Дороговизна индивидуальной установки приборов учета для социально незащищённых категорий потребителей. Приобретение, монтаж, поверка и замена индивидуальных приборов учёта в большинстве случаев осуществляется за счёт конечного потребителя. Стоимость работ по индивидуальной установке приборов учёта многократно превышает себестоимость аналогичных работ при массовой организованной установке счётчиков силами ресурсоснабжающих организаций. В ряде случаев установка приборов учёта сильно затруднена по техническим причинам, что приводит к дополнительному удорожанию работ и сводит на нет все преимущества использования приборов учёта.

Законодательство РФ в области энергосбереженияПравить

Начало процессу формирования принципов и механизмов государственной политики в области энергосбережения РФ было положено выходом в свет постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» (№ 371 от 01. 92 г. ) и одобрением в этом же году Правительством РФ Концепции энергетической политики России.

В апреле 1996 года был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении».

Новый Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года определяет основные требования к энергетической эффективности предприятий, организаций, в том числе бюджетных и осуществляющих регулируемые виды деятельности, требования в отношении отдельных видов товаров и оборудования, зданий, в том числе многоквартирных домов, определяет условия энергосервисных контрактов, правила создания и функционирования саморегулируемых организаций энергоаудиторов, вводит штрафы за невыполнение отдельных требований и нормативов энергоэффективности.

Сегодня энергоэффективность и энергосбережение входят в 5 стратегических направлений приоритетного технологического развития, названных президентом РФ Дмитрием Медведевым на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которая состоялась 18 июня 2009 года.

Эта тема была продолжена президентом на расширенном заседании президиума Госсовета 2 июля 2009 года в Архангельске. Среди основных проблем, обозначенных Медведевым, — низкая энергоэффективность во всех сферах, особенно в бюджетном секторе, ЖКХ, влияние цен энергоносителей на себестоимость продукции и её конкурентоспособность.

Одна из важнейших стратегических задач страны, поставленной президентом (Указ № 889 от 4 июня 2008 года «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»)— снижение энергоёмкости отечественной экономики (ВВП) на 40 % к 2020 году. Для её реализации необходимо создание совершенной системы управления энергоэффективностью и энергосбережением. В связи с этим Министерством энергетики РФ было принято решение о преобразовании подведомственного ФГУ «Объединение» Росинформресурс» в Российское энергетическое агентство, с возложением на него соответствующих функций.

Приказ Министерства энергетики РФ от 19 апреля 2010 г. № 182″Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленном по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования»

Воплотить в жизнь постановления правительства не удалось:

  • В РФ до сих пор есть и продолжают строиться многоквартирные и частные здания практически без утепления, либо с минимальным утеплением, которые не соответствуют современным требованиям энергосбережения, например таким, какие приняты в ЕС.
  • Многие города продолжают использовать неэффективный и дорогой мазут в качестве сырья для отопления.
  • Продолжается использование лампочек накаливания вместо энергосберегающих.
Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий