Сертификация продукции требованиям Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь:
Основной задачей, поставленной Государственной программой «Энергосбережение» на 2021–2025 годы, является снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 7 % к уровню 2020 г., – отметил заместитель директора Департамента по энергоэффективности Леонид Полещук на пресс-конференции в пресс-центре «Sputnik Беларусь» 6 августа 2021 г.
В ее работе также приняли участие начальник управления энергоэффективности, экологии и науки Министерства энергетики Республики Беларусь Сергей Гребень и заместитель главного инженера ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Игорь Гончарик.
– Основным направлением энергосбережения мы видим дальнейшее осуществление модернизации и технического переоснащения производств с внедрением современных наукоемких, ресурсо-, энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, включая модернизацию термических, литейных и гальванических производств, в том числе повышение эффективности технологических процессов, – отметил заместитель директора Департамента по энергоэффективности. – Увеличение использования местных видов топлива – достаточно серьезный показатель, и в программе это направление идет отдельным блоком.
Среди мероприятий и направлений, которые в дальнейшем позволят выйти на экономию в 3 и более миллионов тонн условного топлива, заместитель директора Департамента по энергоэффективности назвал развитие электротранспорта, комплектующих и зарядной инфраструктуры для него; повышение эффективности работы действующих энергетических мощностей, модернизацию литейных производств, проектирование и строительство только энергоэффективных зданий, электродомов, оптимизацию потребления тепловой энергии путем поэтапного проведения комплексной тепловой модернизации эксплуатируемого многоквартирного жилищного фонда.
Разработаны отраслевые и региональные планы мер энергосбережения на 2021 год, реализация которых обеспечит экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме не менее 550 тыс. тонн условного топлива. По последним официальным данным Бестата, за январь–май 2021 г. показатель по снижению энергоемкости ВВП составил плюс 9,4 % при годовом задании плюс 6,8 %; доля местных ТЭР (без учета атомной энергии) в валовом потреблении топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) – 14,1 % при годовом задании 16,1 %; доля возобновляемых источников энергии в валовом потреблении ТЭР – 7,3 % при годовом задании 7,4 %;
По данным Департамента по энергоэффективности, за январь–июнь 2021 г. экономия ТЭР за счет реализации энергосберегающих мероприятий составила около 357 тыс. тонн условного топлива, или 64,9 % при годовом плане 550 тыс. тонн условного топлива.
По всем указанным показателям наблюдается тенденция к выполнению.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь)
Энергосбережение в Республике Беларусь
Важнейшим приоритетом государственной энергетической политики в Республике Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Республика Беларусь не располагает значительными собственными запасами ископаемых ТЭР и вынуждена до 84% ТЭР импортировать из-за рубежа. Использование местных видов топлива в топливно-энергетическом балансе Беларуси находится на уровне 16-17 процентов, в основном за счет древесного топлива и торфа. В республике потребление топливно-энергетических ресурсов находится на уровне 35 млн. тонн условного топлива в год или 3,5 тонны на человека. По сравнению с развитыми странами (США, Канада, Япония, Австрия, Германия, Швеция), в Республике Беларусь энергоемкость внутреннего валового продукта (ВВП) в два раза выше. Поэтому стратегической целью деятельности в области энергосбережения является снижение энергоемкости ВВП и, как следствие, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:
повышения эффективности использования энергоносителей в результате внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов;
структурной перестройки отраслей экономики и промышленности;
оптимизации топливного баланса республики с увеличением доли местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Республиканским органом государственного управления, уполномоченным Правительством Республики Беларусь для проведения государственной политики в сфере энергосбережения, является Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь. Основными задачами Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь являются: проведение государственной политики в сфере энергосбережения; осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии.
Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:
осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
международное сотрудничество в сфере энергосбережения;
приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;
создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;
реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области, включающие проведение выставок, конгрессов, конференций и семинаров;
обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии, подготовка кадров;
создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.
Экономические показатели развития Республики Беларусь последних лет не только подтверждают правильность выбранной правительством политики в отношении эффективного использования энергоресурсов, но и убеждают, что альтернативы ей нет.
За последние годы значительный экономический подъем достигнут при незначительном увеличении потребления энергоресурсов, а также природного газа, абсолютная величина энергоемкости внутреннего валового продукта снижена на 28,2 процента при росте ВВП почти в 1,5 раза. Это очень солидные результаты, которых еще не было в мировой теории и практике экономического развития. Безусловно, основной вклад в увеличение ВВП вносится такими «прорывными» направлениями, как машиностроение, металлургия, химическая промышленность, которые являются также и наиболее энергоемкими отраслями.
Общий потенциал энергосбережения в республике оценивается на уровне 30% валового потребления ТЭР. Основные пути его реализации: структурная перестройка экономики (около 30%), научно-технический прогресс (около 50%), совершенствование организационных и экономических механизмов стимулирования энергосбережения (около 20%).
Программными документами, определяющими пути реализации потенциала экономии энергоресурсов в Республике Беларусь, являются Республиканские программы по энергосбережению, утверждаемые в установленном законодательством порядке Правительством Республики Беларусь на 5 лет. Ежегодно определяются приоритетные направления в сфере энергосбережения на текущий момент и ближайшую перспективу, разрабатываются и выполняются региональные и отраслевые программы мероприятий по энергосбережению. В результате выполнения этих программ конкретные энергосберегающие технологии и оборудование внедряются в народном хозяйстве республики и обеспечивают энергосберегающий эффект.
На сегодняшний день в стране принята Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на 2006-2010 годы. В соответствии с ней поставлена задача до 2010 года снизить энергоемкость ВВП на 27 — 30%. Государственная программа четко определяет объекты, сроки и источники финансирования. Ее реализация позволит в сфере энергетики повысить уровень энергетической безопасности страны за счет обновления основных производственных фондов Белорусской энергосистемы, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и увеличения использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Будет повышена и надежность работы энергосистемы в целом. В социальной сфере исполнение Государственной программы позволит увеличить количество рабочих мест на новых объектах, всех стадиях добычи, производства, транспортировки и использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии. Возрастут налоговые отчисления в республиканский и местные бюджеты. В производственной сфере увеличится спрос на оборудование и технологии для использования местных видов топлива, будут обновлены основные производственные фонды в целом по системе. Срок реализации Государственной программы — 2006-2010 годы — обоснован сроками ввода и освоения конкретных объектов и наличием объективной исходной информации о ценах на энергоносители и основное оборудование.
К основным техническим приоритетам деятельности в области энергосбережения относятся:
повышение эффективности работы генерирующих источников за счет изменения структуры генерирующих мощностей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оптимизация режимов работы энергоисточников и распределения нагрузок энергосистемы;
модернизация и повышение эффективности работы котельных за счет перевода паровых котлов в водогрейный режим, модернизации тепловой изоляции на всех элементах и оборудовании котельных и тепловых сетей; отбора дутьевого воздуха с верхней части здания котельных; установки экономайзеров и других теплообменников для утилизации ВЭР, оснащения котлов автоматикой контроля процессов сжигания и регулирования либо производственного контроля (мониторинга) топочного режима котлов на базе портативных измерителей тепловых потерь в увязке с режимами потребления тепловой энергии, установки аккумуляторов теплоты и другое;
внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки;
снижение потерь и технологического расхода энергоресурсов при транспортировке тепловой и электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов за счет снижения расходов на собственные нужды обслуживаемых подразделений, технического перевооружения и оптимизации режимов загрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций, тепловых сетей и тепловых пунктов, компрессорных станций на газопроводах, насосных в тепловых сетях, на нефте- и продуктопроводах с внедрением регулируемого электропривода;
создание мини-ТЭЦ на базе ПГУ и ГТУ на компрессорных станциях газопроводов;
создание технических условий (объединение тепловых сетей, строительство перемычек, аккумуляторов теплоты и другое) для максимальной передачи нагрузок от котельных любых ведомств на ТЭЦ со стоимостью тепловой энергии для владельцев котельных на уровне ее себестоимости на ТЭЦ;
наладка и автоматическое регулирование гидравлических и тепловых режимов тепловых сетей (перерасчет и шайбирование, замена сетевых насосов, регулировка и другое);
замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных видах, горючих отходах), а также перевод всевозможных электросушильных установок и нагревательных печей (где это целесообразно) на топливоиспользующие установки;
внедрение автоматических систем регулирования потребления энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции жилых, общественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;
разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий при нагреве, термообработке, сушке изделий, новых строительных и изоляционных материалов с улучшенными теплофизическими характеристиками и, в частности, спецдобавок при производстве железобетонных изделий; энерготехнологических комплексов при производстве цемента, стекла, кирпича, переработке нефти, на предприятиях химической и пищевой промышленности и другое;
дальнейшее развитие системы учета всех видов энергоносителей, включая учет их расхода на отопление жилых помещений, а также внедрение многотарифных счетчиков энергии;
максимальная утилизация тепловых вторичных энергоресурсов (горячей воды, конденсата, дымовых газов, вентвыбросов, канализационных стоков) в технологических процессах, системах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов и населенных пунктов;
разработка и внедрение эффективных биогазовых установок для производства горючих газов и удобрений из отходов животноводства, растениеводства, специально выращиваемой биомассы;
разработка и внедрение технологии использования бытовых отходов и мусора для топливных целей;
внедрение теплонасосных установок на промышленных предприятиях в централизованных и индивидуальных системах отопления;
экономически целесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источников энергии;
техническое перевооружение автомобильного транспорта и тракторов, включая перевод на дизельное топливо, сжиженный и сжатый природный газ, разработка и внедрение экономичных двигателей, совершенной системы диагностики и регулирования, оптимальных режимов эксплуатации;
разработка и внедрение технологии получения топлива для дизельных установок из метанола и рапсового технического масла;
разработка, организация производства и внедрение энергосберегающего оборудования, приборов, материалов;
децентрализация систем энергообеспечения потребителей теплом, топливом, сжатым воздухом с малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы;
максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения и утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод, использования энергоэффективных строительных материалов, конструкций, гелиоподогревателей;
совершенствование технологии брикетирования торфа.
В Республике Беларусь выстроена четкая система финансирования энергосбережения. Финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет:
— собственных средств предприятий;
— средств целевого фонда энергосбережения;
— средств инновационных фондов министерств и ведомств;
— средств республиканского и местных бюджетов;
— средств кредитов банков, в том числе льготных;
— средств международных финансовых организаций.
Реализации государственной политики в сфере энергосбережения в республике способствует развитая нормативная правовая база:
Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» от 15.07.1998 № 190-3З. Законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования ТЭР, и установлены правовые основы этих отношений. В нём подчёркнуто, что энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь. Законом определены основы государственного управления энергосбережением, экономические и финансовые механизмы энергосбережения, ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении.
Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 года № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства». Директива определяет, что в целях укрепления экономической безопасности государства необходимо: обеспечить энергетическую безопасность и энергетическую независимость страны; принять кардинальные меры по экономии и бережливому использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов во всех сферах производства и в жилищно-коммунальном хозяйстве; ускорить техническое переоснащение и модернизацию производства на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники; повысить эффективность научно-технической и инновационной деятельности; обеспечить стимулирование экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов; широко пропагандировать среди населения необходимость соблюдения режима повсеместной экономии и бережливости; установить эффективный контроль за рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов; повысить ответственность руководителей государственных органов и иных организаций, граждан за неэффективное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, имущества.
Более 20 постановлений Правительства Республики Беларусь.
Ведомственные нормативно-правовые акты, методики и рекомендации.
Указанными нормативно-правовыми актами, среди прочих, установлен порядок экономического стимулирования энергосбережения для организаций социальной сферы и реального сектора экономики, которым разрешено полученную денежную экономию от внедрения энергосберегающих мероприятий использовать на премирование работников и дальнейшее внедрение энергосберегающих мероприятий.
Для усиления работы по энергоэффективности, выполнения повышенных заданий по энергосбережению в республике широко используется передовой зарубежный опыт эффективного использования ТЭР, и активно привлекаются средства международных финансовых организаций, в том числе Всемирного Банка, ПРООН, ГЭФ.
В республике функционирует система подготовки кадров в сфере энергосбережения: три ведущих вуза страны готовят инженеров-энергоменеджеров, кроме того, применяется практика проведения отраслевых и региональных тематических семинаров.
В республике осуществляется широкая пропаганда энергосбережения: в средствах массовой информации публикуются статьи по наиболее актуальным вопросам энергосбережения в жизни населения, по радио и телевидению организуются пресс-конференции и интервью с ведущими специалистами в области энергосбережения, в дошкольных и школьных учреждениях образования проводятся тематические занятия по энергосбережению. С 1997 года в республике издается ежемесячный научно-практический журнал «Энергоэффективность», распространяемый также за пределами Республики Беларусь, в котором публикуются статьи по наиболее актуальным проблемам энергосбережения, обмену опытом по внедрению в производстве новых энергоэффективных технологий, а также сводный каталог энергосберегающего оборудования и организаций-производителей.
Вопросы развития использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии являются весьма актуальными для Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 года № 1680 утверждена Целевая программа обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года. Указанная программа определяет комплексное развитие, использование и максимальное вовлечение в энергетический баланс возобновляемых источников энергии, в том числе древесного топлива, диверсификацию видов энергоресурсов и их поставщиков, модернизацию и развитие основных фондов топливно-энергетического комплекса республики.
В программе определены потенциал и объемы использования местных топливно-энергетических ресурсов в отраслях, объемы и источники финансирования, направления совершенствования законодательной базы, стимулирующей увеличение использования местных топливно-энергетических ресурсов, экологические аспекты использования таких ресурсов.
Реализация программы предусматривает:
— значительное увеличение древесной биомассы на топливные нужды и подготовку ее к использованию, в том числе в твердотопливных котлах, газогенераторах, а также на мини-ТЭЦ;
— строительство каскадов ГЭС на реках Днепр, Неман, Западная Двина, восстановление мини- и микроГЭС;
— строительство ветроэлектростанций;
— внедрение гелиоводоподогревателей;
— разработку технологий выращивания, подготовки и сжигания фитомассы быстрорастущих пород древесины (канадская ива, дальневосточная гречиха);
— внедрение биогазовых установок для получения горючего газа из отходов животноводства и растениеводства, с последующим сжиганием в котельных агрегатах и когенерационных установках;
— сжигание в энергетических целях отходов сельскохозяйственного растениеводства (солома, льняная костра) и коммунальных отходов;
— внедрение технологий получения топливного этанола из древесины и биодизельного топлива из рапса;
— исследование возможности использования геотермальных энергоресурсов;
— в перспективе рассматривается разработка и использование в энергетических целях залежей бурого угля и сланцев на территории Республики Беларусь.
Основные направления энергосбережения в республике Беларусь
Л.В. Шенец, заместитель председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности, г. Минск, Беларусь
Системный подход в энергосбережении
Республика Беларусь относится к странам, не имеющим в достаточном количестве собственных топливно-энергетических ресурсов, таким как Швейцария, Дания, Япония и другие. Однако опыт этих стран показывает, что экономика может динамично развиваться за счет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающих мероприятий, освоения передовых энергоэффективных технологий, снижения издержек производства.
В республике в течение последних пятнадцати лет значительно активизировалась работа в сфере энергосбережения и оптимизации топливно-энергетического баланса. В результате, за период 1990-2008 гг. энергоемкость валового внутреннего продукта снизилась более чем в 2,8 раза.
Такие весомые результаты в повышении эффективности энергоиспользования в народном хозяйстве достигнуты в большой степени благодаря сложившемуся в республике системному подходу в работе по энергосбережению. Дополнительным импульсом к усилению работы по энергосбережению стало принятие Главой государства 14 июня 2007 г. Директивы № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» (посмотреть документ можно на портале ЭнергоСовет.ру – прим. ред.), в которой поставлена задача снизить энергоемкость внутреннего валового продукта республики в периоды 2006-2010 гг. и 2010-2015 гг. соответственно на 31% и на 28% – до 0,27 и 0,20 т н.э. на тыс. долл. США по паритету покупательской способности. Правительство республики установило жесткий контроль за ходом ее реализации, для чего была разработана специальная матрица, позволяющая в режиме online обеспечить контроль выполнения доведенных заданий и мероприятий Директивы в разрезе отраслей и регионов. Ежемесячно проводится актуализация матрицы и направляется Премьер-министру Республики Беларусь с выводами и предложениями по усилению работы. С участием первых лиц Правительства проходят выездные заседания, видео-конференции, где заслушиваются отчеты руководителей министерств и ведомств, облисполкомов о выполнении доведенных заданий по энергосбережению.
На основании анализа состояния и эффективности энергоиспользования в народном хозяйстве, имеющихся резервов экономии топливно-энергетических ресурсов разрабатываются целевые показатели по энергосбережению и в установленном порядке доводятся в виде заданий министерствам, ведомствам и регионам. Основным инструментом проведения энергосберегающей политики является разработка и реализация республиканской, региональных и отраслевых программ энергосбережения. На каждые пять лет, начиная с периода за 1996-2000 гг., разрабатывается и выполняется Республиканская программа энергосбережения. В 2005 г. постановлением Правительства от 2 февраля 2006 г. №137 утверждена и в настоящее время реализуется Республиканская программа по энергосбережению на 2006-2010 гг., в которой намечены приоритетные направления энергосбережения и пути их реализации, определены конкретные задания по экономии топливно-энергетических ресурсов.
Ежегодно рост производства в Беларуси обеспечивается при экономии энергоресурсов (рис. 1). В 2006 г. снижение энергоемкости ВВП составило 4,3%. За три года, в 2007-2009 гг.- 19,9%. Наилучшие результаты в этом направлении были достигнуты в 2008 г., когда снижение энергоемкости ВВП в республике составило 8,4%. По итогам 2009 г. снижение энергоемкости ВВП составило 5,0 % при задании 8%.
Несмотря на негативное влияние мирового кризиса на экономику республики, есть отдельные моменты, по которым мы могли бы сработать лучше. В этой связи в текущем году усилен контроль за реализацией программ по энергосбережению, особое внимание уделяется вводу энергоэффективных мощностей и объектов на местных видах топлива, проведению энергетических аудитов, а также другим направлениям.
В начале 1990-х годов Беларусь была самой энергоемкой среди стран СНГ, затраты энергоресурсов на 1 тыс. долл. США ВВП составляли 780 кг нефтяного эквивалента (в России они были 580 кг, в Украине – 550 кг). В 2008 г., согласно данным Международного энергетического агентства, этот показатель в Беларуси снизился до 310 кг (рис. 2). В Японии, где действует жесткая система по использованию энергоресурсов и применяются только энергоэффективные технологии, расход энергоресурсов составляет 140 кг на 1 тыс. долл. США ВВП.
Энергозатраты (расход топлива и электроэнергии без учета светлых нефтепродуктов и сырья) в 2009 г. составили 25,9 млн т у.т. При фактических темпах роста ВВП 100,2% и объемов производства промышленной продукции 97,2% обобщенные энергозатраты снизились на 1,1 млн т у.т или на 4,1%.
Выполнение программ по энергосбережению за 2009 г. позволило сэкономить около 1,5 млн. т у.т.
По приоритетным направлениям энергосбережения экономия энергоресурсов (тыс. т у.т.) распределилась следующим образом:
внедрение в производство новых энергосберегающих технологий 369,8;
ввод эксплуатацию электрогенерирующего оборудования – 177,4;
передача тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ – 62,1;
повышение эффективности работы котлов и технологических печей – 92,1;
внедрение частотно-регулируемых электроприводов – 126,4;
оптимизация теплоснабжения – 177,1;
внедрение приборов группового, индивидуального учета и автоматического регулирования в системах, тепло- и водоснабжения – 31,3;
увеличение термосопротивления ограждающих конструкций зданий, сооружений и жилищного фонда – 44,8; применение автоматических систем управления освещением и энергоэффективных осветительных устройств – 39,0;
перевод котлов и другого топливоиспользующего оборудования на местные виды топлива и увеличение использования тепловых вторичных энергоресурсов – 225,3 и другие.
Большое внимание уделяется оптимизации топливного баланса республики, замещению импортируемых видов топлива местными энергоресурсами. После принятия Директивы № 3 работа в этом направлении усилилась. В декабре 2009 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1593 установлены задания по доле местных видов топлива (МВТ) в балансе котельно-печного топлива (КПТ), выполнение которых обеспечит достижение к 2012 г. 25% доли МВТ в балансе республики.
За период 2007-2009 гг. доля МВТ в КПТ в целом по республике увеличилась на 2%, в 2007 г. она составляла 18,1%, в 2008 г. – 18,3%. И в 2009 г. достигла 20,1% при задании 19,4%. В 2010 г. в Беларуси планируется обеспечить долю местных энергоресурсов не менее 20,5% в балансе котельно-печного топлива.
Ход выполнения заданий по местным энергоресурсам находится под жестким контролем и ежемесячно рассматривается в Правительстве. В 2010 г. постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждены новые программные документы, направленные на достижение установленных заданий: Государственная программа строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010-2015 годах (от 19 июля 2010 г. № 1076); Программа строительства энергоисточников, работающих на биогазе, на 2010-2012 годы (от 9 июня 2010 г. № 885); СТРАТЕГИЯ развития энергетического потенциала Республики Беларусь (от 9 августа 2010 г. № 1180). В мае 2010 г. принят в первом чтении Палатой представителей Национального собрания Беларуси Проект Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии». В настоящее время согласовывается с заинтересованными организациями Республиканская программа энергосбережения на 2011-2015 гг., разрабатывается национальный проект «Нетрадиционная энергетика».
Согласно Директиве №3 одной из мер по обеспечению энергетической безопасности является уменьшение затрат на производство энергоресурсов за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования. Для развития энергетической отрасли Беларуси приоритетом является ввод высокоэффективных генерирующих мощностей с минимальными затратами топлива на выработку электроэнергии.
Впервые в истории Беларуси начата работа по преобразованию котельных в ТЭЦ, которые работают в режиме «тепло + электричество». Считаю, что пора и нам научиться с наибольшей отдачей использовать с каждым годом все более возрастающий в цене природный газ: сначала на выпуск основной продукции, а затем используются образующиеся при этом вторичные энергоресурсы для одновременного производства тепло- и электроэнергии.
Первым «пилотным» проектом с использованием современных передовых технологий является Пружанская мини-ТЭЦ. Анализ технико-экономических показателей работы данной мини-ТЭЦ свидетельствует об эффективности введенных мощностей. Примененные высокие начальные параметры пара позволили увеличить удельную теплофикационную выработку электроэнергии до 339,8 кВт.ч/Гкал (порядка в два раза больше, чем на Осиповичской или Вилейской мини-ТЭЦ), т.е. увеличить производство электроэнергии на тепловом потреблении порядка в два раза. Учитывая уникальность и значимость данного объекта для республики, целесообразно тиражирование таких объектов в республике при строительстве мини-ТЭЦ. Следует также отметить, что данный проект несет и социальную нагрузку в части развития инфраструктуры города и создания новых рабочих мест. Вблизи места размещения мини-ТЭЦ расположен современный ледовый дворец, ведется строительство плавательного бассейна.
Об эффективности мероприятий по энергосбережению свидетельствует такой пример: Белорусский калийный комбинат в 2008 г. использовал 840 тыс. т у.т. (суммарное потребление по республике, 38 млн т у.т). Расчеты показывают: в результате реализации запланированных энергосберегающих мероприятий потребление ТЭР на комбинате может составить 540 тыс. т у.т – на 300 тыс. т у.т. меньше. Затраты топлива в себестоимости продукции сократятся с 22,9% до 13,2%, что, в свою очередь, будет способствовать росту ее конкурентоспособности на мировых рынках.
В ближайшее время предстоит ввод газотурбинной установки мощностью 65 МВт на Минской ТЭЦ-2, модернизация блока Березовской ГРЭС с вводом дополнительно 65МВт, ввод парогазовой установки 110 МВт на Гродненской ТЭЦ-2, парогазовой установки 399 МВт на Минской ТЭЦ-5. В проекте – реконструкция ТЭЦ «Северная» в г. Минске (газотурбинная установка мощностью 60 и парогазовая установка 330 МВт), котельных № 3 в Борисове и Могилеве (парогазовая установка мощностью 65 и 15 МВт).
Из других крупных энергоэффективных проектов хочу отметить строительство ТЭЦ на основе газотурбинных установок в ПО «Беларуськалий» (мощность до 150 МВт), в ПО «Гродно Азот» (мощность 16 МВт), в ОАО «Мозырьсоль» (мощность 20 МВт), а также строительство газотурбинной установки мощностью 16 МВт на ПРУП «Кричевцементношифер».
В 2008-2009 г. реализованы 3 пилотных проекта по выработке электрической и тепловой энергии из биогаза, получаемого из отходов сельскохозяйственного производства. По самым скромным подсчетам за счет выработанной ими электрической энергии в объеме 4694,3 тыс. кВт.ч республика заместила 3126,5 тыс. м3 импортируемого природного газа, сэкономив при этом около 1,8 млрд руб. А если учесть экологическую составляющую, получаемую при реализации данного направления, экономическая выгода становится очевидной для самого скептически настроенного специалиста. В настоящее время эксплуатируется три биогазовые установки общей мощностью 1,19 МВт, еще 13 суммарной мощностью 12,5 МВт планируется построить на объектах агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и других объектах в рамках реализации отраслевых программ энергосбережения.
Беларусь планирует совместно с Германией реализовать проекты по строительству в республике биогазовых комплексов и ветропарков. В настоящее время прорабатывается соглашение с германской стороной на получение средств для финансирования нескольких проектов по строительству биогазовых комплексов. В 2010 г. подписано соглашение с немецкой компанией о создании ветропарка в Беларуси.
Разумеется, для того чтобы достичь определенных результатов в снижении энергоемкости отечественного ВВП, нужны крупные капитальные вложения. В 2001-2008 гг. общий объем финансирования мероприятий в сфере повышения энергоэффективности экономики и увеличения использования собственных энергоресурсов составил по всем источникам 3 865,8 млн долл. США. При этом если в 2001 г. на их реализацию было направлено 92,5 млн долл. США, то в последние годы дельта становилась все значительнее: в 2006 г. вложения в данную сферу хозяйствования составили 600 млн долл. США, в 2009 г. – более 1 млрд долл. США. Изменился и качественный состав мероприятий: теперь это, как правило, реконструкция действующих мощностей с заменой их оборудования на современное – более мощное и работающее с меньшим удельным расходом топлива на производство 1кВт.ч электроэнергии или 1 Гкал/ч тепла, строительство новых электростанций и теплоцентралей, использование новейших технологий подачи и сжигания топлива и др.
В 2009 г. реализация мероприятий программ энергосбережения осуществлялась в основном за счет собственных средств организаций, кредитных ресурсов банков, средств республиканского и местных бюджетов. Удельный вес этих источников в общем объеме финансирования составил в сумме 91,0%.
Финансирование за счет средств инновационных фондов, образуемых республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, практически не осуществлялось (плановые назначения по статьям расходов были открыты только в III и IV кварталах), вследствие чего доля их использования в общем объеме финансирования снизилась и составила только 6,4% по сравнению с 18,4% в 2008 г.
Ежегодно в республике увеличивается объем инвестиций в энергосбережение. Если в 2001 г. в экономию одной тонны топлива вкладывалось примерно 100 долл. США, то в 2009 г. этот показатель достиг 726 долл. США (рис. 3)
Основным показателем эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на уровне предприятия является их фактическая норма расхода на производство единицы продукции (работ, услуг) определенного качества в планируемом периоде.
Предприятия, потребляющие более 1 тыс. т у.т., ежегодно проходят экспертизу и согласовывают нормы расхода энергоресурсов на производство продукции. Нормированием расхода топлива и электроэнергии охватываются все котельные с выработкой тепла 0,5 Гкал и выше.
В целом по республике, по итогам работы за 2009 г. в сравнении с 2008 г., фактические нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции (работы, услуги), без учета расхода ТЭР на вырабатываемую электрическую и тепловую энергию энергоисточниками ГПО «Белэнерго», энергоисточниками других ведомств, включая котельные, в среднем снизились на 2,9%.
Международное сотрудничество и проекты
Республика активно сотрудничает в области энергосбережения с международными организациями, финансовыми институтами и фондами, такими как Всемирный банк, Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Программа развития ООН (ПРООН). Так, наряду с другими странами СНГ и Восточной Европы, Республика Беларусь является участницей международных проектов «Энергоэффективность 2000» (реализован) и «Энергоэффективность 21», направленных на повышение энергоэффективности, развитие соответствующей инфраструктуры и использование энергосберегающего потенциала стран-участниц.
В настоящее время в рамках реализации проекта «Энергоэффективность 21» Республика Беларусь принимает участие в реализации международного проекта «Финансирование инвестиций в проекты в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии для смягчения последствий изменения климата».Так, в рамках проекта «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь» создан и функционирует Оборотный фонд по биоэнергетике, разработана географическая информационная система, построены 5 демонстрационных объектов (котельные, мини ТЭЦ), работающих на биомассе, а также создан демонстрационный объект – поставщик древесного топлива.
В настоящее время осуществляется реализации проекта «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси», основная цель которого – уменьшение выбросов парниковых газов на 23500 т в год в эквиваленте СО2 за счет соответствующего уменьшения потребления ископаемых видов топлива. Проект направлен на повышение стимулов для инвестирования в мероприятия по энергосбережению со стороны государственных (бюджетных) организаций и повышение эффективности использования финансовых ресурсов для энергоэффективных проектов в государственном секторе. Реализация проекта предусматривает создание Международного энергетического центра, основными направлениями деятельности которого является привлечение внутренних и внешних инвестиций в долгосрочные проекты (на 5 лет и более) для реализации энергоэффективных мероприятий, а также оказание консалтинговых услуг в сфере повышения энергоэффективности.
В целом, в рамках реализации проектов с участием ПРООН, ГЭФ и ЕЭК ООН в республику привлечено иностранных инвестиций в объеме более 5 млн. долл. США.
В 2002-2008 гг. осуществлялась реализация совместного проекта Республики Беларусь и Международного банка реконструкции и развития «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере». Объем кредитных средств МБРР составил 22,6 млн. долл. США. Вклад белорусской стороны составил более 18 млн. долл. США. Проектом предусматривалось осуществить мероприятия по модернизации систем освещения и теплового хозяйства, утеплению ограждающих конструкций зданий и замене окон, реконструкции котельных и оптимизации теплоснабжения объектов социальной сферы.
Одновременно были выполнены мероприятия за счет гранта Правительства Японии, выделенного в поддержку указанного проекта. Грантовые средства в объеме 0,996 млн. долл. США направлены на строительство котельного модуля мощностью 5 МВт на древесном топливе на котельной н.п. Боровляны и разработку стандарта Республики Беларусь на выбросы от котельных, работающих на древесном топливе (СТБ 16.26.2-2006. Охрана природы. Атмосфера. Нормативы выбросов загрязняющих веществ для котлоагрегатов, сжигающих биомассу).
Международный банк реконструкции и развития высоко оценил результаты реализации проекта «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере» и по предложению Республики Беларусь выделил в 2008 г. дополнительный займ в объеме 15 млн. долл. США на выполнение аналогичных мероприятий на объектах социальной сферы.
В сентябре 2009 г. начата реализация нового проекта «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь». Срок реализации: 2009-2014 гг.. Объем кредитных средств МБРР: 125 млн. долл. США. В рамках проекта планируется реконструировать 6 объектов с созданием современных энергоэффективных ТЭЦ, в том числе 4 котельные жилищно-коммунального хозяйства, а также 2 крупных энергетических объекта РУП «Минскэнерго» и РУП «Могилевэнерго».
В результате реализации проекта будут достигнуты не только высокие экономические показатели, что будет содействовать минимизации последствий роста цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы, но и получен социальный эффект, к которому следует отнести повышение качества и надежности тепло и электроснабжения всех категорий потребителей, включая население и социальные объекты.
В результате реализации совместных проектов по энергосбережению Беларусь получает вместе с иностранными инвестициями передовые зарубежные технологии и опыт. Растет и доверие международных финансовых организаций к республике, о чем свидетельствуют заключение новых соглашений и рост объемов финансирования.
Пропаганда энергосбережения и обучение
Сегодня с уверенностью можно сказать, что Республики Беларусь признана в Европе как одна из наиболее активно занимающихся вопросами энергоэффективности.
Ежегодно в республике проводится более 60 семинаров по вопросам энергосбережения, две международные специализированные выставки «Энерго- и ресурсосбережение», «Энергетика. Экология. Энергосбережение», международные форумы, научно-технические конференции и другие информационные мероприятия.
Ставшие традицией для представителей СМИ республиканские акции «Энергоэффективность – в действии» позволяют широко освещать опыт работы по энергосбережению передовых коллективов в разных отраслях народного хозяйства. Широкий резонанс у населения вызвала акция «Минус 60 Ватт в каждой квартире», направленная на формирование общественного мнения о необходимости экономии электроэнергии.
С перспективой на будущее огромное внимание уделяется вопросам подготовки, воспитания подрастающего поколения. Принятие Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» позволило создать информационно-образовательную систему в области энергосбережения, организовать в ведущих вузах страны подготовку специалистов по новой специальности «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент», ввести учебный курс «Основы энергосбережения» во всех высших, средних специальных учреждениях, и факультативно – в средних школах.
Стало нормой проведение в детских садах и средних школах республики различных мероприятий: открытые уроки, классные часы, тематические праздники с участием родителей, экскурсии на объекты энергетики. Для системы школьного и дошкольного образования издаются методические пособия, детская познавательная литература, наглядная агитация.
Работа по обучению соблюдения режима экономии и бережливости среди подрастающего поколения находит горячий отклик в умах и сердцах наших детей. Сегодня они рисуют плакаты, пишут сценарии, ставят мини-спектакли, снимают видеоклипы. Самые творческие и активные становятся победителями ежегодного республиканского конкурса школьных проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон», получают дипломы на международных конкурсах и конференциях, разрабатывают проекты по энергосбережению и даже самостоятельно проводят энергетические обследования организаций. Результатом коллективного творчества детей и педагогов г. Гомеля стали «Гимн энергосбережения» и первый в республике музей энергосбережения. Школьники не только изучают вопросы энергосбережения, но и принимают посильное участие в их решении.
В условиях мирового финансового кризиса и ограниченности ресурсного потенциала повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов приобретает для республики особую значимость.
Экономия становится не просто обязательным принципом хозяйствования, но важнейшим требованием поддержания национальной безопасности страны.
Реализация запланированных мер позволит в значительной степени повысить энергетическую безопасность страны, модернизировать и обеспечить высокую надежность основных производственных фондов топливно-энергетического комплекса, диверсификацию видов потребляемого топлива и стран его поставщиков, оптимизировать топливно-энергетический баланс за счет увеличения использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии, повысить эффективность использования энергоресурсов, снизить издержки при добыче, транспортировке и потреблении топливно-энергетических ресурсов, и повысить конкурентоспособность отечественной продукции.
Энергосбережение в Беларуси
Республиканским органом государственного управления, уполномоченным Правительством Республики Беларусь для проведения государственной политики в сфере энергосбережения, является Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь. Основными задачами Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь являются проведение государственной политики в сфере энергосбережения и осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии.
Техническое регулирование, выполнение программ, проведение контроля и прочие оперативные функций в области эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и энергосбережения выполняет Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации РБ.
Эффективность проводимой государственной политики в сфере энергосбережения подтверждается следующими результатами:
· рост ВВП РБ с 1995 г. по 2008 г. составил 225%, при росте показателя валового потребления ТЭР – 101%;
· энергоемкость белорусской экономики снизилась с 0,78 кг нефтяного эквивалента (н. э.) на 1$ ВВП по паритету покупательной способности (ППС) в 1991 г. до 0,32 кг н. э./1$ ВВП в 2008 г.
Для сравнения в 2005 г. в РФ энергоемкость составляла 0,42 кг н. э./1$ ВВП.
Снижение энергоемкости экономики РБ в 2003-2008 гг. составило 25%.
По результатам 2008 г. в сфере энергоэффективности были достигнуты следующие показатели:
· снижение энергоемкости ВВП составило 8,4% при росте ВВП на 10%;
· выполнение отраслевых программ по энергосбережению за 2008 г. позволило сэкономить 1,78 млн т у. т. на сумму
5,97 млрд руб. РФ;
· доля ТЭР в общих затратах в среднем по промышленности снизилась с 12,2% до 11,3%;
· использование местных видов топлива и возобновляемых энергоресурсов выросло на 179,2 тыс. т у. т.;
· внедрено 24 крупных энергоэффективных проекта;
· введено в эксплуатацию 5 мини-ТЭЦ суммарной мощностью 6,9 МВт;
· финансирование энергосберегающих мероприятий и программ составило 30,17 млрд руб. РФ;
· в рамках надзора за рациональным использованием ТЭР проведено 1914 проверок;
· завершен проект с МБРР ≪Модернизация инфраструктуры в социальной сфере РБ≫ на 40,4 млн долл. США.
Продолжается работа по пропаганде рационального потребления топливно-энергетических ресурсов.
· повышение эффективности работы генерирующих источников за счет внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оптимизация режимов работы энергоисточников и распределения нагрузок энергосистемы;
· модернизация и повышение эффективности работы котельных за счет перевода паровых котлов в водогрейный режим, модернизации тепловой изоляции оборудования котельных и тепловых сетей; отбора дутьевого воздуха с верхней части здания котельных; установки экономайзеров и других теплообменников для утилизации ВЭР, оснащения котлов автоматикой контроля процессов сжигания и регулирования, установки аккумуляторов теплоты и др.;
· внедрение котельного оборудования,работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки;
· снижение потерь и технологического расхода энергоресурсов при транспортировке тепловой и электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов;
· создание технических условий для максимальной передачи нагрузок от котельных любых ведомств на ТЭЦ со стоимостью тепловой энергии для владельцев котельных на уровне ее себестоимости на ТЭЦ;
· замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественнона местных видах топлива, горючих отходах), а также перевод всевозможных электросушильных установок и нагревательных печей на топливоиспользующие установки;
· внедрение автоматических систем регулирования потребления энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции жилых, общественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;
· дальнейшее развитие системы учета всех видов энергоносителей, включая учет их расхода на отопление жилых помещений, а также внедрение многотарифных счетчиков энергии;
· максимальная утилизация тепловых вторичных энергоресурсов в технологических процессах, системах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов и населенных пунктов;
· разработка и внедрение эффективных биогазовых установок для производства горючих газов и удобрений из отходов животноводства, растениеводства, специально выращиваемой биомассы;
· разработка и внедрение технологии использования бытовых отходов и мусора для топливных целей;
· внедрение теплонасосных установок на промышленных предприятиях, в централизованных и индивидуальных системах отопления;
· экономически целесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источников энергии;
· разработка и внедрение технологии получения топлива для дизельных установок из метанола и рапсового технического масла;
· децентрализация систем энергообеспечения потребителей теплом, топливом, сжатым воздухом с малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы;
· максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения и утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод, использования энергоэффективных строительных материалов, конструкций, гелиоподогревателей;
· совершенствование технологии брикетирования торфа.
ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ по требованиям энергоэффективности
ТД — Техническая документация; ТЛ — Технический лист;
Порядок сертификации продукции в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь установлен ПРАВИЛАМИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
Орган по сертификации и испытательная лаборатория БЕЛЛИС аккредитованы на проведение работ по подтверждению соответствия требованиям энергоэффективности.
Заявка на сертификацию
Последовательность действий (процедур) при проведении сертификации бытовой и промышленной продукции, соответствующая каждой схеме сертификации, приведена в Алгоритме проведения сертификации.
Алгоритм проведения сертификации
Орган по сертификации предоставляет доступ и раскрывает актуальную и соответствующую информацию о процессах оценивания и сертификации, а также о статусе сертификации любой продукции (выдача, поддержание, расширение или сокращение области, приостановление, отмена или отказ в сертификации) с целью получения уверенности в достоверности и надежности сертификации. Открытость является принципом доступа к соответствующей информации или ее раскрытия.
Любая информация, имеющаяся у органа по сертификации в отношении продукции, подлежащей оцениванию и (или) сертификации, предоставляется по требованию лицу или организации, заключившим договор с органом по сертификации на проведение сертификации.
Порядок рассмотрения жалоб и апелляций.
Права и обязанности органа по сертификации при проведении сертификации.
Права и обязанности заявителя на проведение сертификации.
Описание средств, за счет которых осуществляется финансовая поддержка органа по сертификации «БЕЛЛИС», а также общая информацию об оплате, взимаемой с заявителей и заказчиков..