Пн-пт: 08:30—17:30 (перерыв 12:00—13:00)
Фонд Энергоэффективность предлагает услуги гражданам Ярославля. Здесь понимают, что не существует двух одинаковых случаев, и всякий раз предлагают уникальный план действий. Специалисты стремятся отыскать оптимальный выход из ситуации, который потребует минимум времени и средств. Им важно, чтобы клиенты были готовы отстаивать свои права и своевременно обращались за помощью. Они же в свою очередь избавляют заказчиков от необходимости разбираться в бюрократических формальностях и юридических терминах, объясняя простым языком смысл любых соглашений, актов, расписок и прочих документов. Адрес фонда: Россия, Ярославль, проспект Ленина, 2а. Узнать интересующую информацию можно по телефону +7 (4852) 66-00-51 или на веб-сайте fondee.ru. График работы Пн-пт: 08:30 — 17:30 (перерыв 12:00 — 13:00).
Хорев С.В. , Антонов А.С.
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Энергоэффективность — эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов. Использование меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве. Достижение экономически оправданной эффективности использования ТЭР при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды. В отличие от энергосбережения (сбережение, сохранение энергии), главным образом направленного на уменьшение энергопотребления, энергоэффективность (полезность энергопотребления) — полезное (эффективное) расходование энергии.
Повышение энергоэффективности промышленного предприятия является одним из приоритетных факторов снижения производственных затрат и, следовательно, извлечения дополнительной прибыли, завоевания более значительной доли рынка и разрешения социальных проблем.
Мероприятия по повышению энергоэффективности промышленного предприятия должны рассматриваться в качестве фактора экономического роста, обеспечения благоприятной социально-бытовой и экологической обстановки, улучшения благосостояния всего населения, а не как беспредметная экономия энергоресурсов, которая часто проводится в ущерб производству.
Экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), и как следствие денег, не является новой идеей ни в нашей стране, ни за рубежом. Во многих странах энергосбережение – неотъемлемая, а иногда и главная составляющая любого технического проекта. На практике, энергосбережение означает рациональный и разумный расход топливно-энергетических ресурсов, к которому стимулирует не только ежегодный рост тарифов, но и необходимость повышать конкурентоспособность и рентабельность производства.
Вопрос эффективного использования топливно-энергетических ресурсов становится особенно актуальным в связи с вступлением России в ВТО, ведь конкуренция при этом должна существенно возрасти. Весь мировой опыт показывает, что тратить меньше, при том же или большем объеме производства товаров и услуг вполне возможно.
Поэтому повышение энергоэффективности промышленного предприятия должно стать одной из определяющих сторон экономической политики предприятия.
Основными целями выполнения программы мероприятий по повышению энергоэффективности предприятия являются:
Достижение этих целей обеспечивается путем проведения мероприятий по энергосбережению и внедрения систем учета, путем применения передовых технологий и разработки продуктивных финансово-экономических рычагов управления производством, потребления и транспортировки энергоресурсов.
Вместе с тем, это возможно лишь в том случае, если есть четкое понимание, как, и за счет чего можно добиться повышения энергоэффективности. На практике, это достигается за счет разработки и внедрения энергосберегающих мероприятий и проектов.
Условно, комплекс мероприятий по повышению энергетической эффективности можно разделить на 4 этапа:
Повышение энергетической эффективности отдельных предприятий позволит повысить не только конкурентоспособность своей продукции, но и конкурентоспособность всей страны. В любом случае, повышение энергоэффективности предприятия приведет к таким положительным результатам, как:
В период с 2010 по 2014 годы государственная программа повышения энергетической эффективности в Российской Федерации подразумевала под собой инструмент прямого софинансирования мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности в первую очередь государственного и муниципального сектора. Учитывая данный подход на федеральном уровне, региональные программы повышения энергетической эффективности выстраивались как механизмы реализации государственных инвестиций с краткосрочным планированием как в комплексные, так и в локальные проекты — например, строительство новых эффективных источников тепла, модернизация зданий и сооружений, начиная от реконструкции объектов, заканчивая заменой окон и модернизацией тепловых узлов.
Опыт, накопленный за эти годы, а также приостановка софинансирования мероприятий из средств федерального бюджета привела к значительному изменению программ и корректировке подходов по реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности на территории Томской области в направлении формирования долгосрочных проектов со значительной экономической эффективностью, привлекательных для потенциальных инвесторов.
Основной целью блока промышленной политики администрации Томской области стало определение долгосрочных перспективных направлений повышения энергетической эффективности и создания центра компетенций для реализации комплексных мероприятий в рамках этих направлений.
Центром компетенций по подготовке и реализации проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности стала Автономная некоммерческая организация «Томский центр ресурсосбережения и энергоэффективности» (далее — Центр энергоэффективности), созданная администрацией Томской области в конце 2012 года, в настоящее время курируемая департаментом энергетики администрации Томской области.
В перечень перспективных направлений работы по повышению энергетической эффективности в Томской области включены:
— применение современных технологий использования энергетических ресурсов, включая модернизацию систем отопления и кондиционирования зданий и сооружений, внутреннего и наружного освещения;
— перевод муниципальной энергетики на местные виды топлива, включая природный газ и отходы лесозаготовки и деревопереработки, с применением современных технологий в выработке тепловой энергии;
— при реализации первого направления активно используется механизм энергосервисного контракта.
Центром энергоэффективности при поддержке Департамента энергетики Администрации Томской области совместно с энергосервисными компаниями разработаны и реализованы на практике методологические подходы по отбору и подготовке проектов по повышению энергетической эффективности, которые возможно реализовывать с использованием средств инвесторов, привлекаемых в рамках реализации энергосервисных контрактов. Также определен перечень технических решений, которые позволяют достигнуть экономии энергоресурсов, привлекательной для внебюджетных инвестиций:
— замена осветительных приборов сети уличного освещения светильников ДРЛ и ДНаТ на светодиодные;
— замена осветительных приборов внутреннего освещения зданий;
— модернизация тепловых узлов зданий и сооружений с их автоматизацией и погодозависимым регулированием;
— организация замкнутого водооборотного цикла в бассейнах (применимо в основном для образовательных и дошкольных учреждений);
— замена источников теплоснабжения на более эффективные (например, электрических котлов на тепловые насосы) для отдельно расположенных объектов.
Были определены критерии отбора объектов потенциально привлекательных для энергосервиса. Так, например, основным критерием для модернизации системы отопления учреждений является удельное потребление тепловой энергии на один квадратный метр в год.
Центром энергоэффективности проведен анализ объектов уличного освещения муниципальных образований и всех государственных учреждений региона, в том числе с использованием данных информационного модуля «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», заполняемого в соответствии с приказом Минэнерго России № 401 от 30.06.2014 «Об утверждении Порядка представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
В рамках данного направления подготовлены типовые пакеты конкурсной документации и проекты энергосервисных договоров, в которых определены условия реализации контракта максимально выгодные для заказчика. Так, для контракта по модернизации уличного освещения предусматриваются следующие условия:
— гарантийный срок на устанавливаемое оборудование (светильники, АСКУЭ, таймеры) — не менее чем срок контракта;
— поставка ЗИП комплекта на этапе монтажа в размере не менее 5% от объема устанавливаемого оборудования;
— оплата энергосервисной компанией работ по замене оборудования в случае брака более 5% (свыше объема ЗИП);
— гарантия снижения качественных характеристик оборудования (эффективность светового потока светильников) не более чем на 15% от указанных в паспорте;
— распределение заявленной в контракте экономии, а также сверхэкономии между энергосервисной компанией и муниципальным образованием.
Подготовлены и утверждены региональные нормативные правовые акты, позволяющие государственным учреждениям использовать объем субсидии, выделенный на оплату потребления энергетических ресурсов для оплаты платежей по энергосервисному контракту в случае достижения установленных показателей экономии.
По результатам проведенной работы составлен план реализации энергосервисных контрактов в муниципальных образованиях, а также государственных и муниципальных учреждениях. По состоянию на II квартал 2017 года реализовано более 30 энергосервисных контрактов, фактическая экономия по которым отражена на рис. 2.
В настоящий момент работа по подготовке, заключению и реализации энергосервисных контрактов продолжается. Специалистами Центра энергоэффективности проводится периодическая оценка новых технических решений, анализ новых объектов, в том числе в промышленности и сельском хозяйстве, ведется работа с потенциальными инвесторами по оптимизации условий привлечения денежных средств на реализацию энергосервисных контрактов.
Второе направление реализуется Администрацией Томской области в рамках механизма концессий в соответствии с требованиями ФЗ № 115 от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях». Администрацией Томской области определен перечень населенных пунктов Томской области, в первую очередь районных центров, систему теплоснабжения в которых планируется до 2021 года перевести на газ, а также отходы лесозаготовки и деревопереработки.
Для привлечения внебюджетных инвестиций в проекты по модернизации систем теплоснабжения требуется подготовка актуальных схем теплоснабжения и финансово-экономических моделей реализации этих проектов. Их наличие позволяет определить параметры долгосрочного регулирования и подготовить всю необходимую информацию для подготовки и заключения концессионных соглашений для выполнения Администрацией Томской области и администрациями муниципальных образований требований ФЗ № 115 от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях».
Для подготовки инвестиционных проектов по модернизации систем теплоснабжения населенных пунктов Томской области Центром энергоэффективности проводится комплекс мероприятий, показанный в виде схемы на рис. 3.
К настоящему времени подготовлены технико-экономические обоснования реализации проектов по модернизации систем теплоснабжения для трех районных центров Томской области, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами. До конца 2018 года будут разработаны пакеты документов для семи районных центров Томской области: города Асино, сел Зырянское, Первомайское, Подгорное, Бакчар и Тегульдет, которые планируется газифицировать до 2021 года, а также для рабочего поселка Белый Яр Верхнекетского района, все источники теплоснабжения которого планируется перевести на древесную щепу.
В среднесрочной перспективе администрацией Томской области планируется ряд инвестиционных проектов по модернизации систем теплоснабжения всех районных центров Томской области с привлечением инвесторов в рамках реализации концессионных соглашений, проработка возможности модернизации систем уличного освещения во всех 115 сельских и 3 городских поселениях Томской области, а также модернизации тепловых узлов и систем внутреннего освещения максимального количества государственных и муниципальных учреждений Томской области с применением механизма энергосервиса.
Все мировое сообщество ведет активную
политику в области энергосбережения и повышения эффективности потребления
природных ресурсов. Россия является одним из основных экспортёров
энергоносителей, несмотря на это, значительно отстает от большинства развитых
стран в области энергоэффективности.
Повышение энергоэффективности и
энергосбережение для России – стратегическая необходимость, оказывающая влияние
на экономическое развитие государства, уровень жизни населения и инновационное
развитие общества. Вопросы эффективного использования энергии затрагивают
практически все области деятельности.
В мире проведено множество исследований
на тему энергосбережения и повышения энергоэффективности. Анализ лучших
международных практик в области энергосбережения продемонстрировал, что
наибольший потенциал эффективного использования энергии находится в зданиях. В
связи с этим, ведущие эксперты страны в области энергосбережения подготовили
исследование энергоэффективности в секторе зданий в России, основная задача
которого — выработка рекомендаций по внесению изменений в систему регулирования
строительства и разработка мер по стимулированию повышения эффективности
использования энергии.
Результаты исследования показали, что
российские здания обладают огромным резервом экономии энергии. Несмотря на это,
нерациональное использование энергоресурсов может привести к тому, чток 2050 г. потребление энергии
всеми зданиями вырастет более чем на 34%. Внедрение мер по повышению
энергоэффективности в зданиях позволит сохранить огромное количество энергии.
В
исследовании разработан ряд конкретных сценариев по повышению
энергоэффективности в зданиях,
которые делятся на пять групп мер:
1. Введение классов энергоэффективности
зданий с целью повышения качества учета;
2. Повышение требований энергоэффективности
зданий;
3. Внедрение системы контроля за выполнением
требований по повышению энергоэффективности;
4. Принятие системы экономического
стимулирования;
5. Повышение
компетентности и информированности отрасли и населения.
Введение
классов энергоэффективности зданий и повышение требованийВ прошлом году, спустя более
чем пять лет, вступил в силу приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ «Об
утверждении Правил определения класса энергетической эффективности
многоквартирных домов». В документе раскрывается процесс присвоения
многоквартирным домам классов энергоэффективности, устанавливается градация
удельных расходов энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию,
водоснабжение и электроснабжение.
По материалам исследования введение
классов энергоэффективности здания позволит оценивать:
Здания с 2020 г. постройки, имеющие
класс энергетической эффективности «А» (наивысший, при величине отклонения суммарного удельного годового расхода энергии от базового
уровня до -40% и менее), будут соответствовать категории «здания с
низким энергопотреблением».
Здания с 2020 г. постройки,
имеющие класс энергетической эффективности «А+++» (наивысший, при величине
отклонения суммарного удельного годового расхода
энергии от базового уровня до -65% и менее), будут очень близки к
категории «пассивные» здания.
По информации, представленной в
исследовании, для таких зданий суммарный удельный годовой расход энергии не
должен превышать:
Рейтинг зданий по уровню
энергоэффективности позволит определить здания с низким уровнем
энергоэффективности (на 20-30% выше среднего удельного расхода, на 10% выше
среднего удельного расхода и просто выше среднего) и именно эти здания по
итогам включать в программы капитального ремонта и в программы повышения энергоэффективности.
Анализ жилого фонда, проведенный в
исследовании показал, что большую его часть составляют старые здания. К 2050 г. средний возраст
жилых зданий вырастет с 36 г.
до 61 г.,
85% многоквартирных зданий будет старше 25 лет и 54% старше 40 лет.
Приоритетное внесение зданий, требующих капитальный ремонт, в программы повышения энергоэффективности позволит
значительно снизить энергопотребление существующих зданий.
Внедрение
системы контроля за выполнением требований по повышению энергоэффективности
Контроль
за выполнением требований вводится
для стимулирования повышения энергоэффективности в зданиях. Необходимо укрепить
надзор за соблюдением технических регламентов, обеспечивать специалистов
своевременной подготовкой и оборудованием, утвердить административную
ответственность за нарушение или не выполнение требований по повышению
энергоэффективности в зданиях. Например, за отсутствие таблички с указанием
класса энергоэффективности здания в течение 2-х лет после сдачи здания в
эксплуатацию или после капитального ремонта наложить штраф на ответственных лиц
за несоблюдение требований по энергетической эффективности и в соответствии с
ФЗ- 261.
Принятие
системы экономического стимулирования
Экономическое стимулирование
подразумевает субсидии, льготное кредитование, налоговые стимулы и т.д.,
предоставленные государством на меры по повышению энергоэффективности в
зданиях. Например, предоставление льгот на приобретение квартир в новых зданиях
класса энергоэффективности «А» приведет к повышению спроса на жилье в
энергоэффективных домах и будет оправдано тем, что в этих зданиях расходы на
жилищно- коммунальные услуги будут значительно ниже, по сравнению с другими
зданиями. Если говорить о существующих зданиях, то предоставление льготных
субсидий на проведение капитального ремонта здания будет стимулировать
собственников не откладывать его и тем самым, снизить материальные издержки на
коммунальные услуги. В качестве налоговых льгот следует вводить пониженные
ставки НДС на простые и эффективные технологические решения по повышению
энергоэффективности в зданиях, такие как утепление качественной теплоизоляцией.
Законодательные инициативы в вопросах
повышения энергоэффективности в зданиях должны поддерживаться потребительской
активностью, только так будет достигнут кумулятивный эффект. Стоит отметить,
что идеологическая цель повышения энергоэффективности в зданиях на сегодняшний
день не достигнута. Необходимо грамотно выстроить информационно –
пропагандистскую модель для формирования энергоэффективного общества и
эффективного обеспечения энергоресурсами населения.
Сценарии
реализации мер по повышению энергоэффективности в зданиях
Для реализации комплекса групп мер по
повышению энергоэффективности в зданиях в исследовании было предложено 10
сценариев, разработанных на основе экономического моделирования как для новых,
так и для капитально- ремонтируемых зданий:
Наиболее эффективным сценарием по
повышению энергоэффективности в зданиях в новом строительстве является пакет «Вниз на 40%». Данный пакет мер
предполагает реализацию положения Постановления Правительства №18 о снижении
нормируемого удельного энергопотребления здания начиная от 15 до 40% к 2020 г.
К 2020 г. в этом сценарии все здания будут иметь показатели
энергоэффективности, соответствующие зданиям с низким потреблением энергии.
Реализация сценария позволит за 2016-
2050 гг. получить экономию энергии в объеме 379 млн тут.
Для капитально- ремонтируемых зданий
наиболее эффективным является сценарий «Стандартный».
Основная цель данного пакета закрепить на законодательном уровне требования к
применению энергосберегающих мероприятий, материалов, оборудования при
капитальном ремонте зданий как обязательные к выполнению. Доля капитально-
ремонтируемых зданий в данном сценарии растет, и по итогам удельное потребление
энергии должно снизиться не менее чем на 20%. Реализация этого сценария
позволит получить за 2016- 2050 гг. экономию
энергии в объеме 784 млн тут.
Результаты расчетов в исследовании
показали, что при реализации всех мер, объединенных в 10 сценариев, экономия
энергии может составить за 2016- 2050 гг. 2677 млн тут., что в три раза
больше потребления конечной энергии всеми секторами экономики.
Таким
образом, политика в области энергосбережения, в том числе стимулирование и реализация
мер по повышению энергоэффективности в зданиях является основополагающей
задачей в формировании необходимого потенциала для развития энергетически
безопасного государства и инновационного общества.
Минимизировав удельные затраты энергии, с помощью
простых технологичных решений, государство обеспечит себя успешным социально –
экономическим функционированием, а также рациональным и экологически безопасным
использованием энергии и энергетических ресурсов.
Повышение благосостояния населения планеты обеспечивается в равной степени ростом производства ТЭР и улучшением их использования, при этом нужно отметить прямое влияние энергоэффективной политики государств на экономический рост.
Сегодня энергосбережение и повышение энергоэффективности является одним из основных направлений модернизации экономики России. Под эгидой Министерства энергетики разработана «Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 год». Ключевым показателем программы является снижение энергоемкости ВВП на 40%.
В большинстве стран-импортеров ТЭР стремление повысить энергоэффективность приобрело характер национальной идеи. Политика государства в этой области осуществляется в двух направлениях:
1. Внутренняя политика, направленная на оптимизацию энергозатрат путем энергосбережения и развития возобновляемых источников энергии;
Главное отличие государственной политики в области энергоэффективности в Российской Федерации заключается в том, что существует реальная возможность полного или частичного заимствования ряда методов и инструментов, которые успешно практикуются в зарубежных экономических системах. Темпы экономического роста и степень развития ряда стран Европейского союза, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона позволяют данным государствам с опережающим успехом реализовывать проекты в сфере энергоэффективности, что делает российскую экономику менее конкурентоспособной. Но, с другой стороны, национальная экономика в этой связи имеет реальную возможность использования опыта зарубежных стран в рамках внедрения аналогичных проектов.
Для снижения энергетической зависимости энергодефицитные страны объединяются в различные международные организации. Вне зависимости от задач, политика в них направлена, в том числе, на ослабление позиций энергоизбыточных стран. Такая политика, по их мнению, позволит обеспечить бесперебойные поставки ТЭР по относительно низким ценам. Ослабление экономики и отсутствие возможности диверсификации, сырьевая ориентация энергоизбыточных стран усиливается, а их зависимость от покупателей ТЭР возрастает (Россия может является тому ярким подтверждением ).
В 1974 году при ОЭСР по инициативе США создано Международное Энергетическое Агентство, объединяющее страны-потребители ТЭР (в противовес ОПЕК) для координации энергетической политики.
Страны, являющиеся членами Международного энергетического агентства (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Корея и Япония), следуют в проведении регулятивной политики следующим основным группам мероприятий:
Деятельность Международного энергетического агентства и, следовательно, Организации экономического сотрудничества и развития, в конце 2010 гг. создало тренд абсолютной глобализации в области энергоэффективности: на сегодняшний день регулятивная политика всех правительств государств, являющихся членами Международного энергетического агентства, приведена к общему стандарту, что позволяет систематизировать и объединить всю информацию об энергетической эффективности в развитых экономиках в целях выявления агрегированного полезного результата. Это позволяет Международному энергетическом агентству, которое работает в жесткой кооперации с каждым из государств-участников, регулярно выпускать статистические отчеты об энергоэффективност, степени снижения загрязнения окружающей среды, выброса парниковых газов и других индикаторов в мире. Главным требованием, которое зарубежные экономики предъявляют к сфере, является высокая точность передаваемых в отчетах данных о фактическом проведении мероприятий энергоэффективности. Весь перечень необходимых данных представлен в шаблоне данных годовой энергоэффективности МЭА (IEA annual energy efficiency data template) – именно данным списком руководствуются Правительства стран. Эти индикаторы подвергаются жесткому контролю не только со стороны регулирующих органов исполнительной власти каждого государства, но и со стороны международных организаций и общественных объединений. С международным контролем связаны многочисленные скандалы, в частности, дело Volkswagen – афера концерна Volkswagen (иногда Дизельгейт), которая была раскрыта в сентябре 2015 года, когда выяснилось, что более 11 миллионов дизельных автомобилей по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое во время проведения тестов в десятки раз занижало количество вредных газов, в частности, NOX (оксидов азота), выбрасываемых в воздух. При тестировании включались устройства и режимы, неактивные при обычном использовании. Данный факт был выявлен исследователями университета Западной Виргинии и мгновенно приобрел международную огласку, приведя к ряду крупных отставок и новых назначений (в т. ч. был уволен председателя автоконцерна Мартин Винтеркорн). Таким образом, необходимо констатировать, что практика перманентных выборочных и генеральных проверок в странах-членах МЭА приводят к естественному росту индикаторов энергетической эффективности.
Частичный перечень индикаторов из шаблона данных годовой энергоэффективности МЭА приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Краткий перечень показателей энергоэффективности
по IEA Annual Energy Efficiency Data Template
Международное энергетическое агентство предъявляется также ряд требований к программам и планам энергоэффективности стран-участниц с целью увеличения ключевых показателей в каждой из национальных экономик. Каждая из этих программ должна:
Кроме того, программы энергоэффективности в развитых зарубежных странах уделяют значительное внимание регулированию конкурентного рынка электроэнергии, что неприемлемо в условиях российского рынка, преимущественно, оптового. Зарубежные правительства периодически пересматривают правила и субсидии, чтобы обеспечить равновесное соотношение розничных цены на энергоносители и полную стоимости энергоснабжения и доставки, в том числе экологических издержек. Если говорить о наиболее развитых экономиках, то здесь регулятивные требования склоняются в сторону экологических ограничений (загрязнение окружающей среды и выбросы парниковых газов). Это связано с тем, что с более высокими темпами роста экономики данные проблемы обостряются и понятие экологической безопасности становится одним из самых важных не только в социальном, но и в экономическом плане. Кроме того, экономика знаний, как одна из наивысших ступеней экономического развития, предполагает значительное обострение экологических проблем, которые необходимо решать с помощью инновационных (в т. ч. и энергоэффективных) технологий.
Правительства ЕС, США, Японии и Австралии помимо того являются лидерами по объемам частного финансирования программ энергоэффективности. Они перманентно содействуют частным инвестициям в области энергоэффективности, поддерживая наращивание инвестиционного потенциала энергетический эффективности, частное кредитование технологических исследований энергетической эффективности, развивая исследовательскую матричную схему RDD & D1. В рамках этой политики данные страны реализуют следующие программы и мероприятия:
Интересным является опыт Китая. В 2008 году в Китае совместно с правительством страны и Всемирным банком была организована специализированная кредитная линия для поддержания Китайской программы финансирования энергоэффективности (CHEEF). Она стимулирует деятельность китайских банков в области предоставления кредитов на энергосберегающие проекты. Кроме того, в 2007 году Государственным советом Китая была утверждена «Белая книга» по энергетике, не потерявшая своей актуальности и сегодня. Следуя тенденциям научного и технологического развития, Китай активно инвестирует и продвигает передовые технологии в области энергосбережения, контроля выбросов парниковых газов и рециклинга отходов, создает благоприятную политическую среду для дальнейшего прогресса в энергетических технологиях.
Важным требованием зарубежных регулятивных политик в области энергоэффективности является абсолютная публичность не только материалов о проведении компаниями страны мероприятий в этой области, но и открытость информации о всей продукции, которая должна быть маркирована в соответствии с определенным классом энергоэффективности. Это касается не только конечной продукции производящей промышленности, но и объектов строительства, любого недвижимого и движимого имущества. Данное требование обеспечивает максимально эффективное использование данных продуктов в дальнейшей эксплуатации в различных сферах национальной экономики.
Таким образом, необходимо констатировать, что в рамках уровня энергоэффективности, как сферы, развитые зарубежные экономики (члены Международного энергетического агентства) демонстрируют намного более уверенный и опережающий рост относительно российской экономики. На сегодняшний день основным принципом государственных политик энергоэффективности в данных странах выступает стандартизация требований и отчетности в соответствии с рекомендациями Международного энергетического агентства, что позволяет реализовывать политику глобализационной ассимиляции в данной сфере. МЭА предъявляется высокие требования к качеству проводимых мероприятий на территории каждой отдельной страны, что вызвало значительное ужесточение индивидуальных законодательств: перманентные контроллинговые процедуры, проверки и тесты способствуют максимальной отдаче от проводимых в странах политики в сфере энергетической эффективности. Основными направлениями в рамках институциального регулирования в развитых зарубежных экономиках в последние несколько лет стали экологическая безопасность и возобновляемые источники энергии, поскольку достигнутый уровень развития позволяет говорить о приближении к ступени экономики знаний, когда вопросы истощаемости ресурсов и экологических угроз чрезвычайно обостряются. Российская Федерация в связи с особенностями энергетического рынка и неразвитостью финансового сегмента не может полноценно использовать возможности частного финансирования проектов в области энергоэффективности, что является существенной проблемой в рамках рецессионного состояния российской экономики.
В целом, значимость энергетической эффективности как инновационной отрасли научного знания нельзя переоценить: она находит свое отражение практически во всех отраслях экономики, социальной и экологической сферах, оказывая комплексный положительный эффект на ряд макроэкономических показателей. Основными инструментами государственного регулирования данной отрасли выступают программы, планы и стратегии энергоэффективности, надзорно-контрольные меры, мониторинг процесса реализации мероприятий, обеспечение информационной открытости и публичности (в частности, энергетические обследования, энергосервисные контракты и т.д.). Но, несмотря на ряд успешно разрабатываемых направлений в области институционального регулирования в странах-членах Международного энергетического агентства, российская экономика не может воспроизвести мероприятия по экологической безопасности, разработке альтернативных источников энергии и ряду других сегментов политики в области энергоэффективности в своих реалиях с связи с неразвитостью финансового рынка (невозможностью привлечения «долгих денег») и низкими темпами экономического роста.
Часто задаваемые вопросы о Фонде Энергоэффективность
Средняя оценка — 4,0 на основании 1 оценки