Скачать ТСН 23-334-2002 Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергосберегающей теплозащите. Ямало-Ненецкий автономный округ
Утверждены
Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа
от
09. 2002 г. № 91
Система нормативных документов в строительстве
Территориальные строительные нормы Ямало-Ненецкого автономного округа
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
Нормативы по
энергосберегающей теплозащите
ТСН 23-334-2002 Ямало-Ненецкого АО
Департамент
строительства и архитектуры
Администрация Ямало-Ненецкого
автономного округа г. Салехард
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗРАБОТАНЫ: НИИ строительной физики (НИИСФ) РААСН, г. Москва (Матросов Ю. —
научный рук. , Бутовский И. , Климова Г. ); Департаментом строительства и
архитектуры администрации Ямало-Ненецкого АО, г. Салехард (Ионов А. ); Центром
энергетической эффективности (ЦЭНЭФ), г. Москва (Матросов Ю. ); Обществом по
защите природных ресурсов (Гольдштейн Д.
В
основу нормативного документа положены ТСН 23-304-99 (МГСН 2. 01-99), ТСН 23-324-2001 Республики
Коми, работы НИИСФ, ЦЭНЭФ, Общества по защите природных ресурсов.
ВНЕСЕНЫ Департаментом строительства и архитектуры
Ямало-Ненецкого АО
СОГЛАСОВАНЫ с СЭС Ямало-Ненецкого АО и УГПС УВД Ямало-Ненецкого АО
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ в действие с 1 июля 2002 г. постановлением
Губернатора Ямало-Ненецкого АО от 09. 2002 г. № 91
ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ Госстроем России, письмо от 06. 2002 г. № 9-29/443
1 область применения
2 нормативные
ссылки
3 теплозащита
зданий
1 общие
положения
2 исходные
данные для проектирования теплозащиты
3 требования
по теплозащите здания в целом — потребительский подход
4 поэлементные
требования к теплозащите ограждающих конструкций — предписывающий подход
5 теплоэнергетические
параметры
6 процедура
выбора уровня теплозащиты
4 учет
эффективности систем теплоснабжения
5 контроль
теплотехнических и энергетических показателей
6 требования
к энергетическому паспорту здания
1 Общая часть
2 Основные положения
3 Состав показателей энергетического паспорта
4 Форма и пример заполнения энергетического паспорта
здания
7 состав и
содержание раздела проекта «Энергоэффективность»
1 Общие положения
2 Содержание раздела «Энергоэффективность»
Приложение а Основные термины и их определения
Приложение б Перечень использованных нормативных документов
Приложение В Выбор
конструктивных, объемно-планировочных и архитектурных решений, обеспечивающих
необходимую теплозащиту зданий
Приложение Г Методика
заполнения и расчета параметров энергетического паспорта
Приложение Д Указатель обозначений основных индексов
ВВЕДЕНИЕ
Территориальные
строительные нормы по энергетической эффективности жилых и общественных зданий
разработаны по заданию Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии
со статьей 53 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» и с целью
обеспечения эффективного использования тепловой энергии, расходуемой на
отопление зданий, при обеспечении комфортных условий пребывания в них людей.
Эти нормы разработаны на
основании Закона Российской Федерации «Об энергосбережении» № 28-Ф3 от 3. 96
г. , постановления Правительства РФ № 1087 от 2. 95 г. «О неотложных мерах по
энергосбережению», Указа Президента РФ № 472 от 7. 95 г. «Основные направления
энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года» и в
соответствии с требованиями федеральных нормативных документов: СНиП 10-01, СНиП
23-01, СНиП II-3, СНиП
2. 01, СНиП 2. 02, СНиП
2. 07, СНиП 2. 05 и ГОСТ 30494, и обеспечивают
согласно этим требованиям снижение уровня энергопотребления на отопление зданий
с 2002 г. не менее, чем на 20 % по сравнению с 1999 г.
Требования настоящего
нормативного документа преследуют цель проектирования жилых зданий и зданий
общественного назначения с эффективным использованием энергии путем выявления
суммарного эффекта энергосбережения от использования архитектурных,
строительных и инженерных решений, направленных на экономию энергетических
ресурсов. В этих нормах впервые установлена взаимосвязь между теплозащитой
зданий и их системами отопления и теплоснабжения, рассматривая этот комплекс
как единую энергетическую систему. В том числе выделены два типа основных
систем теплоснабжения — централизованная и децентрализованная.
Нормативы в настоящих
нормах установлены по второму этапу повышения теплозащиты из условий
энергосбережения согласно СНиП II-3, учитывают
особенности базы стройиндустрии Ямало-Ненецкого АО, местной промышленности
стройматериалов, систем теплоснабжения и типологии проектных решений для
массового жилищно-гражданского строительства.
При разработке настоящих
норм использованы ТСН 23-304-99 г. Москвы (МГСН 2. 01), ТСН 23-324-2001 Республики
Коми и типовые строительные нормы по теплозащите зданий для регионов РФ
«Энергетическая эффективность в зданиях», разработанные ЦЭНЭФ, НИИСФ и
Обществом по защите природных ресурсов, а также свод правил СП 23-101-2000, СНиП 31-02-01, проект федерального
СНиП «Энергосберегающая теплозащита зданий», разработанный НИИСФ, Ассоциацией
инженеров по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и
строительной теплофизике и Главным управлением стандартизации, технического
нормирования и сертификации Госстроя России.
Территориальные строительные нормы Ямало-Ненецкого автономного
округа
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
Нормативы по энергосберегающей
теплозащите
Energy Efficiency of Residential and Public Buildings
Thermal Performance Standard
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1 Настоящие нормы
разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01 и предназначены для
обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов с учетом
возможностей базы строительной индустрии Ямало-Ненецкого автономного округа.
Основные
термины и их определения приведены в приложении А.
2 Нормы должны соблюдаться
на территории Ямало-Ненецкого автономного округа при проектировании новых,
реконструируемых, капитально ремонтируемых отапливаемых жилых зданий
(многоквартирных и одноквартирных) и зданий общественного назначения
(дошкольных, общеобразовательных, лечебных учреждений и поликлиник, учебных,
зрелищных, административно-бытовых и спортивных), а также других зданий
общественного назначения с нормируемой температурой и относительной влажностью
внутреннего воздуха.
3 Нормы
обязательны для применения юридическими лицами независимо от
организационно-правовой формы и формы собственности, принадлежности и
государственности, гражданами (физическими лицами), занимающимися
индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное
строительство, а также иностранными юридическими и физическими лицами,
осуществляющими деятельность в области проектирования и строительства на
территории Ямало-Ненецкого автономного округа, обозначенной в 1. 2,
если иное не предусмотрено федеральным законом.
4 Нормы
устанавливают обязательные минимальные требования по теплозащите зданий, исходя
из условий по снижению их энергопотребления, санитарно-гигиенических,
противопожарных требований и требуемых комфортных условий.
При
проектировании зданий допускаются более высокие требования к уровню теплозащиты
и сниженной потребности в тепловой энергии на отопление в соответствии с
классификацией по категории энергоэффективности согласно раздела 5,
устанавливаемые по согласованию с заказчиком. В этом случае возможно снижение
нормативных значений по удельному расходу тепловой энергии, установленных в
таблицах 3. 6а и 3. 6б, до максимального уровня
отклонения, установленного в пределах выбранной категории энергетической
эффективности здания согласно таблице 5.
5 Нормы не
распространяются на:
—
мобильные (передвижные) жилые здания, временные здания и сооружения, которые
находятся на одном месте не более двух отопительных сезонов;
—
надувные оболочки, палатки и шатры;
—
здания и сооружения, отапливаемые сезонно не более четырех месяцев в году;
—
на малоэтажные одноквартирные рубленые деревянные дома со стенами из бревен или
бруса при площади отапливаемых помещений не более 60 м2, а также на
однокомнатные пристройки к этим домам;
—
объекты, начатые строительством по проектной документации, разработанной и
утвержденной до момента ввода в действие настоящих норм.
На
объекты, по которым на момент ввода в действие настоящих норм утверждена
проектно-сметная документация не ранее 1 января 2000 г. , решение о выполнении требований
данных норм следует принимать органами администрации Ямало-Ненецкого
автономного округа.
Возможность
применения настоящих норм для зданий, имеющих архитектурно-историческое
значение, определяется на основании согласования с органами государственного
контроля (надзора), охраны и использования памятников истории и культуры
Ямало-Ненецкого автономного округа в каждом конкретном случае.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
1 Правовая основа
разработки настоящих норм для Ямало-Ненецкого автономного округа как субъекта
Российской Федерации предусмотрена статьей 53 «Градостроительного кодекса
Российской Федерации».
2 Перечень
нормативных документов, на которые даны ссылки в данном документе, приведен в
приложении Б.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1 Настоящие нормы
предназначены для обеспечения основного требования — рационального
использования энергетических ресурсов путем выбора соответствующего уровня
теплозащиты здания с учетом эффективности систем теплоснабжения и обеспечения
микроклимата, рассматривая здание и системы его обеспечения как единое целое.
2 Выбор
теплозащитных свойств здания должен осуществляться по одному из двух
альтернативных подходов:
—
потребительскому, когда теплозащитные свойства определяются по нормативному
значению удельного энергопотребления здания в целом или его отдельных замкнутых
объемов — блок секций, пристроек и прочего;
— предписывающему, когда нормативные требования
предъявляются к отдельным элементам теплозащиты здания.
Выбор
подхода разрешается осуществлять заказчику и проектной организации.
3 При выборе
потребительского подхода теплозащитные свойства наружных ограждающих
конструкций следует определять согласно подразделу 3. 3
настоящих норм.
Расчетная
величина удельного расхода тепловой энергии на отопление здания, определяемому
согласно подразделу 3. 5 настоящих норм, может
быть снижена за счет:
а)
изменения объемно-планировочных решений, обеспечивающих наименьшую площадь
наружных ограждений, уменьшение числа наружных углов, увеличение ширины зданий,
а также использования ориентации и рациональной компановки многосекционных
зданий; предварительный выбор объемно-планировочных решений жилых и
общественных зданий рекомендуется осуществлять с учетом приложения В;
б)
снижения площади световых проемов жилых зданий до минимально необходимой по требованиям
естественной освещенности;
в)
использования эффективных теплоизоляционных материалов и рационального
расположения их в ограждающих конструкциях, обеспечивающего более высокую
теплотехническую однородность и эксплуатационную надежность наружных ограждений,
а также повышения степени уплотнения стыков и притворов открывающихся элементов
наружных ограждений;
г)
повышения эффективности авторегулирования систем обеспечения микроклимата,
применения эффективных видов отопительных приборов и более рационального их
расположения.
д)
выбора более эффективных систем теплоснабжения;
е)
утилизации поступающего в помещение тепла солнечной радиации и тепла удаляемого
внутреннего воздуха, в том числе применение внутренних ограждающих конструкций
повышенной массивностью, пропуска вытяжного воздуха через толщу ограждающих
конструкций, рекуперации тепла вытяжного воздуха при механической системе
вентиляции и прочее.
4 При выборе
предписывающего подхода теплозащитные свойства наружных ограждающих конструкций
следует определять согласно подразделу 3. 4
настоящих норм.
5 Выбор
окончательного проектного решения при использовании одного из двух подходов,
поименованных в 3. 2, следует выполнять
на основе сравнения вариантов, предусмотренных в задании на проектирование, с
различными конструктивными, объемно-планировочными и инженерными решениями по
наименьшему значению удельного расхода тепловой энергии системой теплоснабжения
на отопление здания, определяемому согласно подразделу 3. 5
настоящих норм.
6 При разработке проекта здания и его
последующей сертификации следует составлять согласно разделу 6 энергетический паспорт
здания, характеризующий его уровень теплозащиты и энергетическое качество и
доказывающий соответствие проекта здания данным нормам.