Много амбиций, интеграция с другими ведомствами, больше ограничений и требований, новые финансовые механизмы. Кто из ФОИВ испугается и будет против? Посмотрим.
Мария СТЕПАНОВА,
директор Эксперт-бюро “ЭнергиаВита”
Комплексный план повышения энергоэффективности экономики России обновлен! Минэкономразвития направило его проект в ФОИВы, а мы имеем возможность его изучить, сравнить с предыдущими намерениями и распоряжениями и представить, что нас ждет.
Считаю, план смелый. Не столько по показателям, сколько по амбициям его таким согласовать. Да одна эта амбиция стоит того, чтобы отдали в Минэкономразвития функцию формирования госполитики энергоэффективности. Правильно сделали. Вот так и должен думать уполномоченный орган – интегрировать разные направления и инструменты госполитики, привлекать другие ведомства, сводить воедино, вшивать в разные документы и предлагать новые механизмы.
Если коротко – необычная для последних государственных документов интеграция различных направлений; новые финансовые инструменты; заметно больше требований и ограничений, чем в предыдущей версии. Впечатление, что не побоялись вложить в правительственный документ многолетние рекомендации отраслевых сообществ и площадок, которые, мы уже привыкли, годами оставались уделом отраслевых экспертов и не были услышаны на уровне лиц, принимающих решения.
В чем-то мы были готовы заранее, из выступлений представителей Департамента энергоэффективности Минэкономразвития в СМИ, в чем-то удивились. Скорее, приятно удивились.
41 страница. 77 мероприятия в 13 разделах.
Основной показатель результативности – снижение энергоемкости ВВП за счет технологического фактора (к 2030 году на 20% по сравнению с 2017). В прошлой версии Комплексного плана (распоряжение №703-р) была цель 1,5% в год.
Указывается, что цель должна достигаться усилением государственной политики в сфере энергосбережения в секторах экономики с наибольшим объемом потребления энергии. Таковыми признаются 4 сектора:
- электроэнергетика и теплоэнергетика,
- обрабатывающая промышленность,
- транспорт,
- сектор зданий и ЖКХ.
В прошлой версии это были «предприятия промышленности, регулируемые организации, организации с государственным участием, организации бюджетной сферы, многоквартирные дома».
Повышение энергетической эффективности бюджетного сектора рассматривается в контексте снижения прямых расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, пусть это не самая большая доля расходов.
Что бросилось в глаза при первом прочтении.
- Интеграция энергоэффективности в госполитику
- Сектора влияния комплексного плана
- Финансирование энергоэффективных мероприятий
- Пропаганда энергоэффективности
- Учет
- Больше запретов и требований к энергоэффективности
- Особенности теплотехнического оборудования
- Энергосервис на тепле в МКД – оценка масштаба
- Требования к энергосервисному контракту
- Особенности заключения энергосервисного контракта на теплоснабжение в МКД
- Энергосервис на тепло в МКД
- Алгоритм подготовки энергосервисного договора на тепло в МКД
Интеграция энергоэффективности в госполитику
Мы давно говорим, что энергоэффективность – макроэкономическая категория, которая характеризует любую экономическую систему и может быть как ее характеристикой, так и рычагом для изменения (как управляемой, так и управляющей), и точно не может выступать и рассматриваться изолированно. И в данном документе это полностью отражено, что возможно сделать именно и исключительно из позиции планового органа, каковым является Минэкономразвития России. Ни одно отраслевое ведомство такой план предложить бы не могло.
С какими направлениями и инструментами госполитики предложено интегрировать госполитику энергоэффективности:
- Климат и Парижское соглашение – упоминаются как обоснование и в этом контексте приводятся ожидаемые результаты
- Циклическая экономика – использование вторичных ресурсов, трейд-ин для транспорта.
- Цифровизация – в части АИС по интеллектуальному учета и новых планов на ГИС Энергоэффективность.
- ДПМ. В разделе «Энергоэффективная электроэнергетика» единственное мероприятие – это совершенствование порядка и критериев конкурентного отбора проектов модернизации тепловой генерации, направленное на стимулирование внедрения парогазовых технологий и развитие когенерации.
- НДТ. Природоохранное законодательство и переход на технологическое нормирование на основе наилучших доступных технологий и через несколько лет остается нововведением для российской промышленности, которое до сих пор некоторые пытаются оспаривать. Потеря времени. Минэкономразвития в проекте Комплексного плана предлагает актуализировать справочники НДТ в части дополнения показателями энергоэффективности, в частности, обновить «горизонтальный» ИТС48 по энергоэффективности в части утилизации вторичных энергоресурсов с расчетом комплекса экономических и экологических эффектов.
- Стандартизация (упоминаются и новые ГОСТ Р, и работа в рамках ЕАЭС, и ужесточение требований к проектированию).
- Тарифы (формирование консолидированных фондов из тарифных надбавок как инструмент финансирования, сохранение неизменных тарифов на срок энергосервисного контракта для РСО, выступающих ЭСКО).
- Налоги (дифференцированный налог на имущество в отношении зданий бюджетных учреждений в зависимости от класса энергетической эффективности).
- Урбанистика, назовем так несколько направлений, важных для развития современных городов. Здесь и транспорт, которому посвящен отдельный раздел из нескольких мероприятий, и строительство (ужесточение норм и регламентов, требований к зданиям, кнут и пряник – ограничения и создание рынка, капитализирующего усилия по повышению энергоэффективности).
- Госзакупки (ужесточение требований)
- И даже законодательство по конкуренции – с его помощью предложено давать государственные и муниципальные преференции для производства энергоэффективной продукции, ВИЭ и иной энергоэффективной деятельности.
При условии отзывчивости и вовлеченности участвующих федеральных ведомств, план может обрасти и новыми блоками, потому что энергоэффективность сегодня должна и может быть встроена во все сферы деятельности.
Сектора влияния комплексного плана
- бюджетная сфера (100%-й учет, единые требования и функции регцентров, их финансирование из госпрограммы, требования к программам энергосбережения бюджетных учреждений, разработка типового набора энергосберегающих мероприятий и обеспечение их источниками финансирования, введение в бюджетных учреждениях энергоменежеров!), в части общественных зданий – капитализация энергоэффективности, запреты, программа строительства «нулевых» зданий
- жилищный сектор, МКД (100%-й учет, повышенные требования, типовые мероприятия, рынок энергоэффективных зданий, обязательный энергоаудит при определении класса энергоэффективности для МКД при новом строительстве, отдельный подраздел по энергоэффективному капитальному ремонту, программа строительства «нулевых» домов)
- электроэнергетика (в части ДПМ) и теплоэнергетика (приоритет когенерации вплоть до запрета строительства новых котельных в зоне эффективного теплоснабжения, льготное кредитование для перекладки сетей, стимулирование перехода на закрытые системы в городах 500k+)
- промышленный сектор (НДТ, плата за превышение предельных значений показателей энергоэффективности промышленных технологий, утилизация тепла и использования вторичных энергоресурсов)
- продукция и материалы (повышенные требования к стройматериалам и изоляции, к энергопотребляющим устройствам, к зданиям, к тепловой защите зданий)
- транспорт (ограничение срока эксплуатации, механизмы трейд ин, комплексная программа модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях,
Финансирование энергоэффективных мероприятий
Предложены иногда нетривиальные источники финансирования.
Из традиционных. Через госпрограмму (теперь энергоэффективность оформлена подпрограммой Д в госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика») предложено финансировать автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления энергетических ресурсов и воды, мероприятия по реализации типовых энергоэффективных проектов в государственных (муниципальных) учреждениях, а также, впервые за более чем 10 лет, финансировать деятельность региональных центров энергосбережения.
Не забыт энергосервис. Ускорение оборачиваемости активов за счет факторинга (при условии заключения контрактов жизненного цикла), сокращение размера и срока финансового обеспечения при заключении энергосервисного контракта, компенсация убытков ЭСКО при необходимости приведения объекта в нормативной состояние, привод РСО в энергосервис (регуляторные соглашения и сохранение достигнутой экономии в тарифе).
Из менее ожидаемых источников финансирования – сильное решение открыть доступ энергоэффективным проектам к набирающему силу «зеленому» финансированию, объемы и рынки которого будут расти, а ставки должны быть весьма привлекательными, в т. за рубежом. Создавать консолидированные фонды (по сути, револьверные) софинансирования проектов, в т. в регионах, в т. за счет тарифных надбавок. Уже упоминавшиеся льготы по налогу на имущество на энергоэффективное жилье и общественные здания. Государственное льготное кредитование приобретения энергоэффективного жилья у застройщиков, а также ИЖС. Поддержка субъектов МСП, реализующих мероприятия по энергосбережению.
Пропаганда энергоэффективности
Достаточно сказать три названия – «Почта России», «Мои документы» и портал госуслуг – именно через них предложено информировать население о необходимости и возможностях повышения энергоэффективности.
А еще рейтинг субъектов РФ по энергоэффективности))) Предлагаю сразу отдать АСИ, они справятся, субъекты бегом побегут повышать.
Учет
Пора упомянуть намерение добиться 100-процентного учета потребления энергоресурсов и воды, не указано, в каких конкретно сферах – подразумеваем, во всех – это самый первый раздел плана.
Кроме того, внедрение автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления в бюджетном секторе; разобраться с порядком оплаты за отопление с использованием приборов учета в МКД; снять ограничения по способам индивидуального учета тепла и обеспечить возможности индивидуального регулирования теплопотребления в МКД; развитие интеллектуального учета; ужесточение норм при проектировании и требований к УК.
Отдельно стоит сказать о планах интеграции ГИС ЭЭ и системы ФГИС «Аршин» в части данных о наличии и состоянии приборов учета в бюджетных учреждениях.
Кроме стимулирования и регулирования предлагается также ужесточить штрафы за несоблюдение требований по наличию приборов учета, а из этих сумм через консолидированные фонды финансировать новые установки ПУ.
Больше запретов и требований к энергоэффективности
Запретов и ограничений ощутимо больше, чем в предыдущем Комплексном плане (распоряжение 703-р).
- Проектирование и строительство МКД без автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления.
- Проектирование вертикальной разводки инженерных систем отопления в МКД.
- Строительство МКД без автоматизированного погодного регулирования теплопотребления.
- Строительство новых котельных при наличии свободной тепловой мощности ТЭЦ в зоне эффективного теплоснабжения.
- Формирование перечня товаров и технологий, имеющих низкую энергетическую эффективность и последующий запрет их к производству и обороту.
Не план, а пир духа. Жаль, таким мы его вряд ли еще увидим. Согласующие ФОИВы испугаются, поправят по делу и не очень, уйдут от ответственности, снизят планку. Но подход к снаряду отличный. Надо на всех уровнях учиться планировать дерзко, ставить цели ближе и круче. Именно такого и ждут от сводного планового органа.
Однако, даже оставив за скобками сложности межведомственных согласований, даже если этот проект был бы принят в таком виде, и этого мало. Надо еще, чтобы дали над ним поработать несколько лет. А когда постоянно меняются команды и условия, страдают преемственность и последовательность, и мы каждый раз с новым замиранием дыхания встречаем новые планы, очаровываемся сначала и разочаровываемся потом.
Этот отличный, давайте лет пять его будем реализовывать без революций? Иногда кажется, это важнее, чем собственно самые позитивные планы – сделать его главным пунктом “дайте поработать”.
Новое в законодательстве в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Федеральный закон от 05. 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
· Федеральным законом регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
· планирования закупок товаров, работ, услуг;
· определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
· заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом;
· особенностей исполнения контрактов;
· мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
· аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
· контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу
Постановление Правительства РФ от 16. 2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг»
С целью стимулирования установки приборов учета коммунальных ресурсов с 1 января 2015 года будут применяться поэтапно повышаемые коэффициенты платы за коммунальные услуги.
Нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному (горячему) водоснабжению и по электроснабжению будут определяться с учетом повышающего коэффициента, составляющего:
с 1 января по 30 июня 2015 года – 1,1;
с 1 июля по 31 декабря 2015 года – 1,2;
с 1 января по 30 июня 2016 года – 1,4;
с 1 июля по 31 декабря 2016 года – 1,5;
с 2017 года – 1,6.
При этом к обязанности исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, отнесено направление средств, полученных в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Также предусмотрено, что исполнитель вправе устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и/или органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Кроме того, установлено право, а не обязанность потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг
Постановление Правительства РФ от 06. 2013 № 308 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
Правила дополнены п. 5(1) – 5(5), 10, 30, внесены изменения в п. 9, 18, 24. Новая редакция дополнена постановлениями №1, 1. 1 и 2
Распоряжение Правительства РФ от 03. 2013 № 512-р «Об утверждении государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики»
Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики» определяет следующие задачи:
· развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности;
· совершенствование технологии добычи, транспортировки и повышение глубины переработки углеводородного сырья;
· развитие использования возобновляемых источников энергии и повышение экологической эффективности энергетики;
· содействие инновационному развитию топливно-энергетического комплекса.
Ожидаемые результаты Программы:
Снижение энергоемкости ВВП за счет реализации программы энергосбережения в 2020 году на 13,5% к 2007 г.
Доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ, услуг к 2020 году – 2,5 %.
Глубина переработки нефти к 2020 году – 85,0 %.
Снижение выбросов парниковых газов к 2020 году – 393 млн. т экв. СО2.
Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций к 2020 году – 25,0 %.
Внутренние затраты на исследования и разработки к выручке предприятий, реализующих программы инновационного развития, к 2020 году – 3,0 %.
Ключевой показатель этой программы – это снижение энергоемкости валового внутреннего продукта
Распоряжение Правительства РФ от 16. 2013 № 200-р «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденную распоряжением Правительства РФ от 27. 2010 № 2446-р
Основные изменения направлены на стимулирование развития использования возобновляемых источников энергии, практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Дополнены механизмы государственной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности и методика оценки эффективности Программы
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 26. 2012 № 415 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов»
Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по осуществлению контроля за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Предметом государственного контроля является соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, отнесенных к компетенции антимонопольного органа, а именно: действиями организаций, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в части требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Постановление Правительства РФ от 17. 2012 № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
Правительством Российской Федерации утвержден перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов:
· Методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
· Типовая форма доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.
· Методические рекомендации о выделении за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
· Перечень рекомендуемых показателей, используемых для определения размера грантов.
· Правила оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, а также применения результатов указанной оценки.
· Критерии оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований.
Распоряжение Правительства РФ от 27. 2012 № 1794-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
Утвержден план мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации.
Распоряжение Правительства РФ от 11. 2012 № 1241-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2012 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
Утверждено распределение средств из федерального бюджета, предоставляемых в 2012 году (всего 5 271 млн. руб. ) на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Федеральный закон от 10. 2012 № 109-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Внесены изменения в Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
а) п. 6 ч. 4 ст. 14 «Повышение энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований» изложен в новой редакции;
б) п. 1 ч. 2 ст. 19 «Энергосервисный договор (контракт)» дополнен частью 5;
в) в ст. 20 «Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта)» внесены изменения в 1 и 3 часть статьи;
г) в п. 6 ч. 3 ст. 23 «Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
Письмо Минэнерго России от 27. 2012 № 02-976 «О необходимости проведения обязательных энергетических обследований организаций и предприятий, подведомственных Минкультуры России, располагающихся в арендуемых зданиях (помещениях) или в зданиях, строениях, сооружениях, которые отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры)»
Перечень лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным, определен частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Исключений для указанных лиц в виде освобождения от проведения обязательного энергетического обследования при их размещении на арендованных площадях, либо в зданиях, строениях, сооружениях, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры)– законом не предусматривается.
Обязательное энергетическое обследование проводится в отношении юридического лица (организации) как потребителя энергетических ресурсов в целях, определенных частью 2 статьи 15 Федерального закона № 261-ФЗ. При этом в случае отсутствия в арендованных помещениях отдельных приборов учета показатели энергоресурсов, потребляемых юридическим лицом (организацией), могут быть рассчитаны по типовым нормам потребления, а типовые, общедоступные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности определяются с учетом норм договора аренды.
Приказ Минэнерго России от 25. 2012 № 185 «Об утверждении Порядка оценки эффективности использования субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и соблюдения условий ее предоставления»
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 746, и определяет правила проведения оценки эффективности использования субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и соблюдения условий ее предоставления.
Постановление Правительства РФ от 16. 2012 № 308 «Об утверждении перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности»
Определен перечень объектов основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность, в отношении которых установлен льготный режим налогообложения.
27 декабря 2009 года вступила в силу поправка, внесенная в главу 25 НК РФ, предоставляющая право организациям при исчислении налога на прибыль применять повышающий коэффициент амортизации в отношении объектов основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ.
Кроме того, с 1 января 2012 года в отношении указанных объектов основных средств (вводимых в эксплуатацию после 1 января 2012 года) налогоплательщики освобождены от налогообложения налогом на имущество организаций. Однако до настоящего времени из-за отсутствия соответствующего перечня данные нормы не действовали.
Теперь Правительством РФ перечень утвержден, и, следовательно, налогоплательщики могут реализовать свое право на применение указанных выше льгот.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14. 2012 № 124 «О правилах обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»
Правила устанавливают обязательные требования при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо ЖК или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, электроэнергии, газа, тепловой энергии, твердого топлива, а также услуг водоотведения).
Приказ Ростехнадзора от 02. 2012 № 72 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 процентов акций или долей, в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий Ростехнадзора и его территориальных органов, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие Ростехнадзора с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления при исполнении государственной функции.
Постановление Правительства РФ от 30. 2011 № 1243 «О внесении изменений в перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках»
В новой редакции изложен перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.
В частности установлено, что информация о классе энергетической эффективности электрических духовок бытовых, телевизоров и лифтов пассажирских (грузопассажирских) должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, с 1 января 2014 года.
Приказ Минэнерго РФ от 30. 2011 № 650 «Об утверждении Порядка проведения Министерством энергетики Российской Федерации плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования»
Настоящий Порядок определяет требования к проведению Министерством энергетики Российской Федерации плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
Постановление Правительства Кировской области от 29. 2013 № 207/239 «О предоставлении грантов местным бюджетам из областного бюджета на проекты по внедрению технологий по повышению эффективности потребления энергетических ресурсов на объектах муниципальной собственности»
В целях реализации областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области» на 2010-2020 годы Правительством Кировской области утвержден Порядок организации и проведения отбора муниципальных районов и городских округов на право получения грантов местным бюджетам из областного бюджета на проекты по внедрению технологий по повышению эффективности потребления энергетических ресурсов на объектах муниципальной собственности.
Постановление Правительства Кировской области от 16. 2013 № 205/202 «О программе развития электроэнергетики Кировской области на 2014-2018 годы»
Целями развития электроэнергетики Кировской области являются удовлетворение долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность, формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство объектов электроэнергетики.
В результате реализации Программы будет обеспечен рост эффективности использования потенциала электроэнергетики для социально-экономического развития Кировской области, стабильное и эффективное удовлетворение потребностей экономики и населения области в электрической энергии за счет:
· рационального развития электроэнергетики Кировской области;
· повышения надежности схемы электроснабжения потребителей;
· обеспечения электрической энергией объектов нового строительства;
· увеличения мощности электрических подстанций;
· снижения потерь электрической энергии при производстве и распределении;
· увеличения собственной генерации электрической энергии в Кировской области;
· улучшения показателей качества электроэнергии, отпускаемой потребителям;
· снижения энергодефицитности Кировской области;
· снижения износа объектов электросетевого комплекса Кировской энергосистемы.
Постановление Правительства Кировской области от 16. 2013 № 205/217 «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 17. 2012 № 186/788»
Внесены изменения раздел «Ожидаемые результаты реализации программы» – снижение энергоемкости валового регионального продукта до 26,1 кг условного топлива/тыс. руб.
В раздел «Обобщенная характеристика мероприятий Государственной программы».
Решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 15. 2013 № 8/1 «Об утверждении форм отчетов об исполнении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, тарифы на товары и услуги которых устанавливает региональная служба по тарифам Кировской области»
Утверждены формы отчетов об исполнении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, тарифы на товары и услуги которых устанавливает региональная служба по тарифам Кировской области.
Постановление администрации города Кирова от 11. 2013 № 97-П «Об утверждении Порядка финансирования расходов, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Город Киров», на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Установка коллективных приборов учета на коммунальные ресурсы в многоквартирных домах и установка индивидуальных приборов учета в части муниципальных жилых помещений в муниципальном образовании «Город Киров»
Цель предоставления финансирования – участие муниципального образования «Город Киров», являющегося собственником помещений в многоквартирных домах, в проведении работ по установке коллективных и индивидуальных приборов учета в многоквартирных жилых домах.
Настоящий Порядок определяет механизм финансирования расходов, предусмотренных на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Установка коллективных приборов учета на коммунальные ресурсы в многоквартирных домах и установка индивидуальных приборов учета в части муниципальных жилых помещений в муниципальном образовании «Город Киров».
Постановление Правительства Кировской области от 17. 2012 № 86/788 «Об утверждении государственной программы Кировской области «Энергоэффективность и развитие энергетики»
Государственная программа определяет следующие задачи:
· Энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
· Развитие газоснабжения области.
· Ожидаемые результаты программы:
· Снижение энергоемкости валового регионального продукта до 27,3 кг условного топлива/тыс. руб.
· Увеличение уровня газификации природным газом жилищного фонда Кировской области на 01. 2021 до 45 %.
Постановление Правительства Кировской области от 25. 2012 № 172/551 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на проведение энергетических обследований и на мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий в муниципальных учреждениях (областная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области» на 2010-2020 годы)»
Установлены правила предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на проведение энергетических обследований и на мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий в муниципальных учреждениях в рамках областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2010-2020 годы.
Постановление Правительства Кировской области от 25. 2012 № 172/563 «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 29. 2010 № 79/580» (вместе с «Порядком отбора муниципальных районов и городских округов для предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на проведение энергетических обследований и на мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий в муниципальных учреждениях»)
Утвержден Порядок отбора муниципальных районов и городских округов для предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на проведение энергетических обследований и на мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий в муниципальных учреждениях.
Плата за тепло составляет наибольшую часть платежа за коммунальные ресурсы в жилищном секторе. Поэтому среди мероприятий по повышению энергоэффективности в МКД особое место занимает экономия тепла. При этом меры эти зачастую достаточно дороги, и неудивительно, что жильцы предпочитают реализовывать их не за свой счет. Сегодня – рекомендации эксперта по заключению энергосервисного контракта на потребление тепловой энергии в МКД.
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем
Действительно, одна из возможностей – заключение энергосервисного контракта на установку оборудования, регулирующего подачу тепла в доме – АУУ, ИТП, БИТП (БТП).
Особенности теплотехнического оборудования
Небольшое знакомство с видами оборудования, которое может быть установлено в рамках энергосервисного контракта на теплоснабжение.
АУУ – автоматизированный узел управления – позволяет автоматически регулировать температуру и давление как основные параметры теплоносителя в системе отопления, в зависимости от уличной температуры. Чем теплее снаружи – тем ниже температура воды, подающейся в дом, что и позволяет достигать экономии. АУУ также поддерживает заданную разницу давления в подающем и обратном трубопроводах.
Теплоноситель поступает от ЦТП в АУУ. Контроллер в составе АУУ после сравнения заданной в температурном графике (режимной карте) температуры теплоносителя с фактической дает команду насосам. Они смешивают теплоноситель из обратной магистрали с теплоносителем из подающей магистрали для достижения нужной температуры. Подача теплоносителя регулируется с помощью регулирующего клапана. Перепад давления в системе отопления регулируется с помощью регулятора перепада давления.
ИТП – индивидуальный тепловой пункт – это более сложная система. Целый комплекс датчиков, насосов и теплообменников фактически служит тепловым пунктом для отдельного дома, в зависимости от погоды автоматически снижает или повышает потребление домом тепла. Устанавливается обычно в подвальном помещении МКД. Подключен как к тепловым сетям (получает теплоноситель от ЦТП и регулирует его температуру подачи в контур отопления дома), так и к сетям водоснабжения (осуществляет подогрев воды для контура ГВС).
БИТП – автоматизированный блочный индивидуальный тепловой пункт. В отличие от ИТП, это законченное изделие заводской готовности, такой plug-and-play для коммунальной теплоэнергетики. БИТП устанавливают в помещении индивидуального теплового пункта здания, присоединяют к системам отопления, вентиляции, ГВС и другим потребителям тепла, а также к входящим теплосетям. БИТП может содержать различные модули, от этого зависит его функционал: коммерческий учёт воды и тепла, автоматическое управление температурой и давлением воды в системах отопления и ГВС.
Как бы просто мы ни старались объяснить, это сложное инженерное оборудование, возможны различные комплектации, разница будет и в схемах подключения. Поэтому потребуется разработка проекта, и эту работу необходимо включить в Техническое задание в список работ.
Два базовых варианта:
- Установка АУУ с подключением к ЦТП
- Установка ИТП с подключением непосредственно к магистральной теплотрассе города и водопроводной сети.
Для разработки проекта и технико-экономического расчета (и сравнения вариантов) нужны профессиональные компетенции. Обычно это сделает подрядчик – энергосервисная компания или РСО.
Подрядчик должен обеспечить соответствие проекта «Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок» и помнить о необходимости корректировки гидравлических и тепловых балансов после реализации проекта. Проект необходимо будет согласовать с ресурсоснабжающей организацией.
Энергосервис на тепле в МКД – оценка масштаба
В отличие от предыдущих статей, здесь мы не можем сказать, что вся нормативная база создана, путь протоптан, нужно только разобраться, и можно заключать договор.
Андрей Богатенков. Энергосервис на замене освещения в местах общего пользования МКД – советы заказчику
Андрей Богатенков. Заключение энергосервисного контракта на теплопотребление в бюджетных учреждениях
Именно по заключению энергосервисного договора в МКД на тепло есть множество нюансов, которые буквально «кричат» – еще рано, еще не все НПА приняты, еще сохраняются вопросы для обеих сторон. А Инвестор может просто не получить возврат своих инвестиций.
Однако все же разберемся подробнее. Сначала оценим, насколько такая практика получила распространение.
С учетом того, что в подавляющей части жилищного фонда в России управление осуществляют коммерческие организации (УК), и именно они являются потенциальной стороной энергосервисного договора, заключение таких договоров можно отследить только через статистическую отчетность, к которой нет открытого доступа. Будем пользоваться доступными источниками информации. В одной из статей на EnergiaVita автор ссылается на данные официального сайта энергосервисной компании. Согласно им, только в МКД города Москвы заключено более 1,2 тысяч энергосервисных контрактов, согласитесь, это серьезный объем инвестиций и обязательств перед жителями.
Переход МКД Москвы на погодное регулирование отопления — почему это пока невозможно
Однако там же ставится под сомнение юридическая чистота подобных сделок. Разберемся, почему.
Требования к энергосервисному контракту
По энергосервису на тепловой энергии знать нормативные документы важно, как ни в каких других направлениях – они просто обязательны к прочтению и осмыслению.
- Статья 19 федерального закона №261-ФЗ (указывает, что предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком).
- Статья 12 того же закона №261-ФЗ (регламентирует обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд).
- Статьи 154, 159, 160 Жилищного кодекса РФ – нужны в части структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
- Пункт 38.2 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Собственники помещений вправе принять решение о заключении энергосервисного договора для повышения эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества с УК, ТСЖ, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом. Они также вправе наделить указанные организации полномочиями по заключению такого договора в интересах собственников или от их имени с энергосервисной компанией.
Если энергосервисный договор на общедомовые нужды заключается между собственниками и управляющей организацией, это отдельный договор наряду с договором управления многоквартирным домом.
Если дом управляется без УК, непосредственно собственниками, они вправе принять решение о заключении энергосервисного договора на общедомовые нужды с ресурсоснабжающей организацией или иной организацией, оказывающей энергосервисные услуги.
- величина экономии тепла в натуральном выражении (уменьшение в сопоставимых условиях объема (количества) потребленной на общедомовые нужды тепловой энергии), которая должна быть обеспечена в результате исполнения энергосервисного договора на общедомовые нужды,
- срок, необходимый для достижения такой величины экономии,
- цена энергосервисного договора на общедомовые нужды и порядок ее оплаты,
- срок действия энергосервисного договора на общедомовые нужды.
- Пункт 38.4 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Оплата цены энергосервисного договора на общедомовые нужды осуществляется отдельно от платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилого помещения.
- Пункт 38.5 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Цена энергосервисного договора на общедомовые нужды определяется соглашением сторон такого договора. Обращаем внимание! Положения постановления Правительства РФ от 18.08.2010 №636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» не действуют для расчета цены договора, она является результатом джентельменского соглашения сторон, зафиксированного условиями договора.
- Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и «О рекомендуемых формах энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения, внешнего (уличного) освещения и систем отопления посредством установки индивидуальных тепловых пунктов в жилом секторе и организациях коммунального комплекса». Казалось бы, но нет. Рекомендованных форм энергосервисного договора такого рода нет, данное письмо содержит лишь форму для бюджетных учреждений. Поэтому единственный выход – если после прочтения статьи у вас возникнет желание заключить энергосервисный контракт – взять ручку/карандаши/ластик и отредактировать эти формы под себя.
По-хорошему, каждый регион должен утвердить типовую форму такого договора собственным нормативным правовым актом или приказом или распоряжением органа власти, курирующего ЖКХ. Имеет смысл поискать подобный акт в своем регионе.
На проект договора, по которому заключаются контракты в городе Москве, и который размещен на сайте энергосервисной компании, использовать не советуем. Он не утвержден никаким нормативным актом, в городе фактически действует устаревшая форма 2010 года (распоряжение Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы никто не отменял), которую никто не использует. Да и сам проект вызывает одни вопросы, но его уже рассматривали коллеги по цеху (ссылка в начале статьи).
Особенности заключения энергосервисного контракта на теплоснабжение в МКД
В сухом остатке от изучения нормативной базы: пока заключать такой договор опасно.
Во-первых, допускается заключение энергосервисного договора по экономии тепловой энергии только на общедомовые нужды. А как выделить величину отопления на эти самые общедомовые нужды? По площади? А как же нежилые помещения, которые массово на первых этажах сдаются в аренду? А прибор-то общедомовой, индивидуальных приборов учета во всех квартирах и помещениях МКД нет.
Что говорит судебная практика? То же самое – только на общедомовые нужды:
Дело А41-31074/2016 (кассация пройдена). Важное внутри. Позиция Департамента ЖКХ Минстроя России в лице заместителя директора департамента: энергосервисный договор на отопление заключается в отношении всей тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом. Однако эта позиция была отклонена судами первой и апелляционной инстанций.
Действительно, из постановления №491 следует, что энергосервисный договор может распространяться только на общедомовые нужды. Апелляционный суд указал, что в силу требований жилищного законодательства управляющая компания не вправе присваивать излишне уплаченные собственниками МКД денежные средства за оказание коммунальных услуг, иных услуг, согласованными с управляющей компанией, в отсутствие на то правовых оснований.
Во-вторых, как быть со льготниками? Ведь при снижении потребления тепла, снижается и размер льгот, а компенсации не предусмотрены (вопрос давно обсуждается, но до настоящего времени соответствующие изменения не вышли).
Много вопросов, и непростых. Однозначных ответов пока нет.
Энергосервис на тепло в МКД
Что может спасти энергосервис по тепловой энергии? Попробуем изучить протоколы совещаний в ФОИВ, ведь в них появляются поручения о развитии механизмов энергосервиса применительно к МКД, поручения по разработке НПА.
Протокол заседания Экспертного совета Минстроя РФ от 03. 2018 (есть в редакции):
«Предложить региональным органам исполнительной власти на территории субъектов РФ до принятия законопроекта разработать и принять региональные нормативные правовые акты о направлении части сэкономленных при реализации энергосервисных договоров (контрактов) бюджетных средств на льготы по платежу по энергосервисным договорам (контрактам) для отдельных категорий граждан, аналогично применяемым льготам на соответствующие коммунальные платежи, с учетом того, что такое перераспределение бюджетных средств не повлечет дополнительных затрат региональных и муниципальных бюджетов»
Это значит, что потерянные льготы предложено компенсировать региональным бюджетам, забрав (секвестировав) полученную бюджетными учреждениями экономию по заключенным ими энергосервисным контрактам! Бюджетник страдал, заключал энергосервисный контракт в надежде высвободить часть средств, модернизировать системы энергообеспечения, а у него достигнутую экономию заберут. Ну и в конечном счете – это все равно наши с вами налоги и сборы. Да и без системы мониторинга результатов энергосервиса это сделать нереально.
Пожалуй, данный протокол можно забыть. Изменения в НПА до настоящего времени не вышли, эра А. Чибиса в Минстрое закончена.
Протокол совещания у заместителя Председателя Правительства РФ В. Мутко от 20. 2019 «Об энергосервисных контрактах в ЖКХ» (Звучит? Уровень? – есть в редакции):
6 – в срок до 30. 2019 Минстрою России обобщить лучшие региональные практики по энергосервису в ЖКХ, сформировать рабочую группу по мониторингу и изучению, обеспечить методическое сопровождение проектов.
Итог мы видим, процесс не остановить, и нет предела совершенству.
Алгоритм подготовки энергосервисного договора на тепло в МКД
Нас не запугать, общее собрание собственников решило заключить контракт по общедомовым нуждам, что делаем?
- Определяемся с методикой распределения потребления на жилые, нежилые, общедомовые нужды.
- Обращаемся в РСО (поручаем УК обратиться) для определения возможности установки АУУ, ИТП, БИТП, стоимости и сроков установки (включая разработку проекта).
- Готовим технико-экономический расчет, за сколько лет окупится энергосервисный контракт по экономии тепла на общедомовые нужды?
- Стандартно готовим общее собрание собственников, ОСС (объявления, повестка, место и время встречи, порядок голосования, проекты документов).
- В решении фиксируем все согласно п.38.3 постановления Правительства РФ №491, наделяем УК (или представителя собственников) правом подписать энергосервисный договор с РСО.
- С учетом методик расчетов за потребленную тепловую энергию, оборудование, установленное в рамках энергосервисного договора, должно быть введено в эксплуатацию в декабре текущего (в год заключения договора) года, так как в январе идет перерасчет по фактическому потреблению за истекший год.
- И даже при соблюдении данных пунктов, будет непонятен механизм платежей, так как мы (потребители) платим либо по схеме 1/7, либо 1/12. В случае, если договор заключается с РСО, можно по согласованию с ней прописать, что отчетный период по договору – год, соответственно в январе происходит стандартный пересчет на основании фактических результатов за истекший период и корректировка в пользу жителя.
- Для РСО это также является плюсом – если они подписали регуляторное соглашение, то экономия, полученная в рамках исполнения энергосервисного контракта, может оставаться у РСО в распоряжении и направляться на собственные нужды РСО, в том числе на установку приборов учета по МКД.
Общий вывод. Давайте подождем выхода изменений в ЖК (их все-таки ждем в эту весну), проанализируем, что еще нужно поправить и изменить в региональном законодательстве и примем взвешенное (а не навязанное) решение о заключении энергосервисного договора по тепловой энергии на общедомовые нужды. Ну а кому невтерпеж – вперед в РСО! Хоть не так печально будет.