Управление по энергоэффективности республики беларусь

Управление по энергоэффективности республики беларусь Энергоэффективность

11 ноября, в Международный день энергосбережения, прошла торжественная церемония награждения победителей конкурса на соискание премии за достижения в области энергоэффективности, ресурсосбережения и экологичности «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь – 2021».

Лауреатами-победителями названы предприятия, которые достигли реальных результатов в энергоэффективности и ресурсосбережении. Обладателями Почетных дипломов стали 10 участников конкурса, 35 конкурсантов отмечены Дипломами победителя и один удостоен главной награды – Гран-при.

ООО «МАВИТЭК» проводит разработку технико-экономических обоснований энергосберегающих мероприятий в соответствие с методическими рекомендациями Департамента по энергоэффективности Госстандарта РБ, которые содержат алгоритмы типовых расчетов для предварительной оценки эффективности использования средств, направляемых на реализацию энергосберегающих мероприятий.

В случае отсутствия мероприятия в стандартном перечне, ООО «МАВИТЭК» разработает новый уникальный алгоритм и согласует его с подразделениями Департамента по энергоэффективности Госстандарта РБ.

При составлении технико-экономического обоснования расчетный экономический эффект от внедрения планируемого к реализации мероприятия указывается в денежном эквиваленте (белорусских рублях) и определяется как произведение величины ожидаемого экономического эффекта от снижения потребления (экономии) ТЭР, выраженного в тоннах условного топлива, и стоимости тонны условного топлива.

При оценке эффективности внедрения энергосберегающих мероприятий информация о расчетной стоимости тонны условного топлива на конкретный календарный год принимается в соответствие с рекомендациями Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

ОАО «Управляющая компания холдинга «Лидсельмаш» признано экспертами одним из лидеров Республики Беларусь в области энергоэффективности, ресурсосбережения и экологичности.

11 ноября, в Международный день энергосбережения, прошла торжественная церемония награждения победителей конкурса на соискание премии за достижения в области энергоэффективности и ресурсосбережения «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь –2021».

ОАО «Управляющая компания холдинга «Лидсельмаш» признано победителем VII Республиканского конкурса «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь –2021». Награда вручена в ходе торжественной церемонии, состоявшейся в Минске 11 ноября в концертном зале «Верхний город».

В церемонии приняли участие около 80 руководителей и специалистов промышленных предприятий, предприятий энергетики, АПК, жилищно-коммунального сектора, других отраслей и сфер экономики.

Звание победителя конкурса присуждено предприятию в Номинацию «Энергоэффективный продукт года»  за представленный продукт: радиаторы отопительные стальные панельные «Лидея».

По мнению членов жюри, проголосовавших за присуждение предприятию награды, данный продукт соответствует всем установленным на территории Беларуси требованиям в области качества, обладает высокими физико-техническими характеристиками и потребительскими свойствами, отвечает самым строгим запросам потребителей.

От имени ОАО «Управляющая компания холдинга «Лидсельмаш»  участие в церемонии принял генеральный директор Иваньков Г.И.

«Лидер энергоэффективности Республики Беларусь» — крупнейший отраслевой конкурс республиканского значения, был учрежден 7 лет назад – в 2015 году. В жюри входит свыше 30 ведущих экспертов отрасли.

Управление по энергоэффективности республики беларусь

Управление по энергоэффективности республики беларусь

Управление по энергоэффективности республики беларусь

Церемония награждения конкурса «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь-2021» состоялась в концертном зале «Верхний город». В этом году на суд авторитетного жюри было представлено более 100 идей, треть из которых удостоились дипломов победителей.

Открывая мероприятие, заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности Михаил МАЛАШЕНКО отметил, что участие в конкурсе – это лишь часть каждодневной деятельности предприятий по внедрению современных технологий и стремлению сделать свою продукцию конкурентоспособной. Претенденты на престижную награду, как правило, ставят перед собой задачи на перспективу и остаются ориентиром для остальных.

Управление по энергоэффективности республики беларусь

Управление по энергоэффективности республики беларусь

Конкурс «Лидер энергоэффективности» проводится с 2015 г., и за это время стал хорошей площадкой для обмена передовым опытом, наработанным отечественными предприятиями. Если 6 лет назад победители выявлялись по трем номинациям, то в текущем году – по девяти. В двух из них были отмечены дипломами жилищно-коммунальные предприятия. Так, в номинации «Энергоэффективная технология года» одним из победителей стало ГУКПП «Гродноводоканал» с проектом «Применение инновационной дренажно-распределительной системы TRITON для фильтров обезжелезивания питьевой воды на водозаборе «Чеховщизна».

Управление по энергоэффективности республики беларусь

Управление по энергоэффективности республики беларусь

Надо отметить, что Гродноводоканал четвертый раз удостаивается высокой оценки жюри, и это постоянство свидетельствует о планомерной стратегии предприятия по совершенствованию всех этапов производственного процесса.

Не новичок в конкурсе и Государственное предприятие «ВПК и ТС». В этом году оно не только получило диплом в номинации «Энергоэффективный продукт года», но и стало обладателем главной награды – Гран-при за освоение инновационных энергоэффективных продуктов и технологий, высокое качество оказываемых услуг.

Управление по энергоэффективности республики беларусь

Управление по энергоэффективности республики беларусь

11 Нояб 2021

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

07 июня 2021, 12:22

Месяц назад стартовал 7-й Республиканский конкурс в сфере энергоэффективности, ресурсосбережения и экологичности «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь — 2021», но уже можно набросать портрет первых участников. Большинство предприятий — победители прошлых лет. Самыми активными пока являются предприятия газоснабжающей сферы. 60% заявок связано с цифровыми технологиями и обеспечением безопасной и бесперебойной подачи природного и сжиженного газа потребителям.

УП «Мингаз» в номинации «Цифровая трансформация, автоматизация, умные технологии» заявило знаковый проект по модернизации сетей низкого давления газа к монументу Победы в городе Минске (Вечный огонь) с установкой замерного узла учета газа и системы телеметрии, а также систему контрольно-измерительного пункта с передачей данных КИП5-4М LTE и шкаф телемеханики ШТМ. В номинации «Использование электрической энергии для повышения эффективности энергосистемы Беларуси» предприятием представлен проект по отоплению помещений ГРП с использованием электронагрева (электроконвекторов) и применением технологии автоматического регулирования параметров теплоносителя. В номинации «Энергоэффективное здание года» заявлена реконструкция ГРП №4 высокого давления с использованием новейших инновационных и энергоэффективных технологий. В новой номинации «Зеленые технологии и продукты» УП «Мингаз» представило проект по модернизации системы обеспыливания брикетных прессов в филиале «ТБЗ «Сергеевичское».

С пятью заявками в пяти разных номинациях вышло на конкурс УП «Витебскоблгаз». В номинации «Энергоэффективные бытовые приборы и оборудование» предприятие заявило систему коллективной безопасности многоквартирного жилого дома с дистанционным поквартирным учетом расхода газа. В номинации по цифровым решениям представлен «Передвижной мобильный комплекс цифрового радиографического контроля на базе автомобиля Volkswagen Crafter АЛ «Актава», в номинации по ВИЭ — «Мобильный энергонезависимый комплекс по эксплуатации и ремонту систем телеметрии ШРП, ГРП, ГЕУ и фиксации параметров их работы в режиме онлайн». Кроме этого, предприятие отметилось и в традиционных номинациях: «Энергоэффективный продукт года» («Мобильный комплекс на базе корреляционного ультразвукового расходомера газов с накладными преобразователями») и «Энергоэффективная технология года» (Система вентиляции с рекуперацией тепла здания аварийно-диспетчерской службы ПУ «Витебскгаз»).

В номинации по цифровой трансформации заявились еще две региональные организации из сферы энергетики. РУП «Могилевоблгаз» представило «Умную базу» Белыничского РГС, а РУП «Гродноэнерго» — автоматизированную систему контроля состояния предизолированных трубопроводов (АСКСПИТ).

Главный победитель 2020 года — ПО «Белоруснефть» — вновь вышло на конкурс в этом году в номинации «Использование электрической энергии для повышения эффективности энергосистемы Беларуси» (электрификация механизированного фонда буровых установок).

Многократный победитель конкурса, ОАО «ММЗ имени С.И.Вавилова — управляющая компания холдинга «БелОМО», представило свою энергоэффективную разработку — «Счетчики газа диафрагменные СГД 4».

Генеральным партнером конкурса «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь» в 2021 году является КУП «Брестжилстрой».

Организация занимается строительством многоквартирного (в том числе энергоэффективного) жилья в Республике Беларусь, задействована в реализации международных проектов. Предприятие осуществляет полный цикл работ — от проектирования до сдачи готовых объектов «под ключ». В планах — развитие малоэтажного быстровозводимого строительства с применением современных технологий и материалов.

Узнать о конкурсе подробнее можно здесь.

Подготовлено по материалам ЦПП «Деловые медиа».

Информационный партнер Республиканского конкурса «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь — 2021» — Белорусское телеграфное агентство БЕЛТА.

Главные новости Республики Беларусь

Управление по энергоэффективности республики беларусь

Управление по энергоэффективности республики беларусь

— размещаются материалы рекламно-информационного характера.

Расчет потребности в топливе

Для получения технических условий на использования вида топлива, так называемых лимитов на топливо, производится расчет потребности в топливе (РПТ).

Начнем с того, Вы, не знаете, нужно ли Вам вообще РПТ или нет?

Управление по энергоэффективности республики беларусь

Если мощность Ваших топливоиспользующих установок до 0,5 МВт, то расчет выполняется на Ваше усмотрение, скажем так для уточнения существующих и возможных перспективных тепловых нагрузок и, как следствие, мощности, устанавливаемого оборудования. Но бывают случаи, когда та или иная согласующая организация(газоснабжающая) требует наличие РПТ (при разработке нового проекта). В этом случае лучше всего, когда РПТ выполнено специализированными аккредитованными организациями.

Если же мощность установок 0,5 МВт и выше – расчет обязателен и необходим не только для Вас, но я для государственных инстанций.

Возникает вопрос, что же делать дальше, после того, как РПТ будет получен?

Обязательному согласованию вида топлива подлежат установки мощностью 0,5 МВт и выше.

Где и кем производится согласование Расчета потребности в топливе?

В целях упрощения и оптимизации сроков проведения данной работы с 1 января 2014 года Минэкономики прекратило выдачу справки о согласовании вида топлива. Теперь выдача решения о согласовании вида топлива осуществляется Департаментом по энергоэффективности Госстандарта (далее Департамент) и(или) его региональными управлениями по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов по заявительному принципу «одно окно».

Документ «Согласование вида топлива».

Допустим, у Вас есть какая-то идея реконструкции, строительства или модернизации какого-либо объекта, но Вы точно не знаете, какой вариант будет более прибыльным и менее затратным, тогда Вам необходима разработка технико-экономического обоснования (ТЭО).

Кому нужно разрабатывать ТЭО?

В связи с новым Указом Президента РБ от 14.01.2014 №26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (который вот – вот подпишут) предпроектные работы (ТЭО, ОИ) подлежат обязательной разработке и обязательному согласованию. Непосредственно после утверждения Указа будет ясно, какой именно вид предпроектных работ будет обязателен в том или ином случае.

Чтобы идти в ногу со временем уже сейчас любой проект строительства или реконструкции обязательно начинается с ТЭО. Те, кто игнорируют данную стадию проектирования, как правило, рискуют потерять экономическую выгоду.

Управление по энергоэффективности республики беларусь

Что касается согласования ТЭО?

Данный Указ является дополнением к ТКП 241-2010 (02230) «Порядок разработки технико-экономического обоснования выбора схем теплоснабжения при строительстве и реконструкции объектов», по которому ТЭО подлежит обязательному согласованию.

Кто согласовывает ТЭО?

ТЭО + РПТ = Департамент по энергоэффективности!)

Как отмечалось ранее, согласно новому Указу, любой новый проект строительства или реконструкции обязательно начинается с ТЭО (ОИ). Далее архитектурный проект со всей прилагаемой документацией ( в том числе уже согласованное ТЭО) направляется на экспертизу в компетентные инстанции. Зачастую во всей приложенной документации требуют обязательного наличия документа «Согласование вида топлива». Этот документ является итогом разработанного и согласованного РПТ. Получается так, что Заказчик, у которого на руках готовый проект и ТЭО, должен разрабатывать и согласовывать еще и РПТ, вместо того, чтобы начать уже строительств. Отсрочка строительства повлечет за собой огромные денежные потери. Именно поэтому рекомендуется разрабатывать расчет потребности в топливе параллельно с разработкой технико-экономического обоснования. В этом случае экспертиза проекта идет на «Ура!!!» в самые короткие сроки.

Саленик ИннаСтажер предпроектного отдела ОДО «ЭНЭКА»

Обратившись к специалистам высокого класса компании ОДО «ЭНЭКА», Вы получаете расчет потребности в топливе, технико-экономическое обоснование, выполненное по всем стандартам и техническим нормативным правовым актам Республики Беларусь (ТНПА).

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЭНЕРГОАУДИТ И ЗАЧЕМ ОН ПРОВОДИТСЯ?

Проведение энергетического аудита — это анализ и оценка всех аспектов деятельности предприятия, которые связаны с затратами на топливо, энергию различных видов, воду и другие носители. Цель данной процедуры зкалючается в том, чтобы выявить пути утечки энерго-топливных ресурсов, определить реальный потенциал энергосбережения, разработать все необходимые энергосберегающие мероприятия для предприятия.

Энергетический аудит — это анализ энергозатрат с целью их сокращения.

Энергоаудит необходим для оптимизирования затрат и деятельности организации.

КАКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ/ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ НЕОБХОДИМО ПРОВЕДЕНИЕ ЭНЕРГОАУДИТА

Согласно закону Республики Беларусь № 239-3 от 8 января 2015 года «Об энергосбережении»:

“Энергетическому обследованию в обязательном порядке подлежат юридические лица с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов 1,5 тысячи тонн условного топлива и более. Обязательное энергетическое обследование юридического лица проводится не реже одного раза в 5 лет согласно графикам, ежегодно утверждаемым соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами по согласованию с уполномоченным республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения.»

Энергетический аудит юридических лиц, у которых с момента окончания модернизации основного технологического оборудования, обновления технологий, создания высокотехнологичных производств прошло не более 3 лет, проводится в виде экспресс- энергоаудита.

Обязательное энергетическое обследование юридических лиц проводится на основании технического задания на проведение энергоаудита, составленного обследуемым юридическим лицом и согласованного с соответствующим территориальным органом уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения. В отношении юридических лиц, не указанных в части первой настоящей статьи, и индивидуальных предпринимателей энергетическое обследование (энергоаудит) может проводиться в добровольном порядке.

ВИДЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО АУДИТА

Экспресс-энергоаудит проводится по сокращенной программе с минимальным использованием или без использования приборного оборудования и носит ограниченный по объему и времени проведения характер.

Экспресс-энергоаудит — это самый дешевый и простой вид энергетического обследования.

Объем работ и количество замеров согласовываются в ТЗ на энергетический аудит. В результате детального энергетического аудита предприятие получает разработанную индивидуально программу мероприятий по энергосбережению, которая служит для того, чтобы уменьшить энергозатраты.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Стартовавший в марте 7-й Республиканский конкурс в сфере энергоэффективности, ресурсосбережения и экологичности «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь – 2021» постепенно набирает обороты. Пока идет прием заявок, и у предприятий еще есть время представить свои разработки на суд экспертного жюри. Для того, чтобы было проще разобраться в том, что же ожидает участников конкурса в этом году, какие произошли изменения в конкурсной программе и в требованиях к заявкам, мы поговорили с заместителем председателя экспертного совета конкурса Еленой Жученко.

– Елена Александровна, время не стоит на месте, и хотя конкурс относительно молодой, в сфере энергоэффективности произошло много перемен. Естественно, конкурс должен их учитывать. Расскажите, что поменялось в этом году, в каком направлении сейчас развивается конкурс?

– Да, действительно, изменения в сфере большие: и в мире, и в нашей стране. Именно поэтому в этом году в конкурс добавлена новая номинация, которая называется «Зеленые технологии и продукты». Сейчас в мире очень большой интерес к теме зеленой экономики и снижению ее углеродоемкости. Странами – членами ООН в 2015 году принято Парижское соглашения об изменении климата, которое регулирует меры по снижению выбросов парниковых газов и ставит своей целью удержать рост глобальной средней температуры «намного ниже» 2 °C. Беларусь в этом вопросе тоже не отстает: страна подписала Парижское соглашение и всеми возможными экономически целесообразными способами достигает заявленного национально-определяемого вклада в сокращение выбросов парниковых газов. Соответственно, появление в конкурсе подобной номинации было закономерным и своевременным.

Хочу отметить, что конкурс развивается по всем заявленным направлениям: энергоэффективность, ресурсосбережение и экологичность. Все параметры очень взаимосвязаны между собой, все важны и востребованы.

– В прошлом году в конкурс была добавлена номинация «Цифровая трансформация, автоматизация, умные технологии». Как это направление развивается в различных секторах экономики? Какие перспективы у соответствующей номинации?

– Цифровая трансформация сейчас – один из самых актуальных вопросов, одно из самых значимых направлений развития белорусской экономики. 2 февраля 2021 Советом Министров Республики Беларусь утверждена государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы. Поэтому перспективы у номинации очень большие – уже на ее старте конкурсантами были предложены весьма интересные решения. В этом году мы ждем увеличения заявок в эту номинацию, поскольку цифровая трансформация затрагивает практически все сферы народного хозяйства: решения и энергетические, и технологические, и умного города. Например, даже электронный рецепт, электронная карточка в поликлинике – это тоже цифровая трансформация.

– Расскажите подробнее о возможностях конкурса и его участников в связи с введением в эксплуатацию БелАЭС и необходимостью повышения использования электроэнергии.

– Увеличение использования электроэнергии – еще один насущный вопрос современной Беларуси. Особенно это актуально для строительной отрасли: новые жилые дома возводятся зачастую с перспективой электроотопления и обеспечения горячим водоснабжением с использованием электроэнергии. Если еще несколько лет назад электродома строились больше в порядке эксперимента, то сейчас это уже целые кварталы. Промышленные предприятия, особенно крупные, рассматривают возможность внедрения у себя электрических технологий, и многие уже перевели часть процессов на электроснабжение. Чуть хуже дела обстоят в сельской местности, на дачных участках и в коттеджных застройках – пока не везде хватает пропускной способности сетей для удовлетворения заявок всех потенциальных потребителей. Но предприятия электросетей сейчас активно работают в этом направлении, проводят мероприятия по усилению сетей, чтобы обеспечить всех желающих возможностью использования электрической энергии.

– Появились ли новые конкурсные требования в этом году?

– Принципиально требования к участникам конкурса у нас не менялись. По ряду номинаций существуют критерии, которые обусловлены нормативной документацией либо достигнутыми параметрами мировой передовой практики. На конкурс предлагается очень широкий спектр продуктов, технологий и решений, поэтому большинство заявок рассматривается коллегиально экспертным жюри. А вообще хочу заметить: порой предлагаются настолько разнообразные и интересные решения, что по ним невозможно заранее выстроить какие-то четко определенные критерии.

– Изменится ли состав участников нынешнего конкурса?

– Думаю, что и в этом году, как и ранее, определенные изменения произойдут. Частично останутся постоянные участники – некоторых мы уже видим в заявках на конкурс. Их прием еще только начался, поэтому трудно сказать, сколько будет участников – прежних и новых. Однако четко могу заверить, что нынешний конкурс будет увлекательным: уже получено около двадцати интересных заявок, в том числе предлагающих нетрадиционные, нестандартные технические решения. Кстати, и по новой нашей номинации – «Зеленые технологии и продукты» – тоже уже есть соискатели.

– Какую роль, на ваш взгляд, играют подобные конкурсы в экономике страны, меняют ли они что-то?

– Безусловно. Сразу оговорюсь, что в Беларуси достаточно жесткие законодательные требования к энергоэффективности. Поэтому у предприятий очень много наработок в этой сфере. И конкурс – как раз очень удобный способ эти наработки представить, поделиться опытом, посмотреть на достижения других. Ну и маркетингового эффекта тоже никто не отменял: предприятию гораздо проще участвовать в тендерах, расширять рынки сбыта и искать новых клиентов, имея на руках диплом победителя престижного конкурса.

Информационный партнер Республиканского конкурса «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь – 2021» – Белорусское телеграфное агентство БЕЛТА.

Дипломами победителя награждены

ООО «Аналитика и мониторинг»

ОАО «БЕЛОРУССКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД – управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания»

РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»

ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод»

Филиал «Гомельские тепловые сети» РУП «Гомельэнерго»

ОАО «ТБЗ Дитва»

ООО «ЕКТ Компани»

ОАО «Управляющая компания холдинга «Лидсельмаш»

РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»

ОАО «Минский механический завод имени С.И.Вавилова – управляющая компания холдинга «БелОМО»

УП «Минское отделение Белорусской железной дороги» Реконструкция котельной локомотивного депо Минск по ул.Брест-Литовской, 17/8

ОАО «Минский подшипниковый завод»

Новополоцкий филиал областного государственного унитарного проектного предприятия «Институт Витебскгражданпроект»

ГП «УКС Центрального района г. Минска»

Управления энергосбережением в Республике Беларусь

2.1 Структура управления энергосбережением в Республике Беларусь

Энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.Государственное управление в сфере энергосбережения осуществляют Правительство Республики Беларусь. Основной механизм государственного управления — создания законодательной, нормативной базы и экономических стимулов рационального использования ТЭР. Уполномоченный им республиканский орган государственного управления в сфере энергосбережения — Министерство энергетики республики Беларусь проводит государственную политику в этой области, регулирует деятельность, направленную на эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве республики.

Государственным органом, осуществляющим межведомственный и независимый надзор за рациональным использованием ТЭР, является Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации при Совете Министров Республики Беларусь.

Департамент по энергоэффективности имеет областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.При Департамент по энергоэффективности работает координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов, а также экспертный совет по энергоэффективности.

В облисполкомах, гoр- и райисполкомах предусмотрены штатные единицы ответственных за энергосбережение, в министерствах и ведомствах — отделы или ответственные за энергocбережение.

Основными задачами Департамента по энергоэффективности являются:

– проведение государственной политики в сфере энергосбережения, регулирование деятельности, направленной на эффективное использование и экономию ТЭР в народном хозяйстве Республики Беларусь;

– осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии объединениями, предприятиями, учреждениями независимо от их форм собственности и ведомственной подчинённости.

В соответствии с этими задачами Департамент по энергоэффективности организует разработку и реализацию мер по энергосбережению, участвует в реализации инвестиционной политики, исходя из приоритетных направлений развития экономики Республики Беларусь. Он разрабатывает критерии оценки эффективности использования ТЭР на территориальном и отраслевом уровне и в установленном порядке вносит предложения:

– по внедрению экономических механизмов стимулирования эффективного использования научно-технического, промышленного, энергетического и трудового потенциала для реализации государственной энергосберегающей политики;

– по определению основных целевых показателей по энергосбережению на основе важнейших параметров прогноза социально-экономического развития республики;

– по повышению энергоэффективности народного хозяйства республики. Департамент по энергоэффективности принимает участие в разработке республиканских, отраслевых и территориальных топливно-энергетических балансов, выступает заказчиком НИОКР в сфере энергосбережения, организует разработку концепций и республиканских программ по энергосбережению, согласовывает соответствующие отраслевые, областные и Минскую городскую программы и контролирует их реализацию. Он также принимает участие в разработке проектов республиканских программ создания новых технологий техники в части энергосбережения, организует проведение работ по развитию и использованию нетрадиционных источников энергии, вторичных энергетических ресурсов, замещению импортируемых видов топлива, участвует в формировании программ производства и внедрения энергосберегающего оборудования, приборов учёта и регулирования потребления ТЭР, в разработке и рассмотрении проектов стандартов норм и правил, относящихся к сфере использования ТЭР. Департамент по энергоэффективности осуществляет и другие функции, предусмотренные законодательством.

Главному государственному инспектору Республики Беларусь в лице председателя Департамента по энергоэффективности, его заместителям, главным государственным инспекторам областей и г. Минска, их заместителям, государственным инспекторам по надзору за рациональным использованием ТЭР предоставлено право:

– беспрепятственно посещать (при предъявлении документов) проверяемые объекты;

– привлекать специалистов и технические средства предприятий (по согласованию с руководителями предприятий) для выполнения своих служебных обязанностей;

– давать обязательные для всех потребителей предписания об устранении фактов нерационального расходования топлива, электрической и тепловой энергии, отсутствия необходимых приборов учёта и регулирования;

– составлять протоколы о фактах нерационального использования ТЭР для принятия решений о применении к их потребителям экономических санкций в соответствии с законодательством.

В РБ работают государственные предприятия «Белэнергосбережение» и «Белинвестэнергосбережение», которые выполняют работы для предприятий по проектам энергосбережения.

2.2 Нормативно-правовая база энергосбережения в РБ

Законодательство Республики Беларусь об энергосбережении состоит из Закона «Об энергосбережении» и иных актов законодательства Республики Беларусь, регулирующих вопросы энергосбережения.

Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» опубликован 15 июля 1998 г. и более 10 лет не пересматривался законодательным органом, хотя на энергетическом фронте произошли существенные изменения. Очевидно, появление Директивы Президента №3 в 2007 г. было вызвано необходимостью учесть особенности сегодняшнего дня. Однако закон продолжает действовать и во многом он остается актуальным.

В Законе 5 глав:

Глава 1. Общие положения (статьи 1–4).

Глава 2. Основы государственного управления энергосбережением (статьи 5–17).Глава 3. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения (статьи 18–20).Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении (статья 21).Глава 5. Заключительные положения (статья 22).

В первой главе определены в сфере энергосбережения: субъекты отношений, основные направления международного сотрудничества, принципы государственного управления.

Во второй главе детально рассмотрены основы государственного управления энергосбережением. Государственное управление в сфере энергосбережения осуществляют Правительство Республики Беларусь и уполномоченный им республиканский орган государственного управления.В данной главе определено:– порядок учета топливно-энергетических ресурсов– республиканские, отраслевые и региональные программы энергосбережения– порядок научно-технического обеспечения в сфере энергосбережения;– система прогрессивных норм расхода топлива и энергии;– стандартизация, сертификация и метрология в сфере энергосбережения;– государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;– государственная экспертиза энергетической эффективности проектных решений;– образование и подготовка кадров для сферы энергосбережения;

– информационное обеспечение деятельности по энергосбережению.

Глава третья посвящена экономическим и финансовым механизмам энергосбережения. В этой главе определяются источники финансирования энергосбережения. Излагается порядок образования и расходования средств фонда «Энергосбережение».

К другим основным правовым актам по энергосбережению относятся:

– Директива №3 Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»;

– Республиканская программа энергосбережения на 2006–2010 годы;

– Целевая программа обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. № 1680

– Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006–2010 годах и Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 г.

2.3 Управление энергосбережением на предприятии

2.3.1 Энергетический менеджмент

На предприятии повышение эффективности энергосбережения осуществляется путем внедрения нового оборудования, передовых технологий, совершенствования и модернизации существующего оборудования, широкого использование местных и вторичных ресурсов, что было рассмотрено на предыдущих занятиях. Но есть еще один существенный фактор, а именно правильно организованное управление энергопотреблением, которое строится на современной теории и практике менеджмента и аудита.

В нашей стране энергетический менеджмент начал внедряться в практику сравнительно недавно. Он представляет собою сложную структуру идеалов, научных знаний, политических приоритетов, практической стратегии, механизмов планирования, регулирования и реализации всех видов деятельности людей в целях обеспечения эколого-экономической стабилизации.

Основная задача его состоит в проведении комплексного анализа энергопотребления и на его основе проведение энергосберегающих мероприятий на предприятии.

При осуществлении энергетического менеджмента на предприятии важно задействовать в нем все основные структурные подразделения предприятия.

Полную и персональную ответственность за состояние энергетического менеджмента несет руководитель предприятия, главный инженер и главный энергетик. Непосредственно реализацией мероприятий по энергосбережению занимается служба главного энергетика, в составе которой образуется отдел по энергосбережению.

Энергоменеджмент включает в себя:

– поддерживание тесной связи и взаимодействие с энергоснабжающими организациями;

– изучение опыта использования энергии на смежных национальных и международных предприятиях, организацию общения с ними;

– выработку стратегии предприятия в области использования ТЭР;

– подготовку предложений по энергосбережению;

– разработку энергосберегающих проектов, определение их приоритетности и запуск на исполнение;

– создание информационной системы для оперативного контроля и управления производством и потреблением энергоресурсов;

– проведение разъяснительно-воспитательной работы со всеми работниками о важности и необходимости энергосбережения.

Энергосберегающие мероприятия выполняются по следующим направлениям:

– энергетический баланс всего предприятия и его структурных подразделений;

– энергетическое обследование;

– мониторинг и планирование.

2.3.2 Энергетический аудит — это обследование предприятия с целью сбора информации об источниках энергии, ее удельном потреблении на единицу выпускаемой продукции, разработка рекомендаций и технических решений по снижению энергетических затрат. Он является основным инструментом энергетического менеджмента.

Энергетическое обследование предприятий и организаций проводится специализированными организациями, имеющими лицензию Департамента по энергоэффективности на проведение энергоаудита.

Энергетический аудит может быть:

–предварительным и подробным;

–простым или сложным;

– периодическим или перманентным (непрерывно продолжающийся, постоянный).

Предварительный аудит заключается в анализе потребления энергии определенным участком производства за установленный промежуток времени для определения удельного энергопотребления.

Подробный аудит заключается в сборе и записи полной информации о потребленной энергии на каждом участке производства за каждый временной период и в расчетах энергетических балансов и эффективности. Для эффективного про ведения подробного аудита необходимо:

– сравнение основных показателей энергопотребления с другими предприятиями отрасли;

– обмен опытом с другими предприятиями, занимающимися производствомоднородной продукции.

Простой аудит состоит в определении наиболее значимых энергоэффективных мероприятий, внедрение которых позволит получить в короткое время значительный экономический эффект.

При сложном аудите выявляются не только внутренние резервы экономии ТЭР, но и влияние различных внешних факторов.

Сущность разового аудита может состоять как в проверке расходования отдельных видов, так и всех ТЭР, потребляемых организацией в нестандартных ситуациях (слишком большой расход или, наоборот, малый, значительное отклонение фактического расхода ТЭР на единицу продукции от установленного по норме и др.).

Периодический аудит проводится не реже 1 раза в 5 лет, а перманентный продолжается непрерывно с целью недопущения отклонения фактических параметров от установленных нормативными документами.

Последовательность энергетического аудита:

1 Подготовка и организация работ.

2 Сбор данных.

4 Составление энергетического баланса.

5 Техобслуживание и ремонт.

6 Возможности энергосбережения.

7 План мероприятий.

В ходе аудита осуществляется мониторинг, а после его проведения планирование мероприятий по устранению выявленных недостатков в энергопотреблении. Мониторинг и планирование означает сбор данных о потреблении и их сопоставление с основными показателями объема производства.

Для того чтобы управлять энергосбережением, необходимо знать величины энергопотребления. Для этого производятся сбор данных о потреблении энергоресурсов, их анализ, составляется отчет и намечается план действий по следующей схеме:

– оценка фактического состояния энергоиспользования на предприятии, выявление причин возникновения и определение значений потерь топливно-энергетических ресурсов;

– разработка плана мероприятий, направленных на снижение потерь топливно-энергетических ресурсов;

– выявление и оценка резервов экономии топлива и энергии;

– определение рациональных размеров энергопотребления в производственных процессах и установках;

– определение требований к организации по совершенствованию учета и контроля расхода энергоносителей;

– получение исходной информации для решения вопросов создания нового оборудования и совершенствования технологических процессов с целью снижения энергетических затрат, оптимизации структуры энергетического баланса предприятия путем выбора оптимальных направлений, способов и размеров использования подведенных и вторичных энергоресурсов.

Порядок проведения энергетического аудита на предприятии.

Энергетическое обследование предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории РБ, производится с целью получения общей характеристики предприятия и данных, необходимых для оценки экономии энергоресурсов.

Проведение энергоаудита необходимо для любой организации, которая хотела бы контролировать энергозатраты и затраты на коммунальные услуги. Результатом аудита является детальное изучение того, как энергия закупается, распределяется и используется. По данным его проведения выявляется возможность экономии энергоресурсов.

Обязательному энергетическому аудиту подлежат субъекты хозяйствования с годовым суммарным потреблением ТЭР более 1,5 тыс. т у. т.

Обследование проводится согласно графику, утвержденному соответствующим республиканским органом государственного управления, объединениями, подчиненными СМ РБ, облисполкомами и Минским горисполкомом и согласованному с Департаментом по энергоэффективности.

Интервал между энергетическими обследованиями не должен превышать 5 лет. О сроках проведения обследования субъекты хозяйствования извещают за 3 месяца до его начала.

В общей характеристике предприятия отражается:

– отраслевая принадлежность;

– номенклатура продукции и фактические удельные расходы энергоресурсов на ее производство за год, предшествующий началу проведения энергетического обследования;

– источники и схема энергоснабжения;

– показатели суточных (зимнего и летнего) графиков электрической нагрузки;

– доля энергетической составляющей в себестоимости продукции;

– организационная структура энергослужбы;

– состояние энергетической отчетности (в том числе наличие паспортов оборудования, оперативных журналов, документов внутризаводской отчетности, материалов ранее проведенных обследований).

Для оценки эффективности энергоиспользования проводится обследование по следующим семи направлениям:

1 Состояние технического учета:

– способы учета (расчетный, приборный, опытно-расчетный);

– формы получения, обработки и представления информации о контроле расхода энергии по цехам, участкам, энергоемким агрегатам;

– соответствие схемы учета энергии структуре норм;

– оснащенность приборами расхода ТЭР (электросчетчики, теплосчетчики, расходомеры газа и жидкого топлива).

2 Состояние нормирования ТЭР:

– наличие на предприятии утвержденных в установленном порядке норм расхода энергоресурсов;

– охват нормированием статей потребления энергоресурсов;

– фактическая структура норм и соответствие ее технологии и организации производства;

– динамика норм и удельных расходов за 3 предшествующие обследованию года.

3 Определение резервов экономии энергоресурсов, которые определяются на основании обследования энергопотребляющего оборудования технологических процессов, состояния использования ВЭР.

4 Участие предприятия в регулировании графиков электрической нагрузки энергосистемы:

– предусматриваемые мероприятия по использованию энергоемкого оборудования в качестве потребителей-регуляторов;

– режим работы предприятия в условиях ограничения мощности энергосистемы в осенне-зимний период.

5 Перечень и краткое описание важнейших оргтехмероприятий по экономии топлива и энергии, намеченных на текущий год планами предприятия и рекомендуемых по результатам проведения целевого обследования.

6 Выявленные источники нерационального расходования энергии и топлива и оценки величины потерь их.

7 Основные показатели, характеризующие состояния энергоиспользования на предприятии.

Энергетическое обследование предприятий любой формы собственности является эффективной мерой экономии энергоресурсов. По результатам аудита составляется технический отчет, в котором должны содержаться мероприятия, способствующие рациональному использованию энергоресурсов, сроки окупаемости и количественные параметры экономии, рекомендации и разъяснения по финансированию предложенных мер.

Таким образом, энергетический аудит позволяет определить резервы экономии каждого конкретного предприятия.

Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения сторон при проведении энергетического аудита, является договор между организацией, проводящей энергетический аудит, и субъектом хозяйствования, на котором он проводится.

Стоимость работ по энергетическому аудиту оплачивается за счет средств обследуемых:

– хозрасчетных организаций — по статье затрат, относимых на себестоимость продукции, а также за счет республиканского фонда «Энергосбережение»;

– бюджетных организаций (при финансировании местных бюджетов) — по смете, согласованной областными или города Минска энергетическими комиссиями (по территориальному признаку).

Стоимость работ определяется на основании временного нормативного документа «Порядок определения трудозатрат на проведение работ по энергетическим обследованиям, на разработку энергетических балансов и норм расхода топливно-энергетических ресурсов».

2.3.3 Энергетический баланс

Энергетический баланс является основным инструментом энергетического менеджмента и наиболее полной характеристикой энергетического хозяйства предприятия. Важное значение его состоит в том, что он отражает достоверное количественное соответствие между потребностью и приходом ТЭР на данный момент или период времени.

При составлении баланса рассматриваются виды потребляемой энергии: электроэнергия, газ, мазут, пар и т. п. Далее производится количественное измерение потребления энергии на все цели, в том числе и потери энергии.

Баланс составляется на основании фактического потребления энергии. Для получения данных используются самые различные приборы: счетчики электроэнергии, газа, пара, воды, отопления и т. п.

Изучение энергетических балансов дает возможность установить фактическое состояние использования энергии, как на отдельных участках производства, так и по предприятию в целом, выявить резервы экономии энергии.

Балансы могут составляться по отдельным энергоносителям, измеряемым соответствующими единицами (джоули, киловатт-часы, тонны условного топлива), и по суммарному потреблению энергоносителей в тоннах условного топлива.

В зависимости от назначения энергетические балансы могут характеризоваться следующими признаками:

– по назначению — на отчетные и плановые;

– по видам энергоносителей — на частные (по отдельным видам топлива и энергии) и сводные;

– по объектам изучения — на балансы отдельных видов технологического оборудования, цехов и предприятия в целом;

– по принципам составления — на аналитические, синтетические, нормализованные и оптимальные;

– по принципам оценки использования топлива и энергии — на энтропийные (энтропия — поворот, превращение: например, процесс превращения топлива в энергию), эксергетические (от греч. ех — приставка, ergon работа: максимально возможная работа, которую может совершить система при переходе из одного состояния в другое).

Отчетные балансы отражают фактические показатели производства и потребления энергии и топлива в истекшем периоде и фактический качественный уровень их использования.

Плановые балансы являются основной формой планирования энергопотребления и энергопользования на предстоящий период.

Аналитические балансы отражают глубину и характер использования подводимых энергоносителей. Они служат основой для оценки энергетической эффективности рассматриваемых процессов, а их показателями являются энергетические коэффициенты полезного действия, определяемые по формуле:

где Эпол — полезная энергия;

Эподв — суммарное подведенное к объекту количество энергии;

Эвн — энергия, выделяющаяся внутри данного объекта в результате проведения технологического процесса.

Если полученные в результате осуществления технологического процесса вторичные энергетические ресурсы (ВЭР) используются вне его, то коэффициент полезного действия

Оптимальным энергетическим балансом является такой вариант его, при котором объем планируемого выпуска продукции осуществляется с минимальными затратами энергии.

Для более достоверной оценки эффективности энергоиспользования сложных систем, включающих электрическую энергию, топливо и тепловую энергию различных параметров, используют эксергетический баланс, с помощью которого определяется работоспособность (эксергия) технологических и энергетических установок.

Для составления и анализа энергетического баланса предприятия информация, может быть представлена в виде следующих данных:

– общая производственная и энергетическая характеристика предприятия (объемы и номенклатура выпускаемой продукции, ее себестоимость с выделением энергетической составляющей);

– описание схемы материальных и энергетических потоков;

– перечень и характеристика основного энергоиспользующего оборудования;

– данные о расходах энергоносителей;

– данные о работах по рациональному использованию энергии на предприятии.

Схема материальных и энергетическая потоков сопровождается описанием видов и параметров энергоносителей, состоянием использования вторичных энергетических ресурсов, системы учета и контроля расхода энергии и энергоносителей.

Анализ энергетического баланса состоит в качественной и количественной оценке состояния энергетического хозяйства предприятия.

Михаил Малашенко, заместитель председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности, открыл церемонию

– Здесь собрались люди, руководители, которые ежедневно, ежечасно думают о том, как сделать свою продукцию более конкурентоспособной. Люди, которые сегодня смотрят не в завтрашний день, а через день, два. Они видят перспективу своего предприятия. Они заставляют думать молодежь о том, как мы будем жить завтра, как будем конкурировать на рынках, которые постоянно сжимаются и подвержены катаклизмам.

Михаил Малашенко поблагодарил участников мероприятия за то, что они принимают участие в конкурсе. И особенно новых конкурсантов, которые «не побоялись соперничать в честном состязании с «зубрами». Если в первые годы дипломы получали 70-80% участников, то в этом году из более чем 100 конкурсных предложений строгое жюри отметило 45. Из них 35 – Дипломами победителей и 10 – Почетными дипломами победителей».

Председатель Экспертного совета конкурса «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь», руководитель отдела общей энергетики Института БелТЭИ Андрей Молочко подчеркнул, что заявок стало больше и ими достаточно широко охвачены все сферы экономики:

– Очень много заявителей подалось в этом году, больше 100. 45 финалистов в итоге стали победителями. Были очень интересные заявки как в части технологической, так и в части самих энергоэффективных продуктов. Мы также ввели номинацию «Зеленые технологии и продукты», которая в тренде с выполнением требований Парижского соглашения.

Почетные Дипломы победителя получили

ГП «Витебское коммунальное производственное унитарное предприятие котельных и тепловых сетей «ВПКиТС»

РУП «Витебскэнерго» Филиал «Учебный центр»

ОАО «Крановый завод»

СП «Санта Импэкс Брест» ООО

ООО «ПО «Энергокомплект»

ГРАН-ПРИ

Абсолютным победителем конкурса 2021 и обладателем высшей награды конкурса – Гран-при – стало ГП «Витебское коммунальное производственное унитарное предприятие котельных и тепловых сетей «ВПКиТС». Победитель конкурса был выбран из четырех претендентов.

Генеральным партнером конкурса-2021

выступило КУП «Брестжилстрой» – ведущее предприятие в строительстве энергоэффективного и современного жилья.

Полный перечень победителей конкурса здесь

Управление по энергоэффективности республики беларусь

Размещение рекламы на БЕЛТА

Как изменился состав участников?

В этом году около 45% конкурсантов – предприятия, которые уже не раз участвовали (и зачастую побеждали) в конкурсе, и уже более 50% – новички. Появилось новое соотношение соискателей премии.

В 2021 году в конкурсе принимали участие только отечественные предприятия.

Лидируют по числу участников Минск и Минская область (около 37%), затем – Витебская и Гродненская области – 17 % (по 6 заявителей), 15 % – из Гомельской (5), 8,5 % – из Брестской (3), 5,5 % – из Могилевской области (2).

Более 80 % соискателей премии – крупные и средние предприятия. Государственных организаций среди участников конкурса – около 50% (17 – УП), каждое второе предприятие. Негосударственные составили другую половину (9 – ОАО, остальные – ЗАО, ООО и пр.).

По сферам деятельности: 24 организации – производители продукции, по две строительные и проектные, одна – инжиниринговая и шесть – относящихся к другим отраслям.

Самыми популярными в 2021 году стали номинации «Энергоэффективный продукт года» и «Цифровая трансформация автоматизация, умные технологии». На эти номинации представлено по 22,7 % заявок (по 10 заявок).

Некоторые организации приняли участие в конкурсе с несколькими продуктами, причем в разных номинациях – и победили. Так, УП «МИНГАЗ» представил на суд экспертов шесть продуктов в трех номинациях. Эта организация была отмечена одним Почетным дипломом победителя и пятью «базовыми» Дипломами победителя.

Читайте также:  Neo Energy Forest: ваш путь к устойчивой энергетике и благополучию
Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий