Руководитель: Афанасьева Елена Викторовнадоцент, к. ФГАОУ ВО Московский политехнический университетЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ВУЗЕ (ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНО-СТИ В ВУЗЕ)ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ВУЗЕ (ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНО-СТИ В ВУЗЕ)
Читать в полной версии
В российских городах жилым домам стали присваивать классы энергоэффективности. Так можно понять, какие из них более «зеленые», где комфортнее жить и меньше коммуналка
В 2016 году в России стартовала программа повышения энергоэффективности жилых домов. Старые здания стали оценивать по расходу ресурсов, а проектировать и строить новые с учетом энергоэффективных решений. Разбираемся, что вообще такое энергоэффективность и зачем она нужна.
РАЗРЕШИТЬ ВСЕ COOKIE
Страница будет автоматически перезагружена через 3 секунд для применения пользовательских настроек
- Что такое энергоэффективность жилого дома
- Какие есть классы энергоэффективности
- Классы энергоэффективности и их экономичность
- Подробнее
- О профессии Специалиста по энергоэффективности и энергосбережению
- Востребованность профессии
- Для кого подходит профессия
- Карьера
- Обязанности
- Зачем нужно экономить ресурсы
- Профессия Специалист по энергоэффективности и энергосбережению в России
- FOR QUESTIONS ABOUT ENERGY SAVING AND ENERGY EFFICIENCY
- СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
- К ВОПРОСУ О ПРОГРАММАХ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
- MODERN TEACHING TECHNOLOGIES IN ENERGY CONSERVATION AND ENERGY EFFICIENCY
Что такое энергоэффективность жилого дома
Этим термином называют показатели рационального и эффективного расхода энергии: экономное водоснабжение, отопление, вентиляцию и освещение. На энергоэффективность влияют и работа инженерного оборудования, и конструктивные особенности дома, и использованные стройматериалы.
Например, если теплоизоляция в здании выполнена с ошибками или из некачественных материалов, дом будет постоянно терять тепло. Расходы на обогрев окажутся большими, а показатель энергоэффективности — низким.
Повысить энергоэффективность дома может:
- индивидуальный тепловой пункт — доставляет тепловую энергию от котельной или ТЭЦ к системам внутри дома, чтобы в квартирах были отопление, горячая вода и вентиляция;
- автоматический узел управления системы отопления — регулирует температуру и давление: например, если на улице становится холодно, отопление начинает работать сильнее;
- светодиодное освещение — ярко светит и при этом потребляет меньше электроэнергии;
- индивидуальные счетчики воды — помогают контролировать потребление всех жильцов, чтобы не переплачивать.
Институт энергоэффективности и водородных технологий (ИЭВТ) является одним из признанных лидеров подготовки высококвалифицированных кадров в области эксплуатации и проектирования теплоэнергетического оборудования и инженерных систем промышленных предприятий и объектов ЖКХ.
В структуру института входят четыре кафедры и научный центр:
- Кафедра инновационных технологий наукоемких отраслей (ИТНО);
- Кафедра промышленных теплоэнергетических систем (ПТС);
- Кафедра тепломассообменных процессов и установок (ТМПУ);
- Кафедра химии и электрохимической энергетики (ХиЭЭ);
- Научный центр Износостойкость.
- бакалавриат 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»;
- магистратура 13.04.01 «Теплоэнергетика и теплотехника».
Основные сферы деятельности выпускников:
- энергообеспечение промышленных предприятий;
- эксплуатация промышленного теплоэнергетического оборудования;
- проектирование систем отопления, вентиляции, кондиционирования, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, дымоудаления промышленных предприятий и объектов ЖКХ;
- эксплуатация и проектирование высокотемпературных установок для металлургии и нефтехимии;
- проектирование и эксплуатация оборудования для получения, хранения, транспортировки и использования водорода;
- проектирование и эксплуатация источников и накопителей энергии.
Выпускники могут продолжить обучение в аспирантуре под руководством ведущих ученых института.
Институт готов принять бакалавров, окончивших другие вузы, для продолжения обучения в магистратуре, а также дипломированных инженеров и магистров для обучения в аспирантуре.
22 сентября в Алтайском государственном техническом университете состоялась Всероссийская научно-техническая конференция «Развитие энергетики Алтайского края и актуальные вопросы энергосбережения, повышения энергетической эффективности и внедрения новых технологий».
Мероприятие объединило более 60 представителей научного сообщества российских вузов, руководителей региональных профильных организаций и органов государственной власти для обмена опытом, расширения сотрудничества, разработки инновационных проектов, повышения уровня подготовки кадров и многого другого.
С приветственным словом к участникам выступил ректор АлтГТУ Андрей Марков: «От имени многотысячного коллектива Алтайского государственного технического университета я вас приветствую. Для нас гордость принимать на нашей площадке конференцию и это не случайно, потому что кадры для энергетики региона готовит наш технический университет. Нам есть чем гордиться, ведь успехи энергетики края — это и наши успехи тоже — нормально работающие сети, нормальная генерация. Это благодаря нашему тесному взаимодействию с предприятиями. У нас никогда нет проблем у студентов пройти практику, причем, очень качественно. Благодарю за наше сотрудничество и желаю успехов!».
Также вступительные слова прозвучали от Заместителя министра промышленности и энергетики Алтайского края Владимира Локтюшова и президента Алтайской торгово-промышленной палаты Бориса Чеснокова.
«Очень приятно сегодня находиться здесь, — отметил Борис Чесноков, — из-за пандемийных ограничений мы несколько раз откладывали нашу встречу. А это хорошая традиция с 2009 года. Такая форма работы и тесного конструктивного взаимодействия позволяло многие моменты проходить менее болезненно. Эта конференция после перерыва поможет нам решить практические вопросы и продолжить дальнейшее конструктивное взаимодействие. Желаю успешной работы и поздравляю с продолжением этой важной традиции!».
По результатам научно-технической конференции будет издан электронный сборник материалов «Интеллектуальная энергетика – 2022», публикации которого разместятся в национальной библиографической базе данных научного цитирования РИНЦ.
В Инженерно-техническом институте Северо-Восточного федерального университета дан старт Образовательному форуму «Создание энергоэффективного индивидуального дома в условиях Арктики (на примере с. Оленек)». С 30 апреля по 12 мая команды студентов разработают проекты, защита которых состоится 13 мая.
Как отметила доцент кафедры производства строительных материалов, изделий и конструкций ИТИ СВФУ Светлана Анцупова, в работе Образовательного форума участвуют 105 студентов выпускных курсов по четырем направлениям подготовки: «Архитектура», «Строительство», «Землеустройство и кадастры», «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств». «10 командам студентов предстоит рассмотреть основные проблемы энергосбережения и особенности проектирования, строительства и эксплуатации индивидуальных домов в экстремальных природно-климатических условиях северных территорий на примере Оленекского улуса. 13 мая они внесут предложения и покажут проектные решения своих индивидуальных домов, которые позволят повысить энергосберегающие способности зданий и уменьшить материальные затраты при их эксплуатации», – сказала доцент.
Светлана Анцупова добавила, что на сегодняшний день концепция энергоэффективного дома состоит не только в снижении расхода условного топлива на один м2 отапливаемой площади в год, но и в обеспечении качественного микроклимата помещения: качества воздуха, акустического комфорта, естественной освещенности. Материалы должны быть безвредны – начиная с производства и заканчивая утилизацией, важно соблюдать современные требования к пожарной безопасности и долговечности зданий с учетом климатических условий, подчеркнула доцент.
Четверокурсник по направлению «Строительство» Айсен Новгородов считает, что проведение подобных форумов полезно тем, что из них вытекают новые идеи, которые в будущем могут быть доработаны и внедрены – это и есть прогресс и инновация. «Мы рассмотрим внедрение разных материалов для энергоэффективности, а также по стоимости – этакий баланс между ценой и качеством. С завтрашнего дня начинаем работу, первоначальная идея уже есть. Я считаю, что при строительстве энергоэффективных домов в Арктике нужно учитывать форму здания, так как выступающие части, как балконы – это мостики холода. Поэтому материал должен быть с хорошей теплоемкостью, также принимаем во внимание количество, расположение окон и дверей и планы этажей, так как жилищная площадь должна быть разумно спланирована и реализована», – комментирует Айсен Новгородов.
Партнерами форума выступают Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) и Администрация Оленекского района РС(Я).
Участники программы «Приоритет 2030» поделились опытом трансформации образовательных программ под нужды рынка и результатами взаимодействия с предприятиями регионов. Участие российских вузов в федеральной программе «Приоритет 2030» подразумевает не только развитие научной составляющей, но и ответ регионов на существующие экономические вызовы. Уникальные производственные технологии, развитие новых направлений в бизнесе ― все это подразумевает работу с конкретно измеряемым результатом.
Примеров, когда региональный бизнес начинается в стенах вуза со стартапа, достаточно. Но еще важнее готовность вузов трансформироваться здесь и сейчас, давать региональному рынку весь универсальный набор инструментов для успешного развития: новые технологии, образовательные программы, молодые квалифицированные кадры.
Севастопольский государственный университет (СевГУ) ― градообразующее предприятие города-героя Севастополя. Выступая на защите стратегической программы развития университета, губернатор Михаил Развожаев отметил, что университет ― это центр притяжения человеческого капитала, который нужен для всех сфер экономики города.
«Для меня как губернатора и для правительства Севастополя университет является приоритетной точкой развития», — подчеркнул Михаил Развожаев.
Уже сейчас СевГУ работает в тесном взаимодействии с партнерами индустриального кластера. Подготовка кадров под задачи бизнеса ― одна из ключевых стратегий в работе вуза. Наглядный пример: главное приборостроительное предприятие города, Конструкторское бюро коммутационной аппаратуры, пришло с запросом на кадры и способствовало появлению базовой кафедры «Энерджинет». Теперь здесь ведется подготовка технологических команд для перевода Севастополя и в перспективе Крыма на модели интеллектуальных сетей. Структура учебного плана и техпроектов, над которыми работают ребята, поступившие в корпоративную магистратуру, определяется индустриальным партнером. Вместе с компанией «Алмаз-Антей» Институт радиоэлектроники и информационной безопасности СевГУ создал программу по подготовке будущих дизайнеров микросхем в области микро- и наноэлектроники. Активно работает университет и с государственной корпорацией «Ростех», создана совместная образовательная программа и перечень перспективных исследований, над которыми будут работать команды студентов в этой корпоративной (продуктовой) магистратуре.
«В рамках федеральной программы «Приоритет 2030» мы будем развивать формат корпоративных магистратур, где у каждой магистратуры, нацеленной на высокотехнологичные разработки, есть индустриальный партнер, который локализует свою деятельность в экономике Севастополя. Один из наших стратегических проектов, который мы будем реализовывать за счет гранта, «Живые лаборатории», ориентирован на такой формат взаимодействия с бизнесом: университет со своей способностью быстро реагировать на перспективные запросы бизнесов, локализуемых в Севастополе, станет фактором привлечения новых инвестиций в регион», ― рассказал ректор Севастопольского госуниверситета Владимир Нечаев.
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. Королева обладает серьезными компетенциями в области аэрокосмических технологий и ведет целевую подготовку специалистов для 27 организаций федерального и регионального уровня. Именно с подачи бизнеса в вузе появилось новое направление работы «Энергоэффективность», которое переросло в практико-ориентированную сетевую образовательную программу «Энергоэффективность и энергосбережение на промышленном предприятии». Пример такого системного взаимодействия ― работа с ПАО «ОДК-Кузнецов». Для вуза она означает повышение уровня практической подготовки будущих специалистов, для бизнеса ― приход молодых высококвалифицированных кадров, для региона ― стабильно работающие предприятия.
«Практико-ориентированное обучение, отвечающее запросам рынка труда, ― один из базовых трендов современного высшего образования. В дидактическом плане речь идет о дополнении классической триады «знания – умения – навыки» еще одной единицей, «опыт деятельности». Внедрение же данного тренда в учебный процесс требует системного сотрудничества с теми предприятиями, которые видят в студентах-практикантах свой ближайший кадровый резерв», ― прокомментировал ректор Самарского университета Владимир Богатырев.
Еще один актуальный спецпроект целевого обучения инженеров нового поколения, реализующийся в Самарском университете, ― «Крылья Ростеха». Уже в этом году 20 студентов-целевиков ждет трудоустройство в высокотехнологичной компании, начиная с первого курса, а вдобавок к производственной практике ― зарубежные стажировки, повышенная стипендия и индивидуальная образовательная траектория.
Как на такие возможности реагирует региональный бизнес? По словам управляющего директора ПАО «ОДК-Кузнецов» Алексея Соболева, интересной работы на многие годы вперед хватит как в производственном, так и в конструкторском направлении.
«Производственная программа по газотурбинным двигателям растет, ОКБ предприятия работает над новыми проектами для авиации, совместно с Самарским университетом идет работа над перспективным двухвальным газогенератором, планируется провести НИР по разработке перспективного газогенератора для двигателя пятого поколения в классе тяги 18–24 т. Для реализации этих проектов завод обновляется: реализуются 20 проектов строительства, реконструкции и техперевооружения, в числе которых здание современного ОКБ», ― отмечает Алексей Соболев. Эффективную политику взаимодействия с бизнесом в макрорегионе по широкому спектру направлений выстроил Сибирский федеральный университет (СФУ). В Красноярске под эгидой вуза совместно с бизнесом не только проводят олимпиады для школьников, но и выходят на НИОКР.
«Вхождение в «Приоритет 2030» позволит перезагрузить партнерскую политику и выйти на решение конкретных технологических и инженерных задач индустриальных партнеров. Так, в рамках стратегического проекта «М4» мы рассчитываем изменить научно-образовательную деятельность университета по направлениям «Горное дело», «Металлургия», «Новые материалы» и «Машиностроение». А создание Гастрономического R&D-парка позволит связать рынок производителей с рынком потребителей», ― рассказывает ректор СФУ Максим Румянцев.
Успешная практика взаимодействия с крупными бизнес-партнерами, начиная от «Роснефти» и заканчивая СУЭК, у вуза уже есть. Но цель для помощи бизнесу намного выше, чем новые образовательные программы. Наработанный опыт партнерского взаимодействия в СФУ будут масштабировать. По словам ректора Максима Румянцева, задача следующего этапа ― стать для каждой компании «своим корпоративным университетом», университетом корпораций.
Какие есть классы энергоэффективности
С 2016 года, согласно приказу Минстроя РФ, каждому дому в России присваивается класс энергоэффективности. Чтобы понять, сколько энергоресурсов потребляет здание, специалисты определили девять классов: А++, А+, А, B, C, D, E, F и G.
Классы энергоэффективности и их экономичность
Обозначение классаНаименование классаСколько тепловой энергии экономит или теряет дом
А++ВысочайшийЭкономия более 60%
А+ВысочайшийЭкономия от 50% до 60%
АОчень высокийЭкономия от 40% до 50%
ВВысокийЭкономия от 30% до 40%
СПовышенныйЭкономия от 15% до 30%
DНормальныйЭкономия до 15%
ЕПониженныйТеряет до 25%
FНизкийТеряет от 25 до 50%
GОчень низкийТеряет более 50%
Дома с высоким классом — А++, А+, А и B. Могут экономить от 30% до 60% ресурсов благодаря отличной теплоизоляции и современному оборудованию. Обычно это новостройки, для которых будущий класс энергоэффективности определяется еще на этапе строительства. Узнать о классе можно в проектной декларации — официальном документе от застройщика.
Нормальный показатель энергоэффективности — D. Дом с таким классом экономит до 15% ресурсов и не нуждается ни в каких улучшениях.
Самый низкий класс — G. Он означает, что дом теряет около половины тепловых ресурсов. Например, некачественные стеклопакеты или деревянные окна пропускают холод, поэтому в квартирах приходится раньше включать обогреватели. А если где-то протекают трубы, то за это платят жильцы — как за расход воды.
В России запрещено принимать в эксплуатацию здания с классом энергоэффективности ниже B. На сегодняшний день самые низкие классы энергоэффективности обычно у дореволюционных домов и домов советской застройки. Тем не менее, даже их показатели можно улучшить — например, установив счетчики, энергосберегающие лампы, датчики движения и обновив фасад.
Тенденция строить максимально энергоэффективные дома в нашей стране только развивается: сейчас около 2,2 тыс. строящихся в России многоквартирных домов (23% от общего количества) соответствуют наивысшим классам А, А+ и А++. Один из лидеров на рынке — компания «Донстрой», которая реализует проекты с высокими классами энергоэффективности. На начала 2022 года она возводит 1,8 млн кв. м домов класса А+ и А, а это 80% от общего объема текущего строительства компании.
Энергоэффективные здания — не единственная экологическая инициатива компании «Донстрой». Следуя принципам устойчивого развития, девелопер также сертифицирует свои проекты по российским и международным «зеленым» стандартам. Например, «Жизнь на Плющихе» стала первым жилым зданием в России, получившим международный экологический сертификат LEED GOLD. Сегодня клубный дом «Река» в Раменках проходит сертификацию по системе LEED, а масштабный проект «Остров» в Мневниковской пойме проектируется с учетом требований LEED. Ещё два проекта — «Оливковый дом» и «Суббота» — были сертифицированы по российской системе GREEN ZOOM и получили золотой и платиновый сертификаты.
Рейтинговая система зеленого строительства LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) была разработана Советом по экологическому строительству США для оценки энергоэффективности и экологичности проектов устойчивого развития. Она считается одной из самых жестких в мире.
Подробнее
1953 — 2000 гг. — Факультет промышленной теплоэнергетики (ПТЭФ);
2000 — 2020 гг. — Институт проблем энергетической эффективности (ИПЭЭф);
с 2020 г. — Институт энергоэффективности и водородных технологий (ИЭВТ).
ИЭВТ сегодня – это:
- современные программы подготовки бакалавров и магистров;
- более 800 российских и иностранных студентов;
- высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, более 85% имеют ученую степень кандидата или доктора наук;
- передовые учебные и научно-исследовательские лаборатории, современный лабораторный корпус высокотемпературных установок;
- программа подготовки кадров для энергетики и инновационной экономики «ЭТАЛОН»;
- интересная и насыщенная студенческая жизнь.
О профессии Специалиста по энергоэффективности и энергосбережению
Начинающий: 25000 в месяц
Опытный: 45000 в месяц
Профессионал: 65000 в месяц
* — информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.
Востребованность профессии
В настоящее время в области энергосбережения и энергоэффективности реализуется несколько государственных программ. Реализация таких мероприятий позволяет значительно снизить расходы на энергообеспечение, увеличить рентабельность предприятия или компании. В связи с этим существует высокий спрос на услуги специалиста по энергоэффективности и энергосбережению. Они могут быть штатными сотрудниками энергоёмких производств или работать с такими предприятиями в качестве свободного агента. Востребованность профессии высокая. В дальнейшем спрос на их услуги и знания будет лишь возрастать.
Для кого подходит профессия
Профессия требует знания технических нюансов в энергопользовании, а также наличия определённых организаторских способностей. Профессия подходит тем, кто:
- Склонен к изучению точных наук;
- Интересуется техникой, инженерным делом;
- Понимает важность сохранения окружающей среды;
- Может организовать и провести сложные работы;
- Умеет взаимодействовать с большим количеством людей, убедительно излагать свою позицию.
Карьера
Специалист по энергоэффективности и энергосбережению чаще всего является сотрудником крупного предприятия, энергоснабжающей организации или структуры и отвечает за экономию ресурсов. Часто это обособленная, специализированная компания, выполняющая расчёты и техническую часть работ по энергосбережению. Такие работы выполняются на договорной основе и носят характер коммерческо-партнёрских отношений. Можно занимать достаточно значимые должности, быть ведущим специалистом, инженерно-техническим работником, однако занятие высоких руководящих постов на предприятиях и в компаниях маловероятно. Есть возможность создать собственную компанию, разрабатывать и реализовывать проекты по энергосбережению в интересах крупных энергоёмких производств и предприятий ЖКХ.
Обязанности
В процессе реализации профессиональных функций специалист по энергоэффективности и энергосбережению отвечает за:
- Обследование зданий, сооружений производственных объектов с целью выявления излишних энергозатрат;
- Разработку проектов и планов по снижению энергопотерь;
- Применение приборов и инструментов, выявляющих потери энергии;
- Анализ производственных процессов, разработку рекомендаций по их корректировке для увеличения энергоэффективности;
- Обследование жилого и общественного фонда, расчет нормативного и сверхнормативного потребления энергоресурсов;
- Расчёт технико-экономических показателей при реализации мероприятий по энергосбережению;
- Изучение мирового опыта по увеличению энергоэффективности и энергосбережению;
- Разработку предложений по использованию современных изоляционных и теплосберегающих материалов;
- Проведение энергоаудита на предприятиях и в организациях;
- Выработку рекомендаций по установке приборов учёта и контроля потребления энергоресурсов;
- Консультационную и разъяснительную работу о необходимости снижения энергозатрат с энергопотребляющими компаниями .
Профессия больше подходит тем, кому нравятся следующие предметы в школе: математика биология
- Энергодиспетчер (диспетчер энергостанций/энергосистем)
- Инженер по релейной защите и автоматике
- Инженер по эксплуатации линейной части трубопроводов
- Инженер по электроприводу
- Инженер по электротехнологическим установкам
- Инженер по ядерной технике
- Защитник прав потребителей электроэнергии
- Электромонтажник по освещению и осветительным сетям
Зачем нужно экономить ресурсы
Во-первых, чтобы заботиться о природе. Дома с высоким показателем энергоэффективности наносят меньше вреда окружающей среде: они не расходуют ресурсов больше необходимого, способствуя экономии электричества и воды. Например, такие здания значительно сокращают выбросы парниковых газов в атмосферу (на 62%) и уменьшают расход питьевой воды. Сэкономленная таким образом энергия должна помочь замедлить повышение глобальной температуры.
Во-вторых, для комфорта самих жильцов. Качественная теплоизоляция не дает им мерзнуть в осенне-зимний период, а автоматическое инженерное оборудование контролирует температуру в помещении, чтобы даже при перемене погоды внутри здания всегда был комфортный микроклимат.
В-третьих, для экономии. Жильцы платят меньше за коммунальные услуги, поскольку расходуют меньше ресурсов. Благодаря индивидуальным и общедомовым счетчикам, а также надежным тепловым коммуникациям собственники квартир отдают деньги только за то, что реально использовали. Например, с автоматической системой отопления, которая держит комфортную температуру и меняет ее в зависимости от погоды, дом может сэкономить до ₽300 тыс. в месяц. За сезон для каждой квартиры это получается до ₽5 тыс. экономии.
Профессия Специалист по энергоэффективности и энергосбережению в России
Специалист по энергоэффективности и энергосбережению занимается разработкой и реализацией мероприятий, направленных на снижение потребления энергоресурсов, на их рациональное и эффективное использование. Он анализирует производственные процессы, выявляет случаи неэффективных затрат, планирует и выполняет работы, связанные со снижением энергозатрат в промышленности, жилищно-коммунальной сфере. Специалист владеет теоретическими знаниями и практическим инструментарием, позволяющими снижать неэффективное использование энергоресурсов, устранять технические причины и предпосылки к излишнему расходованию энергоносителей.
FOR QUESTIONS ABOUT ENERGY SAVING AND ENERGY EFFICIENCY
AbstractThis paper presents the main results of the analysis of energy efficiency programs and energy efficiency by the example of institutions of higher education, noted the need for coordination of activities of the regional programs and programs developed at the local level, the technique of evaluating the economic effectiveness of replacing incandescent lamps with energy efficient 95 watt compact fluorescent lamp.
Keywords: energy conservation program, energy efficiency, energy savings, higher education, region
Рубрика: 08. 00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
можно предложить использовать следующую формулу:
, (1)
где − экономия электроэнергии в денежном эквиваленте, возникшая в результате реализации соответствующих мероприятий за один календарный год, рублей;
− затраты на приобретение и установку электросветильных приборов, рублей. При этом расчет экономии электроэнергии в денежном эквиваленте, возникшей в результате реализации соответствующих мероприятий за один календарный год в рамках программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ВУЗа можно произвести по следующей формуле:
где − экономия электроэнергии в натуральном эквиваленте за год, КВт×час;
− действующий в течение расчетного года тариф на электроэнергию, рублей/ КВт×час. А расчет экономии электроэнергии в натуральном эквиваленте за год по формуле:
где − мощность ламп накаливания, КВт;
− мощность энергосберегающих ламп, КВт;
− количество заменяемых ламп;
− число часов работы;
− коэффициент спроса, рассчитываемый для каждого ВУЗа индивидуально в рамках энергетического предпрограммного обследования. С учетом множественности задач, решаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, можно сказать о том, что сегодня в большинстве регионов требуется создание системы, обеспечивающей координацию проводимых на их территории работ по повышению энергетической эффективности, энергосбережению. Системы, которая позволит эффективно осуществлять регулярный мониторинг результатов реализуемых мероприятий.
Все статьи автора «Цуркан Марина Валериевна»
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Жуковский Юрий Леонидович1, Сизяков Екатерина Викторовна21Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», к. , доцент2Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», к. , доцент
АннотацияПроизведен анализ необходимости подготовки современных профессиональных кадров в области энергетики. Рассмотрены проблемы образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Предложены современные подходы в обучении при формировании энергоэффективного общества.
Ключевые слова: методы обучения, энергосбережение, энергоэффективность
К ВОПРОСУ О ПРОГРАММАХ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Цуркан Марина ВалериевнаТверской государственный университетстарший преподаватель кафедры государственного управления
АннотацияВ статье представлены основные итоги анализа программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности на примере высших учебных заведений, отмечена необходимость согласования мероприятий региональных программ и программ, разрабатываемых на локальном уровне, предложена методика оценки экономической эффективности мероприятий по замене ламп накаливания 95 Вт на энергоэффективные компактные люминесцентные лампы.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, программа, регион, экономия электроэнергии, энергосбережение, энергоэффективность
MODERN TEACHING TECHNOLOGIES IN ENERGY CONSERVATION AND ENERGY EFFICIENCY
Zhukovsky Yurii Leonidovich1, Siziakova Ekaterina Viktorovna21National mineral resources university (university of mines), Ph. , Assistant Professor2National mineral resources university (university of mines), Ph. , Assistant Professor
AbstractThe analysis of the need to prepare today’s professionals in the field of energy was made. The problems of education in the field of energy conservation and energy efficiency were considered. Modern approaches of teaching in the formation of energy-efficient society were offered.
Keywords: energy conservation, energy efficiency, teaching methods.
Рубрика: 05. 00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Задача максимально использовать наше основное конкурентное преимущество – интеллектуальный потенциал – при переходе на инновационный путь развития является актуальной. Понимание грядущей энергетической ситуации, будущих энергетических потребностей общества и готовность к реализации «умной энергетики» для будущих профессионалов в области энергетики являются одними из самых важных.
С первых курсов, независимо от направления подготовки, в ВУЗе учат культурологии, философии, экологии, «закладывают» математический аппарат, но нынешний период характеризуется «эрой потребления» и для формирования современного понимания необходимо помимо воспитания культуры общения также воспитывать «культуру потребления» или «культурe энергосбережения». При этом познавать энергосбережение необходимо всем слоям населения, даже не связанным с энергетикой, поскольку именно энергоэффективное мышление в конечном итоге может привести к высвобождению огромного количества энергии. В связи с этим в учебные планы многих направлений обучения вводятся дисциплины связанные с энергосбережением.
Основная проблема создания качественного обучения энергосбережению – это трансформация знаний в стремительно меняющихся технологиях в сфере энергоэффективного оборудования и методах энергосбережения. Именно поэтому при реализации образования студентов и аспирантов необходимо повысить качество образования путем создания инновационной системы подготовки на основе акцентированного обучения по темам, являющимся наиболее актуальными в области энергосбережения для различных направлений, избегая при этом лишней информации, которую студент должен получать самостоятельно. Для решения этой системной задачи необходимо в учебном процессе реализовывать:
- активные и интерактивные формы проведения занятий: дискуссии в диалоговом режиме; компьютерные симуляций; деловые игры; разбор реальных ситуаций и проектов; групповых обсуждений результатов студенческой исследовательской деятельности; межвузовские телеконференций;
- психологические тренинги, направленные на преодоление внутренних барьеров связанных с внедрением инноваций в сфере энергосбережения;
- проведение внутренних мероприятий с привлечением родителей учащихся и общественности, посвященных пропаганде энергосбережения;
- подготовку современных образовательных программ для различных специальностей и направлений по энергосбережению;
- предусматривать системные курсы, в чтении которых задействован не один преподаватель, а творческий коллектив специалистов разных кафедр;
- использовать лаборатории различных направлений или создавать межкафедральные или межфакультетские научные лаборатории;
- размещение на территории университета визуальную информацию, посвященную пропаганде энергосбережения, реализации стратегии ВУЗа в этом направлении, количественные характеристики потребления, экономии и реализованным технологиям в окружающем студента пространстве;
- размещение на сайте ВУЗа материалов или раздела, посвященного энергосбережению.
Реализация этих мероприятий позволит знаниям самим «втянуться», обучающийся будет впитывать информацию об энергоэффективности и приобретать энергосберегающее мышление и привычки. При этом он научится самому главному – понимать к чему ведет неэффективное потребление ресурсов. Создание инновационной системы подготовки позволит студентам постепенно освоить основы энергосбережения и научится применять современные технологии повышения энергоэффективности в своей сфере деятельности и в быту.
- Жуковский Ю.Л., Сизякова Е.В. Внедрение системы энергосбережения и энергоэффективности на предприятиях цветной металлургии. Записки горного института. – Записки Горного института СПб, 2013, т. 202, с. 155-160.
- Жуковский Ю.Л., Сычев Ю.А. Применение современных методов обучения в области энергосбережения. Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: сборник научных трудов II Международной научно-методической конференции 09-10 апреля2015 г. / «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». – Санкт-Петербург, 2015 с. 535-539.
Все статьи автора «Котелева Наталья Ивановна»