Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики
» 20 » апреля 2010 г.
Об утверждении плана мероприятийв области энергосбережения иповышения энергетической эффективности
В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и республиканской целевой программы «Энергоэффективность в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2010 года № 75,
Утвердить прилагаемый план мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Удмуртской Республики.
Предложить органам местного самоуправления Удмуртской Республики использовать план мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Удмуртской Республики при разработке и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики С. Шикалова.
Министр А. Ходырев
Файлы для скачиванияРазмер
Архив. План мероприятий утвержден приказом Минстроя УР от 20 апреля 2010 года № 59 «Об утверждении плана мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»21. 64 кб
Архив. Приказ Минстроя УР от 20 апреля 2010 года № 59 «Об утверждении плана мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (сканированное изображение)487. 84 кб
- Распоряжение Правительтва Удмуртской Республики от 01. 2021 года № 308-р «Об утверждении перечня мероприятий в области поддержки и развития коммунального хозяйства в Удмуртской Республике, направленных на повышение надёжности, устойчивости и экономично
- Состояние и перспективы ТЭК Удмуртии
- Энергосбережение в Удмуртии
Распоряжение Правительтва Удмуртской Республики от 01. 2021 года № 308-р «Об утверждении перечня мероприятий в области поддержки и развития коммунального хозяйства в Удмуртской Республике, направленных на повышение надёжности, устойчивости и экономично
Главная › Распоряжение Правительтва Удмуртской Республики от 01. 2021 года № 308-р «Об утверждении перечня мероприятий в области поддержки и развития коммунального хозяйства в Удмуртской Республике, направленных на повышение надёжности, устойчивости и экономично
Состояние и перспективы ТЭК Удмуртии
Виктор Преснухин, министр топлива, энергетики и связи
Удмуртской Республики
Общая энергетическая ситуация в стране влияет на выбор
энергосберегающих технологий и определение приоритетов среди внедряемых энергоэффективных методов.
Анализ технического состояния действующего оборудования в
электроэнергетике показывает, что идет процесс его старения. В ближайшие годы
обострится проблема наращивания энергетических мощностей, технического
переоснащения и реконструкции электростанций, которая потребует вывода из
баланса значительного объема генерирующих мощностей.
Износ основных производственных фондов в электроэнергетике
составляет в целом 60-65 %, в том числе в сельских распределительных сетях —
свыше 75 %. Отечественное оборудование уступает современным требованиям и
мировым стандартам. Поэтому необходимо поддержание его работоспособности и
обновление основных производственных фондов на базе новой техники и технологий
производства и распределения электроэнергии и тепла.
Наличие в энергосистемах выработавшего свой ресурс
оборудования и отсутствие возможности его восстановления вводит
электроэнергетику в зону повышенного риска, технологических отказов. Из-за
дефицита денежных средств не производится в необходимых объемах модернизация и
реконструкция оборудования, капитальные ремонты проводятся в сокращенных
объемах. Возникшая ситуация в энергетике грозит последствиями, связанными с
ограничениями и отключениями потребителей, поскольку количество проблем в электроэнергетике
увеличивается с каждым годом. России с ее опасными производствами и
непрерывными циклами это грозит серьезными авариями.
Поэтому меры по оздоровлению отечественной
электроэнергетики должны быть приняты на правительственном уровне. Опыт последних
лет показывает, что единственный путь финансирования модернизации оборудования
и капитального строительства в электроэнергетике — это включение инвестиционной
составляющей в стоимость тарифа на электрическую и тепловую энергию. Это
направление должно быть узаконено, а также создан специальный инвестиционный
фонд с поступлением 3-4 млрд
долларов в год и установлен жесткий контроль за инвестициями.
Удмуртия электродефицитна. Местные виды топлива — торф и дрова — составляют всего 2,5 % в топливном
балансе УР. Республика на 97,5 % зависима от первичных топливно-энергетических
ресурсов, ввозимых из других регионов России. Особое значение в этих условиях
имеет рациональное использование топлива. С этой целью для организаций,
финансируемых за счет средств республиканского и местного бюджетов,
согласовываются лимиты потребления ТЭР. Установлены удельные нормы расхода
топлива на выработку тепловой энергии для муниципальных котельных в городах и
районах республики.
Возможный вариант решения проблемы топливообеспечения
— использование местных энергоресурсов. Удмуртия в достаточном количестве
располагает торфом и дровами. Выявлено и учтено 160 торфяных месторождений, где
содержится 116 млн тонн
торфа. Расчетная лесосека составляет 2318 тыс. м3, объем неделовой древесины —
500 тыс. м3, энергетический потенциал неделовой древесины — 133, 8 тыс. тонн
условного топлива. Невостребованная часть расчетной лесосеки ежегодно
составляет около 1 млн м3
древесины, что эквивалентно 300 тыс. тонн каменного угля.
Перевод муниципальных котельных на древесное топливо и торф
актуален: во-первых, в результате удаленности угольных месторождений от
республики стоимость поставляемого угля возрастает более чем в два раза;
во-вторых, денежные средства, которые уходят из региона на приобретение
каменного угля, должны работать внутри республики. Перевод котельных на
топливные дрова не потребует дополнительного бюджетного финансирования.
Цели, задачи и основные направления долгосрочной
энергетической политики государства определены энергетической стратегией России
до 2020 года, федеральным законом «Об энергоснабжении», а также указом
Президента УР.
Приоритетами энергетической стратегии являются:
— полное и надежное обеспечение населения и экономики
страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим
энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение кризисных ситуаций в
энергообеспечении;
— снижение удельных затрат на производство и использование
энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения
энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче,
переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК.
В целях энергетической безопасности
Удмуртской Республики на перспективу необходимо продолжать начатую работу по реализации
программы оздоровления муниципальной энергетики, по максимальному и
эффективному использованию местных природных топливно-энергетических ресурсов,
по проведению энергосберегающей политики с целью снижения удельных затрат на
производство и использование энергоресурсов, по разработке и реализации
программ развития ТЭК в регионе на основе концепции развития
топливно-энергетического комплекса УР на 2003-2010 гг. , по повышению надежности газоснабжения городов и районов
республики.
Для совершенствования механизма реализации
энергосберегающей политики нашего региона распоряжением Правительства УР была
создана АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики». Ее задачи —
активизация проведения энергетических обследований, составление программ по энергосбережению,
выполнение конкретных энергоэффективных мероприятий.
В целях системного подхода к решению
проблемы энергетической безопасности Удмуртии и выработки приоритетных
направлений развития ТЭК при переходе ее экономики на энергоэффективные
технологии разработана концепция развития ТЭК УР на 2003-2010 гг. Дефицит
собственных генерирующих мощностей обусловил зависимость удмуртской
энергосистемы от ситуации на федеральном оптовом рынке электроэнергии и
мощности (ФОРЭМ), так как электроснабжение Удмуртии только на 1/3 покрывается
за счет генерирующих мощностей. Сокращение дефицита электрической энергии и мощности в УР возможно за счет
перевода котельных на комбинированное производство тепла и электроэнергии.
Потенциал энергосбережения оценивается в 2 млн тонн условного топлива в год,
причем только за счет организационных мероприятий можно добиться снижения
потребления энергоресурсов на 5-10 % или 100-200 тыс. тонн условного топлива в
год.
Один из приоритетов использования высокоэффективных
технологий в концепции развития ТЭК УР на 2003-2010 гг. — когенерация
(комбинированное производство тепла и электроэнергии). Учитывая, что износ
оборудования котельных в среднем составляет около 75 %, суммарное увеличение
электрической мощности при переоборудовании всех котельных на комбинированную
выработку энергии составляет более 800 МВт.
Перспективы когенерационной
технологии выработки тепловой и электрической энергии в республике позволяют
решить проблемы уменьшения энергетической зависимости удмуртской энергосистемы
от ФОРЭМ, замены и модернизации котельных с низким
КПД, повышения привлекательности отрасли для крупных инвестиций в республику, а
также решают проблему несоответствия пропускной способности части
распределительных электрических сетей.
Актуальность развития тепло- и электроэнергетики Удмуртии
говорит о необходимости разработки программ развития ТЭК в регионе на основе
разработанной концепции развития ТЭК УР.
В основе мероприятий по энергоресурсосбережению
должно быть положение о стимулировании энергоресурсосбережения. Стимулирование распространяется на все участки процесса теплоснабжения:
потребителей, муниципальные организации и предприятия, службы теплоснабжения и
жилищного хозяйства, органы местного самоуправления.
Направления работ по энергосбережению в ЖКХ сегодня — это
организационные, среднезатратные и малозатратные мероприятия со сроком окупаемости 1-2 года, в
том числе повышение экономичности и эффективности работы
котельных путем перевода с жидкого топлива на газ; реконструкция ЦТП с
применением энергоэффективного оборудования; замена
изношенных участков тепловых сетей; утепление оконных и дверных проемов. Для
внедрения долгосрочных высокозатратных мероприятий
необходима разработка и внедрение целевых республиканских и муниципальных
программ.
Мероприятия по энергосбережению на предприятиях ТЭК — это
комплекс мер по снижению удельного расхода топлива на выработку 1Гкал и 1 кВт/ч, в том числе оптимизация режимов работы действующих ТЭС;
внедрение усовершенствованных горелочных устройств; перевод котлов на сжигание
пыли высокой концентрации; оптимизация режимов работы и повышение управляемости
электрических сетей.
В 2004 году рост выработки электроэнергии и тепла и более
полная загрузка ТЭЦ обусловили снижение удельных расходов топлива на отпуск
электроэнергии в целом (факт 2003 г. — 286,6 г/кВт/ч, факт 2004 г. — 282,9
г/кВт/ч, норма 2004 г. — 284,2 г/кВт/ч). В результате годовая экономия топлива
на электростанциях составила 5239 тонн условного топлива.
Мероприятия, проводимые по программам технического
перевооружения и реконструкции основного оборудования на теплоэлектроцентралях
и в сетевых компаниях, направлены на повышение эффективности, надежности и
безопасности энергетического производства и связаны с энергосбережением.
На предприятиях республики ежегодно разрабатываются
программы по энергосбережению. В 2004 году экономический эффект от внедрения
мероприятий по энергосбережению на предприятиях ТЭК УР в переводе в условное
топливо составил более 8 тыс. тонн условного топлива.
В Удмуртии проводится работа по снижению потерь
электроэнергии при ее транспортировке и распределении. В 2004 году потери по
сетям ОАО «Удмуртэнерго» составили 8,81 % от
отпущенной электроэнергии против 9,46 % в 2003 году. За счет мероприятий,
проводимых Удмуртским РДУ, ежегодный эффект снижения
потерь составляет не менее 0,12 % от величины поступления электроэнергии в
сеть. В настоящее время высоки потери электроэнергии в муниципальных
электрических сетях, в некоторых районах — более 30 %. Причины: отсутствие
учета и низкий технический уровень сетей. Для оптимизации расходов в настоящее
время муниципальные сети объединены, переданы на договорной основе
специализированной организации, которая несет ответственность за их содержание
и доставку электроэнергии конечному потребителю. Объединение муниципальных
электрических сетей позволит сократить расходы и эффективнее использовать
средства на капитальные вложения, на ремонт и эксплуатацию электрических сетей,
повысить инвестиционную привлекательность муниципальной энергетики для
строительства мини-ТЭЦ.
Топливо составляет 40-60 % в стоимости тепловой энергии. Отсутствие должного учета, анализа и контроля за
расходованием топлива, техническим состоянием и эксплуатацией котельных,
низкий технический уровень персонала ведут к удорожанию стоимости тепловой
энергии. Хранение топлива на котельных находится в неудовлетворительном
состоянии, каменный уголь хранится на не оборудованных навесами площадках. В
результате из-за атмосферных осадков ухудшается его качество.
Ситуация с тепловыми сетями требует принятия мер по
восстановлению теплоизоляции, так как ее нынешнее состояние ведет к
сверхнормативным потерям тепла (более 20 %). Снизить оплату за потребляемую
тепловую энергию можно через снижение объемов потребления или себестоимости
единицы производимой энергии.
Первый путь возможен через систему тепловой защиты зданий,
оборудование их автоматизированными тепловыми пунктами и приборами учета,
теплоизоляцией трубопроводов и дает экономию 50-70 % потребляемой тепловой
энергии.
Второй путь реализуется через модернизацию теплоисточников, оптимизацию систем производства, передачи
и распределения тепловых потоков. При этом за счет внедрения новых технологий
производства тепла может быть сэкономлено 40-50 % ТЭР, а за счет новых технологий
передачи и распределения тепла, включая автоматизацию и диспетчирование,
— 20-25 % ТЭР.
Состояние тепловых сетей и теплоисточников
в коммунальном теплоснабжении требует принятия мер, в первую очередь разработки
целевой программы «Реконструкция и оптимизация систем теплоснабжения и
теплопотребления городов и населенных пунктов УР» и проведения реформ
энергетики МПП ЖКХ.
В настоящее время в целях оптимизации существующей схемы
централизованного теплоснабжения на базе действующих теплоисточников,
повышения надежности и качества теплоснабжения, сокращения удельных расходов
ТЭР, реализации потенциала энергосбережения в Ижевске разрабатывается концепция
развития централизованного теплоснабжения на 2010 год с перспективой до 2015
года.
Министерство топлива, энергетики и связи
УР:
тел. (3412) 25-90-88
Энергосбережение в Удмуртии
Указ
Президента УР А. Волкова «О мерах по реализации политики энергосбережения в Удмуртской
Республике» создал условия для системной, последовательной реализации этой
политики на территории нашего края. Сегодня уже можно говорить о результатах. Специалисты, которые ведут работу в данном направлении, предоставили
необходимую информацию, в том числе об объемах и видах потребляемой энергии,
показателях эффективности, прогнозе и потенциале энергосбережения.
Основными
видами топлива, потребляемого в Удмуртии, являются газ, нефтепродукты и уголь,
ввозимые из-за пределов республики. Незначительно (1,4 % от общего объема)
используется местное топливо: торф, дрова и сырая нефть. Годовое потребление
топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по данным за 2004 год в целом по Удмуртии
составляет 6457051 т условного топлива (т. ), в том числе:
—
электроэнергия — 4726409 кВт/ч;
— тепловая
энергия — 8276456 Гкал;
— топливо —
3598922 т.
По результатам
мониторинга использования ТЭР и отдельных энергетических обследований величина
энергопотерь на объектах, финансируемых из республиканского бюджета, составила
в 2004 году 19822 т условного топлива.
Энергетическая
стратегия России до 2020 года предполагает, что правильная ценовая политика и умелое
использование всего комплекса мер по энергосбережению позволят реализовать к 2020
году весь имеющийся организационный и технологический потенциал
энергосбережения. А это для УР чуть более 2 млн т. В 2005 году в целом по республике
реализовано около 11 % потенциала, что составляет 0,22 млн т. в год. К 2010
году можно внедрить 27-36 % потенциала (см. график 1).
Реализация
потенциала энергосбережения позволит в значительной степени снизить
энергоемкость экономики республики, добиться снижения стоимости
жилищно-коммунальных услуг, повысить надежность и качество энергоснабжения,
снизить негативное воздействие энергетического сектора на окружающую среду.
Во исполнение
федерального закона «Об энергосбережении», указа Президента Удмуртской
Республики «О мерах по реализации политики энергосбережения в Удмуртской
Республике», определившего приоритетным направлением в развитии экономики
нашего края перевод промышленного комплекса и социальной сферы на энергосберегающий
путь развития, под координирующим началом Региональной энергетической комиссии
в республике проводится работа по энергоресурсосбережению.
В целях
активизации практических действий администраций городов и районов, министерств,
ведомств, организаций по проведению энергообследований, составлению и утверждению
местных программ по энергосбережению, внедрению конкретных энергоэффективных
мероприятий распоряжением Правительства Удмуртской Республики создана
автономная некоммерческая организация «Агентство по энергосбережению Удмуртской
Республики».
Энергосбережение в бюджетной сфере
Республикой
взято направление по внедрению всеобъемлющего учета энергоресурсов (тепловой
энергии, газа, холодной и горячей воды) в первую очередь на объектах бюджетной
сферы. Это позволяет видеть реальную картину энергопотребления, оперативно
реагировать на изменение режимов и объективно оценивать значимость внедренных
энергосберегающих мероприятий.
Так, на объектах
бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства республики в 2004 году
установлено приборов учета тепловой энергии в количестве 182 единицы, узлов
учета газа (включая частный сектор и квартиры) — 1852 единицы, электроэнергии
-1949 единиц. Установка приборов учета тепловой энергии только в четырех
организациях бюджетной сферы позволила снизить оплату за тепловую энергию более
чем на 2,8 млн руб
— 1-я
республиканская больница — 1470 тыс. руб;
— Балезинская
районная ветстанция и ветлаборатория — 130 тыс. руб
—
Республиканский врачебно-физкультурный диспансер — 256 тыс. руб
— Ярское
педагогическое училище — 972 тыс. руб.
В целях
выявления причин нерационального использования топлива, энергии, воды и разработки
на основе технико-экономического анализа рекомендаций и энергоэффективных
мероприятий, как этого и требует федеральный закон «Об энергосбережении», в республике
проводятся энергоаудиты (энергетические обследования) промышленных предприятий,
организаций бюджетной сферы, а также ежегодный мониторинг эффективности
использования ТЭР организаций, финансируемых из республиканского бюджета.
В 2004 году
проведены обязательные энергетические обследования трех крупных промышленных
предприятий с годовым потреблением ТЭР 167 тысяч т. , а также в девяти
наиболее крупных по энергопотреблению бюджетных организациях. В первом
полугодии 2005 года обследования продолжились.
В ходе
обследования выявлены факты нерационального использования ТЭР и неоправданно
завышенные затраты на их приобретение, из которых необходимо выделить
следующие:
— низкий
уровень и несовершенство приборного учета ТЭР, отсутствие учета топлива;
— расчет с энергоснабжающими
организациями по головному учету, включая потребление ТЭР населением и сектором
мелкомоторной нагрузки. При этом небаланс и неоплата за потребленные ТЭР
субабонентами оплачиваются бюджетной организацией. Для примера: переплата за потребленную
электроэнергию в Нагорном ПНИ составляла 264 тыс. руб. в год (см. график 2).
По итогам
работы в 2004 году произведен анализ эффективности использования ТЭР во всех
бюджетных организациях, финансируемых из республиканского бюджета.
Как
показывает опыт, целевые программы могут служить эффективным инструментом
реализации государственной экономической и социальной политики.
По инициативе
Региональной энергетической комиссии (РЭК) утверждена и реализуется программа
«Энергосбережение в бюджетной сфере Удмуртской Республики». В 2004 году впервые
ГУП «Республиканский центр энергосбережения» разработало и реализует программу
«Энергоэффективность в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве
Увинского района на 2004-2007 гг. Программа была утверждена координационным
советом при Правительстве УР и рекомендована администрациям городов и районов
как передовой опыт и вариант для разработки комплексных муниципальных программ. Лизинговый механизм при внедрении энергосберегающих мероприятий в Удмуртии
отрабатывался также в Увинском районе.
Внедрение
энергосберегающих мероприятий на сумму 13 млн рублей позволило Увинскому району
в 2004 году получить экономический эффект в сумме около 6,5 млн рублей. Благодаря позитивному опыту в 2005 году по заявкам администраций разработаны
аналогичные программы по Сарапульскому, Каракулинскому и Игринскому районам, а по
решению Президента УР и в соответствии с графиком, утвержденным Правительством
УР, комплексные муниципальные программы по энергосбережению в 2006 году должны
быть разработаны во всех городах и районах республики.
В Ижевске
реализуются принятые городской Думой программы на 2004-2008 гг. «Муниципальное
тепло» и «Светлый город» общим объемом финансирования 314 млн и 110,2 млн руб. соответственно.
В 2004-2005 гг. в республике в массовом порядке внедрялись быстроокупаемые энергоэффективные
мероприятия, а именно:
— перевод
котельных на газообразное топливо (Кезский, Игринский, Малопургинский,
Каракулинский районы);
— установка
при условии экономической целесообразности автоматизированных модульных
котельных (приближение теплоисточников к потребителю);
— перевод
жилищного фонда на индивидуальное поквартирное отопление;
— прокладка
тепловых сетей с пенополиуретановой изоляцией, применение труб из полимерных материалов;
—
автоматизация ЦТП и ИТП;
— применение
регулируемого электропривода в системах тепловодоснабжения;
—
автоматизация теплоснабжения и установка узлов учета на объектах бюджетной
сферы.
В работе по внедрению
энергосберегающих мероприятий активно участвуют министерства и ведомства
республики. Показателен в этом плане результат участия министерства
строительства, архитектуры и жилищной политики УР: в 2004 году завершен перевод
шести котельных на газообразное топливо. При затратах 10,7 млн руб. ожидаемый
экономический эффект составляет 4,4 млн руб. в год. Реализация в 2004 году
энергосберегающих мероприятий на энергоисточниках ОАО «Удмуртэнерго»,
курируемого министерством топлива, энергетики и связи УР, позволит сэкономить
свыше 200 т условного топлива. Внедрение министерством промышленности и транспорта
УР энергосберегающего мероприятия «Разработка и внедрение новой технологии
получения пара» на ОАО «Ижсталь» снижает затраты на потребляемые энергоресурсы
в размере свыше 7 млн руб. , а установка преобразователей частоты в котельной
ОАО «Ижевский радиозавод» сокращает расход электроэнергии более чем на 20 %. Активно работают по внедрению энергосберегающих мероприятий министерство
социальной защиты населения УР, министерство здравоохранения УР, Главное
управление ветеринарии, администрации Ижевска, Глазова, Сарапула, а также
Увинского, Игринского, Каракулинского, Кезского, Сарапульского,
Якшур-Бодьинского, Красногорского, Малопургинского районов.
В целях
активизации работ по энергосбережению в республике проводятся курсы повышения
квалификации руководящих работников в области энергосбережения (март 2004 года —
главные энергетики промышленных предприятий, декабрь 2004 года — руководители
электросетевых предприятий), расширенные технические советы АНО «Агентство по энергосбережению
УР» на тему энергосбережения с представителями администраций городов и районов,
специалистами жилищно-коммунальнойи бюджетной сфер, проектных и строительно-монтажных
организаций. Вопросы энергосбережения систематически рассматриваются на совещаниях
сектора энергетики промышленно-экономической ассоциации «Развитие». Утверждено
положение и проводится смотр-конкурс по энергосбережению среди городов и районов
республики.
Ежегодно проходят
специализированные выставки-конференции, семинары, совещания по энергосберегающей
тематике (2004 г. — «Энергоэффективные технологии и оборудование», 2005 г. —
«Город 21 века»).
Для
ознакомления с работой в области энергосбережения других регионов специалисты
республики участвуют в конференциях, выставках, проводимых в Москве, Екатеринбурге,
Кирове, Нижнекамске.
В 2006-м и в последующие
годы планируется продолжить установку приборов учета тепловой энергии, газа и воды,
проведение энергообследований и мониторинга эффективности использования ТЭР (в приоритетном
порядке объектов бюджетной сферы ЖКХ), разработку комплексных муниципальных
программ энергосбережения.
В ближайшее
время специалистами будут предприняты все меры по переводу котельных с нефти на
газообразное и другие виды топлива, в том числе с использованием в качестве
источника финансирования лизингового механизма. Продолжатся работы по внедрению
автоматического регулирования систем теплоснабжения зданий, особенно бюджетной
сферы, автоматизации центральных и индивидуальных тепловых пунктов, снижению
потерь в инженерных сетях, обеспечению режимов водоподготовки на теплоисточниках,
проведению режимно-наладочных работ в тепловых сетях и системах отопления,
внедрению нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
Сегодня
серьезное внимание уделяется и проработке вопросов дальнейшего применения
местных видов топлива (торф, дрова, древесные отходы), когенерационных способов
выработки тепловой и электрической энергии в Сарапуле, Ижевске, Увинском и Завьяловском
районах, выработке и использованию биогаза (Сюмсинский район) на базе
животноводческих отходов.
При
разработке и внедрении энергосберегающих проектов шире будут применяться
комплексные решения, охватывающие энергосберегающие мероприятия от потребителя
до источника энергии.
Энергетика будущего прежде всего обращена к
человеку — конечному потребителю, к значимости его роли в решении актуальных
проблем экономии энергетических и водных ресурсов, реализации программ и
проектов энергосбережения. Результатом должна стать психологическая установка
каждого жителя республики на сбережение энергоресурсов. Этому будет
способствовать принятие соответствующего закона «Об энергосбережении в
Удмуртской Республике», проект которого утвержден в первом чтении на сессии
Госсовета УР. Для реализации закона подготовлены нормативные документы,
составлен план мероприятий. Согласно этому документу «государственная поддержка
деятельности в сфере энергосбережения осуществляется путем различных
направлений, в том числе предусматривается возможность предоставления бюджетных
кредитов, субсидий лицам, внедряющим и использующим энергоэффективные
технологии и оборудование, использующим научные разработки, альтернативные виды
топлива».
В регионах работа по повышению энергетической эффективности разворачивается по-разному, особенно после того, как перестали существовать федеральные субсидии на софинансирование соответсвующих региональных программ. Энергоатлас продолжает публиковать материалы из первых рук об опыте субъектов Федерации в повышении энергоэффективности и роли в этой работе региональных центров.
Павел Берлинский,
Директор АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики»
В Удмуртской Республике действует Программа развития энергетики, состоящая из четырех подпрограмм:
- «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» (куда входят мероприятия в ЖКХ, в том числе в части многоквартирных домов),
- «Развитие и модернизация электроэнергетики»,
- «Развитие использования возобновляемых источников энергии»,
- «Развитие рынка газомоторного топлива».
С 2007 года экономия составила по республике около 17%, или 6,7 млрд рублей в год. Задача по-прежнему стоит снизить энергоемкость на 40% к 2020 году. И хотя она фактически недостижима, т. ставилась в других макроэкономических условиях, но стремиться к ней необходимо.
Рис. Динамика энергоемкости ВРП Удмуртской республики
В 2016 году ВРП республики составил 529 млрд рублей, а затраты на покупные извне топливно-энергетические ресурсы – 41 млрд рублей. Здесь уже сэкономили 6,7 млрд в год, задача стоит достичь ежегодной экономии еще в 2-3 млрд рублей.
В отраслевом разрезе лидирует агропромышленный сектор – здесь на 40% снижена энергоемкость – как за счет роста объемов производства, так и новых энергоэффективных технологий.
Промышленность в целом снизила энергоемкость на 25%, показатель в ТЭК – 32% снижения, здесь выполняются программы энергосбережению и четко контролируются со стороны Министерства энергетики и строительства республики.
Рис. Динамика энергоемкости по отраслям экономики
Аутсайдеры – нефтяная индустрия, где энергоемкость выросла на 64%. Причина понятна – легкая нефть заканчивается, и добыча требует все больших усилий и большей энергии. Однако это тянет вниз всю республику. Выступаем за создание отдельной программы энергосбережения в республиканском нефтяном секторе.
Если проанализировать, за счет чего снижена энергоемкость ВРП – за счет роста самого ВРП (17%), плюс благодаря экономии ТЭР в абсолютном выражении (0,2%). Задача до 2020-21гг сэкономить еще 29-30% за счет энергоемкости. При этом, если принять в расчет прогнозные показатели Минэкономразвития (к 2021 году суммарный рост ВРП должен составить 3,4%, относительно 2016 г. ), то сократить потребление ТЭР в республике надо на 27,4%. Снова недостижимые, но целевые цифры.
Если в предыдущие годы снижение энергоемкости достигалось ростом ВРП и реализацией быстроокупаемых проектов, то сейчас таковых практически не осталось, надо приниматься за мероприятия со сроками окупаемости 10 и более лет.
Сформулированы следующие принципы:
- инвестиции только в соответствии с разработанными перспективными схемами энергоснабжения
- реализация комплексных проектов со сроком окупаемости более 5 лет
- развитие ГЧП
- субсидирование энергоэффективных проектов, компенсация выпадающих доходов РСО
- разработка и реализация проектов комплексной застройки с элементами смарт сити
- разработка и реализация программы снижения электроемкости нефтедобывающей отрасли УР
Цель – энергоемкость 19,6 кг у. на тыс. рублей ВРП.
Оснащенность приборами учета в бюджетных учреждениях почти 100% в части учреждений республиканского подчинения, в муниципалитетах около 70%, основные резервы – в учете тепла, холодной и горячей воды. В МКД ситуация различна, в среднем 70-80% оснащенность общедомовыми приборами учета – от 76% по теплу до 95,9% по электроэнергии.
Рис. Доля объемов энергетических ресурсов, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета
Один из вариантов финансирования энергоэффективных проектов – энергосервисный контракт.
В активе Агентства за 5 лет – реализация 54 контрактов на 300 млн рублей, со средним сроком окупаемости 4,5 года и ежегодной экономией около 70 млн рублей. Чаще всего это проекты реконструкции котельных с переводом на газ, также перевод котельных с электричества и угля на пеллеты, модернизация уличного освещения, замена насосов в системах тепло- водоснабжения с установкой ЧРП.
Сегодня в республике используются два типа механизмов – энергосервисные договоры и инвестиционные договоры.
В тех случаях, когда экономия недостаточна, используем инвестиционный договор, где финансирование комбинированное – как за счет достигаемой экономии, так и за счет оплаты из средств заказчика. Чаще это касается крупномасштабных проектов.
Рис. Динамика реализации энергосервисных контрактов на территории Удмуртской Республики
Примеры энергосервисных проектов:
- МУП «Коммунальные тепловые сети» г.Воткинска: заменены насосные агрегаты, установлены ЧРП, диспетчеризация, всего модернизированы 21 ЦТП; годовой экономический эффект порядка 5,5 млн рублей, удельное потребление электроэнергии снизилось практически на 50%; плюс увеличение надежности, снижение аварийности в системах ХВС и ГВС, улучшение обоснованности управленческих решений за счет диспетчеризации;
- МУП ЖКХ г.Можги – аналогичный проект по холодной воде, также вдвое снижено удельное потребление электроэнергии, эффект 4 млн рублей в год;
- Сарапул, замена 965 светильников уличного освещения, почти 3 млн рублей в год экономия, существующие затраты снизились почти на 70%, плюс улучшение освещенности, снижение эксплуатационных расходов;
- Селтинская ЦРБ – установлена транспортабельная газовая котельная установка, подогревающая горячую воду для нужд больницы, до этого использовался нагрев электрокотлами, экономия составила 5,6 млн рублей в ценах 2014 года;
- Синтекский психоневрологический интернат – замена 576 светильников внутреннего освещения и замена электрических плит на два пищеварочных котла дали годовой экономический эффект 459 тыс. рублей, а также улучшение освещенности, снижение эксплуатационных расходов.
В качестве примера инвестиционного договора можно привести село Завьялово, где была установлена крышная котельная для нужд отопления и ГВС многоквартирного дома. Застройщику это выгодно, т. в противном случае перекладка сетей централизованного теплоснабжения обошлась бы гораздо дороже.
Однако потенциал энергосбережения в бюджетных учреждениях и МКД гораздо выше, он сдерживается нормативным регулированием, когда невозможно реализовывать контракты со сроками более срока бюджетного планирования (3 года). Разработано и согласуется проект постановления Правительства Удмуртской Республики, которое снимет эту проблему. Потенциал проектов, сроки по которым превышают 3 года, и которые в остальном готовы выходить на контракт, посчитан, он составляет порядка 137 млн рублей для учреждений республиканского бюджета.
Также серьезным подспорьем станет возврат финансирования региональных программ энергосбережения.
Илья Ким: Югра – бережливый регион
Павел Самсонов. Замена неэффективных котельных с привлечением частных инвестиций – опыт Челябинской области
Использовано фото Ижевск-горсвет
Больше оперативных новостей в Телеграм
Присоединяйтесь к ЕА
By SRO 19
21 марта, 2018 12:35
27 февраля 2018 в Ижевске прошла конференция «Актуальные вопросы энергосбережения», организованная Ассоциацией «Метрология энергосбережения», АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» и НПО «Карат» при поддержке Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Удмуртской Республики.
Более 100 участников — представители администраций городов, муниципальных предприятий, промышленных предприятий, ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций и ТСЖ — собрались не только послушать спикеров, но и задать волнующие вопросы, прежде всего связанные с организацией учета и диспетчеризации.
Как было отмечено, в вопросах повышения энергетической эффективности организация учета занимает первое место с точки зрения последовательности действий, ведь иначе невозможно ни измерить эффект, ни доказать его, ни управлять энергопотреблением и его оптимизацией.
Андрей Башкиров, начальник отдела энергосбережения Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Удмуртской Республики рассказал о государственной политике в сфере повышения эффективности работы ЖКХ, требованиях к инвестиционным программам и программам энергосбережения в части внедрения автоматизации и энергоэффективных решений. Несмотря на изменения в республиканских министерствах, работа по энергоэффективности ведется последовательно и планово, в контакте как с федеральными органами исполнительной власти, так и органами местного самоуправления. На повестке — совершенствование нормативной базы Республики в части реализации энергосервисных контрактов, освоение практик энергоэффективного капитального ремонта.
Директор АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» Павел Берлинский представил презентацию об опыте работы Агентства и в целом о работе по снижению энергоемкости экономики республики, с макроэкономическим анализом, перечислением основных программ и описанием опыта в энергосервисных проектах.
Детальнее на возможностях внебюджетного финансирования проектов энергоэффективности остановилась ведущий экономист АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» Анна Стерхова, рассказавшая об альтернативных возможностях. Так, в случаях, когда получаемой в проекте экономии оказывается недостаточно для использования энергосервисной модели, применяется инвестиционный договор, предусматривающий вложение средств заказчика. Наиболее востребованные решения — реконструкция котельных с переводом на газ, модернизация систем наружного и внутреннего освещения, ееревод котельных с электричества и угля на пеллеты, замена насосов в системах тепло- и водоснабжения, в т. с установкой ЧРП.
Представитель СРО Ассоциации «Метрология энергосбережения» Жанна Желудкова провела обзор законодательных и нормативных новшеств, касающихся вопросов учета энергетических ресурсов.
Далее представители НПО «Карат» как одного из технологических лидеров отрасли сделали несколько выступлений о технологических и технических возможностях, а также об опыте реализации комплексных проектов.
Так, директор по энергосервису НПО «Карат» Федор Бондаренко представил проекты на территориях — в Братске, Ялуторовске, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле. Директор Западноуральского филиала НПО «Карат» Андрей Треногин показал потребительские характеристики последних актуальных моделей вычислителей, расходомеров и квартирных теплосчетчиков. Начальник службы сервиса и техподдержки НПО «Карат» Григорий Дмитриев познакомил собравшихся с более сложными решениями начиная от дистанционного сбора показаний по различным каналам связи до программно-технических решений для абонентского и поквартирного учета и программного комплекса «Энергокабинет» как платформы умного цифрового учета. Александр Суслов, директор «УралТеплоСервис» представил возможности по использованию описанных технологических решений непосредственно в Ижевске и городах Удмуртии.
Информационное сообщение о насущных вопросах эксплуатации узлов учета сделала Жанна Желудкова — как обеспечивается техническая исправность прибора, каковы действия при выходе узла учета из строя, как осуществляется допуск в эксплуатацию, поверка приборов.
Было задано множество вопросов как технического, так и организационного свойства. Действительно, многие проекты упираются в недостатки нормативного регулирования, разобщенность интересов участников процессов, недостаточную осведомленность. При этом технологии продолжают активно развиваться, учет «уходит в цифру», становится все более доступным и простым. Однако по-прежнему требует административной и нормативной поддержки.
Участники высоко оценили содержание и подготовку мероприятия, сбалансированный состав спикеров, представивших спектр вопросов организации учета от контекста госполитики до конкретных технических и управленческих аспектов.
Открыть программу конференции
Открыть презентацию П. Берлинского «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Энергосервисные контракты»
Открыть презентацию А. Стерховой «ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОЕКТОВ»
Открыть презентацию Ф. Бондаренко «Проекты и решения НПО КАРАТ в сфере энергоэффективности»
Открыть презентацию Ж. Желудковой «Изменения в законодательстве»
Открыть презентацию Г. Дмитриева «Технологии карат для диспетчеризации узлов учета»
Открыть презентацию Ж. Желудковой «Эксплуатация и техническое обслуживание узлов учета энергоресурсов»
Открыть презентацию Ж. Желудковой «Поверка приборов»
By SRO 19
1 марта, 2018 00:05
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 31. 2021 № 180
«О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 года № 213 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике»
Дата опубликования: 09. 2021
Номер опубликования: 1800202104090007