энергоэффективности в узбекистане

Повышение энергоэффективности в Узбекистане

энергоэффективности в узбекистане

  • Публикации
  • Повышение энергоэффективности в Узбекистане

16 сентября 2019 годаПостановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-4422 от 22 августа 2019 г. (далее «Постановление») был сделан акцент на повышение эффективности потребления электроэнергии путем внедрения современных механизмов и стандартов в строительстве, предоставления компенсаций за установку энергоэффективного оборудования, а также других комплексных мероприятий. Надо отметить что это второй программный документ в данном направлении. Первый был утвержден постановлением Президента № ПП-3012 от 26. 2017 г. «О программе мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017-2021 годы». Постановлением одобрена Комплексная программа дальнейшего повышения энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрения энергосберегающих технологий и развития возобновляемых источников энергии в Республике Узбекистан в 2019-2022 годах (далее — Комплексная программа). Физическим лицам предоставляется компенсация в размере 30% от расходов на приобретение солнечных фотоэлектрических станций, солнечных водонагревателей, энергоэффективных газогрелочных устройств, но не более определенных лимитов, а также компенсация на покрытие процентных расходов по кредитам банков на приобретение установок возобновляемых источников энергии, энергоэффективных газогорелочных устройств и котлов, а также другого энергоэффективного оборудования. Установлен порядок, согласно которому, начиная с 1 января 2020 года:

  • при проектировании, реконструкции и строительстве всех зданий и сооружений, кроме индивидуального жилищного строительства, в обязательном порядке предусматриваются обеспечение энергоэффективности зданий в соответствии со строительными нормами и правилами и предоставление раздела показателей энергоэффективности зданий и сооружений, с учетом требований строительных норм и правил при проведении экспертизы проектной документации;
  • государственные органы и организации обязаны установить в зданиях и сооружениях, находящихся на их балансе, сенсорные датчики, совмещенные со светодиодными источниками для систем освещения, энергоэффективные газогорелочные устройства;
  • определение класса или технических показателей энергоэффективности продукции (оборудования, товаров) и технологий является обязательным при их сертификации аккредитованными органами в Республике Узбекистан.

В целях содействия проводимым реформам, Министерству строительства совместно с Министерством энергетики и Агентством «Узстандарт» в срок до 1 ноября 2019 года поручено:

  • пересмотреть градостроительные нормы и правила на предмет кардинального повышения требований к энергоэффективности вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений;
  • разработать и утвердить нормативные документы по определению классов энергоэффективности зданий и сооружений (классы А, Б, В и другие).

Планируется поэтапное внедрение системы энергетического менеджмента в соответствии с международным стандартом (ISO 50001) практически на всех отечественных предприятиях и организациях, начиная с 1 декабря 2019 года до 1 января 2023 года. Министерству энергетики и Агентству «Узстандарт» поручено:

  • провести инвентаризацию действующих нормативных документов по стандартизации, устанавливающих требования к энергоэффективным, энергосберегающим технологиям и оборудованию в течение месяца;
  • утвердить сетевой график принятия в период 2019-2020 годов необходимых международных стандартов, устанавливающих требования к энергоэффективным, энергосберегающим технологиям и оборудованию в течение двух месяцев;
  • утвердить «Дорожную карту» по созданию современных лабораторий по испытанию энергопотребляющего оборудования на соответствие показателям энергоэффективности и энергосбережения.

Постановлением запрещен ввоз на территорию Республики Узбекистан бывшего в употреблении генерирующего оборудования, силовых понижающих трансформаторов, электродвигателей, а также энергопотребляющего оборудования категории энергоэффективности D с 1 сентября 2019 года. Постановлением установлено, что проекты нормативно-правовых актов и программы по внедрению возобновляемых источников энергии подлежат обязательному согласованию с Министерством энергетики Республики Узбекистан. Это предоставит возможность создания единой государственной политики в данной сфере. На Министерство энергетики возложены новые задачи, которые, помимо прочего, включают в себя:

  • разработку предложений по инвестиционным проектам в целях повышения энергоэффективности, в том числе путем организации и проведения научно-исследовательских работ;
  • применение экономических санкций за неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов к юридическим лицам, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

энергоэффективности в узбекистане

  • Skip to main navigation
  • Skip to footer

Дальнейшие меры по повышению энергоэффективности в Узбекистане

энергоэффективности в узбекистане

  • Публикации
  • Дальнейшие меры по повышению энергоэффективности в Узбекистане

22 июля 2020 года10 июля 2020 года Президент Республики Узбекистан подписал постановление № ПП-4779 «О дополнительных мерах по сокращению зависимости отраслей экономики от топливно-энергетической продукции путем повышения энергоэффективности экономики и задействования имеющихся ресурсов». Постановлением предусмотрено следующее:

  • С 1 августа 2020 года вводится тариф по гарантированной закупке электрической энергии от вновь вводимых возобновляемых источников энергии (солнечных, ветровых и биогазовых электростанций, микро- и малых гидроэлектростанций установленной мощностью до 1 МВт), в том числе излишков электрической энергии, произведенной для собственных нужд. Размер тарифа устанавливается на уровне II тарифной группы потребителей (потребители, рассчитывающиеся за электрическую энергию по одноставочному тарифу, кроме бытовых потребителей – в настоящее время размер тарифа составляет 450 сумов или 0,04 долл. США за кВт/ч). При этом затраты, связанные с транспортировкой, распределением и сбытом, подлежат вычету;
  • Потенциальные инвесторы для реализации проектов в сфере возобновляемых источников энергии (кроме ГЭС) промышленного масштаба (1 МВт и более) определяются через аукционные торги;
  • С 15 июля до 31 декабря 2020 года для потребителей, производящих продукцию и оказывающих отдельные услуги, организовавших дополнительную третью смену, с присоединенной мощностью до 750 кВА (по утвержденному ГНК списку) при расчетах за использованную электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 1,5 к установленному тарифу в ночной период (с 22:00 до 24:00 и с 00:00 до 06:00).

Постановлением утверждены:

  • целевые параметры экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики в 2020–2022 гг., предусматривающие экономию на 3,3 млрд кВт/ч электрической энергии, 2,6 млрд м3 природного газа, 16,5 тыс. тонн нефтепродуктов;
  • «Дорожная карта» по повышению энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов на крупных энергоемких предприятиях отраслей экономики;
  • график проведения обязательных энергетических обследований (энергоаудита) предприятий с суммарным ежегодным потреблением топливно-энергетических ресурсов более 2 000 тонн условного топлива или более 1 000 тонн моторного топлива на период 2020–2022 гг.

Документом предусмотрено создание Единой информационной системы Министерства энергетики, ввод в эксплуатацию которой запланирован на конец 2021 года. На основе аналитических данных, полученных из Единой информационной системы, будет внедрен механизм обязательного энергоаудита предприятий с высоким энергопотреблением. Единая информационная система, интегрированная с электронным правительством, предусматривает следующие меры:

  • анализ и прогнозирование потребления топливно-энергетических ресурсов на крупных промышленных предприятиях и в других секторах экономики;
  • упрощенный механизм предоставления в онлайн-режиме идентификационного номера производителя (крупных потребителей) энергии и направления соответствующей отчетности по выработанной (потребленной) энергии в электронной форме;
  • автоматический сбор, систематизацию и анализ данных учета произведенной (потребленной) энергии, а также определение энергоэффективности крупных промышленных предприятий;
  • создание защищенной торговой платформы для проведения реверсивных аукционных онлайн-торгов в сфере возобновляемой энергетики.

Минэкономразвития и сокращения бедности совместно с Минэнерго и другими заинтересованными министерствами и ведомствами даны поручения:а) В месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по принятию правил проведения энергетических обследований потребителей топливно-энергетических ресурсов, предусматривающих:

  • создание благоприятной сферы для стимулирования проведения энергоаудита;
  • внедрение рыночного механизма отбора энергоаудитора;
  • создание эффективного механизма регулирования тарифов, в том числе с повышенной ставкой за сверхнормативное потребление энергоресурсов, для предприятий, не выполнивших рекомендации по итогам энергоаудита;

энергоэффективности в узбекистане

Что происходит в энергетике Узбекистана и куда мы движемся?Колумнист hook. report Шахриёр Исмаилходжаев рассказывает о краткосрочных и долгосрочных последствиях блэкаута, о том, в каких реформах нуждается энергетика Узбекистана и планах правительства по развитию сферы и внедрению зеленой повестки. В последние годы среди населения и общественности растет озабоченность по поводу энергетической безопасности страны. Потребление электричества в Узбекистане резко выросло и продолжит расти галопирующими темпами в среднесрочной перспективе. Рядовые граждане уже сталкиваются с проблемой дефицита электроэнергии, которая выражается в регулярных веерных отключениях, а иногда и в общенациональном блэкауте. Среди высшего руководства есть понимание того, что необходимо решать проблемы в сфере энергетики уже сегодня. Дополнительный вызов для страны — мировой энергопереход и обязательства по снижению выбросов парниковых газов в рамках Парижского соглашения по климату 2015 года. Перед страной стоит задача обеспечения энергетической безопасности, повышения автономности энергосистемы Узбекистана, а также одновременного перехода на альтернативные источники энергии. Какие уроки следует извлечь из январского блэкаута?В первой половине дня 25 января 2022 года жители Узбекистана столкнулись с массовым отключением электричества. Поставки электричества были восстановлены лишь к вечеру того дня, но проблемы с водой и отоплением сохранились. Минэнерго Узбекистана заявило о том, что причина была в аварии в электросетях Казахстана. Минэнерго Казахстана заявило, что электроэнергия в Казахстане отключилась из-за аварийного дисбаланса, созданного энергосистемами Узбекистана и Кыргызстана. Подробнее о блэкауте 25 января можно почитать тут. Три страны подключены к Единой электросети Центральной Азии, которую построили еще во времена Советского Союза. Объединенная энергосистема управлялась из Ташкента, но решения принимались советским чиновниками из Москвы, а не национальными, которые учитывали сезонные колебания и особенности всех стран ЦА. Участниками этой энергосистемы изначально были все страны ЦА, но через некоторое время Туркменистан и Таджикистан вышли из единого энергокольца. При грамотном управлении система помогала решать противоречия стран региона, а также обеспечивала все страны дешевым электричеством. Дешевизна объяснялась экономией на масштабе, то есть издержки распределялись на больший объем производства электроэнергии. В рамках единого государства такая политика централизации являлась рациональной и оптимальной, но в период обретения центральноазиатскими странами независимости стали возникать политические разногласия. Узбекистан в 2009 году объявил о своем выходе из единого энергокольца, но с приходом нового президента Шавката Мирзиёева вернулся обратно.

Читайте также:  wifi энергоэффективность

энергоэффективности в узбекистане

Из этой ситуации можно сделать вывод о том, что Узбекистану следует развивать автономную энергосистему, которая не будет зависеть от внешних факторов. Задачей государства является обеспечение бесперебойной поставки электричества для своих граждан. Для этого необходимо минимизировать внешние риски, так как аварии на других участках объединенной энергосистемы могут привести к отключениям и в самом Узбекистане. Данное обстоятельство создает зависимое положение нашей страны от других, то есть теряется энергетическая независимость. Обеспечение страны электроэнергией является вопросом национальной безопасности, так как отключение электричества грозит приостановкой работы госучреждений, школ, больниц, транспорта и важного с точки зрения безопасности наших границ оборудования. В быстро меняющимся мире Узбекистану необходимо быть гибким в решении новых вызовов. Зависимость от внешних игроков влечет за собой сопутствующие риски, когда наша страна ограничена в своих возможностях и пространстве для маневра. Если в 1991 году Узбекистан обрел государственную независимость, то настало время обрести и энергетическую. Создание автономной энергосистемы неизбежно приводит к подорожанию электричества, так как возрастают издержки на обслуживание и исключается фактор экономии на масштабе. Тем не менее повышение издержек в одном месте в длинной цепочке производства и поставки электроэнергии можно компенсировать в другом. Если Узбекистан сумеет повысить энергоэффективность, снизив потери при производстве и поставке электроэнергии, снизит стоимость производимой энергии на электростанциях, то можно нивелировать рост издержек. Другой способ борьбы с повышением цен на электричество — повышение доходов населения. За энергетическую безопасность необходимо платить, но эта плата будет существенно меньше за счет уменьшения всех рисков.

энергоэффективности в узбекистане

Массовое отключение электричества привело к чувствительным экономическим потерям, которые еще предстоит изучить. Однако уже сейчас можно приблизительно оценить экономический ущерб, который был нанесен в ходе блэкаута. Отключение электричества означает полную приостановку экономической деятельности, так как промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг напрямую зависят от электроэнергии. За время простоя экономика недополучает часть своего ВВП, который получила бы в нормальных условиях. ВВП — это сумма всех произведенных в стране товаров и услуг для конечного пользования. Если за время простоя ничего не производилось и не продавалось, то и ВВП будет меньше. ВВП Узбекистана на 2021 год в текущих ценах составляет 734 трлн сумов или 68 млрд долларов при официальном курсе ЦБ в 10 800 сумов за доллар. Если разделить ВВП на 365 дней в году, то выходит, что каждый день приносит вклад в ВВП страны в размере 186 млн долларов. Отключение от электричества всей страны на целые сутки приводит к тому, что экономика приостанавливает свою работу. Однако в некоторых регионах подачу электричества восстановили быстрее, и, учитывая все эти обстоятельства, при подсчете убытков необходимо разделить 186 млн долларов на 2, чтобы исключить из оценки все неточности и обобщения. В итоге получается сумма в 93 млн долларов. Это очень приблизительная оценка ущерба, которая выполнена с кучей допущений, но она отражает реальное положение дел. Можно предположить, что ВВП Узбекистана в 2022 году недополучит около 100 млн долларов. Это без учета прямого и косвенного ущерба, который понесли все экономические агенты. Энергетика Узбекистана: текущее положение делСфера энергетики — одна из важнейших отраслей экономики, которая обращает на себя огромное внимание со стороны руководства страны. В период с 2017 по 2020 год потребление электроэнергии выросло с 60 до 69 млрд кВт·ч. Резкий рост потребления электроэнергии можно объяснить ростом численности населения, а также экономическим ростом. Крупнейшим потребителем электроэнергии является Ташкентская область (9,2 млрд кВт·ч). В 2019 году производство электроэнергии составило 63,6 млрд кВт·ч, а в 2020-м — 66,4 млрд кВт·ч. Энергосистема Узбекистана является дефицитной, поэтому страна вынуждена импортировать электроэнергию из-за рубежа. По расчетам правительства, потребление электроэнергии к 2030 году вырастет до 120 млрд кВт·ч. Потребление электрической энергии отраслями экономики вырастет с 42,7 до 85 млрд кВт·ч, а потребление со стороны населения — с 15 до 21 млрд кВт·ч. Обеспечение энергетической безопасности является важнейшей задачей государства для достижения устойчивых темпов роста экономики. Если обратиться к статистике по выбросам вредных веществ в атмосферу, то после 2017 года наблюдается повышательный тренд. Если в 2017 году в атмосферу было выброшено 853 тысячи тонн, то в 2019-м уже 952 тысячи тонн. Пандемия коронавируса снизила количество выбросов незначительно. Лидером по количеству выбросов является Ташкентская область, на которую приходится чуть меньше половины (430 тысяч тонн). Основной вклад в выбросы парниковых газов в атмосферу делает сфера энергетики (76%), а также сельское хозяйство (17,8%).

энергоэффективности в узбекистане

энергоэффективности в узбекистане

энергоэффективности в узбекистане

Ежегодный ущерб от стихийных бедствий в Узбекистане, жертвами которых становятся 1,4 млн человек, составляет около 3 млрд долларов. По оценкам, одно крупное наводнение может стоить 5% ВВП страны. Узбекистану необходимы инвестиции и институциональные реформы для повышения устойчивости к стихийным бедствиям и изменению климата. Что делает руководство страны для перехода на зеленую энергетику?Узбекистан поставил перед собой довольно амбициозные задачи в сфере зеленого перехода. Для этого необходимо создание правовой базы, то есть наличие указов президента, Кабинета Министров и законодательных актов. 5 октября 2019 года в силу вступило постановление Президента Узбекистана «Об утверждении Стратегии по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019—2030 годов». В качестве основных задач перехода выделены следующие:
• Повышение энергоэффективности и рациональное потребление природных ресурсов
• Содействие в реализации проектов по строительству возобновляемых источников энергии (ВИЭ)
• Активизация сотрудничества с международными финансовыми институтами
• Принятие мер по смягчению негативного воздействия экологического кризиса в ПриаральеВ качестве целевых показателей выделены следующие:
• Развитие ВИЭ и доведение их доли до более 25% от общего объема генерации электрической энергии
• Двукратное повышение показателя энергоэффективности и снижение углеродоемкости ВВП
• Снижение удельного выброса парниковых газов на 10% от уровня 2010 годаВажно отметить, что последний пункт был пересмотрен недавно. Узбекистан объявил о том, что берет на себя более высокие обязательства по сокращению выбросов парников газов. К 2030 году выбросы должны снизиться до 35% от уровня 2010 года.

Читайте также:  класс энергоэффективности с это хорошо или плохо

энергоэффективности в узбекистане

С 2021 года принято решение ежегодно высаживать 200 миллионов саженцев и кустарников. К 2030 году Узбекистан примет меры для доведения доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) до 25%, а также удвоения энергоэффективности экономики. Минэнерго Узбекистана разрабатывает «дорожную карту» по переходу к углеродно-нейтральной энергетике к 2050 году. Документ предусматривает создание рынка по продаже квот на выбросы парниковых газов. 9 апреля 2021 года президент Шавкат Мирзиёев подписал постановление о развитии возобновляемой и водородной энергетики, согласно которому в Узбекистане в скором времени примут Национальную стратегию развития возобновляемой и водородной энергетики. В 2021 году вышел первый двухгодичный отчет по обновленным данным Республики Узбекистан. Данный отчет подготовлен в соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата. В нем представлен «амбициозный сценарий» по планируемым мерам, которые должны обеспечить сокращение выбросов. В документе предлагалось следующее:• 6 проектов по строительству новых ТЭС (3,8 ГВт), 6 проектов по расширению действующих ТЭС с увеличением мощности на 4,1 ГВт. Данная мера позволит сэкономить 4,1 млрд м3 природного газа, а также мазута. Сокращение выбросов оценивается в 8,5 млн тонн СО2-эквивалента в год. • Строительство 35 ГЭС с общей мощностью 1,53 ГВт и модернизация 27 действующих с увеличением мощности на 0,186 ГВт. Дополнительная выработка электроэнергии оценивается в 6,6 млрд кВт·ч год. Вклад в сокращение выбросов составит 1,9 млн тонн СО2-эквивалента в год. • Строительство солнечных фотоэлектрических станций общей мощностью 5 ГВт с выработкой 6,6 млрд кВт·ч год. Сокращение выбросов составит 5,2 млн тонн СО2-эквивалента в год. • Строительство ветровых электростанций общей мощностью 3 ГВт и выработкой 8,6 млрд кВт·ч год. Сокращение выбросов оценивается в 4,6 млн тонн СО2-эквивалента в год. • Строительство АЭС обеспечит дополнительно 2,4 ГВт, а выработка составит 18 млрд кВт·ч год. Экономия природного газа — 3,7 млрд м3. Сокращение выбросов — 7,1 млн тонн СО2-эквивалента в год.

энергоэффективности в узбекистане

В итоге реализация данного плана в период с 2020 по 2030 год обеспечит снижение выбросов на 28,3 млн тонн СО2-эквивалента в год. Данный план делает акцент на увеличении производительности старых станций, а также строительстве новых, которые производят меньшие выбросы парниковых газов. Повышение производительности, или КПД подразумевает, что электрические станции будут потреблять меньше топлива (газ, уголь, мазут), но при это больше производить электроэнергии. Главный вызов — нехватка инвестиций в сфере энергетики. Все эти планы правительства наталкиваются на огромное количество расходов, которые бюджет не способен покрыть в одиночку, поэтому необходимо государственно-частное партнерство, а также сотрудничество с международными финансовыми институтами.

энергоэффективности в узбекистане

энергоэффективности в узбекистане

энергоэффективности в узбекистане

Библиографическое описание

В условиях Узбекистана обеспечение устойчивого экономического развития также сопровождалось мерами государственного регулирования процессов реформирования экономических и институциональных отношений в энергетической сфере, требующих систематической корректировки энергетической политики, совершенствования ценообразования и налоговой системой, реализации энергосберегающих мероприятий.

Процессы энергосбережения в успешно развивающихся странах зависят от степени продвинутости реформ, количественный оценкой которых выступает индекс рыночных преобразований, широко используемый в исследованиях Всемирного банка и учитывающий основные направления и достигнутый уровень реформирования экономики — институциональную систему управления, ценовую либерализацию, либерализацию внешнеэкономический и валютной политики, банковскую реформу и т.

Используется метод межстрановых сопоставлений по критерию энергоотдачи, то есть, чем выше уровень либерализации экономики, тем ниже уровень энергоёмкости ВВП. Полученные результаты расчета для стран СНГ и государств Восточной Европы показывают тесную взаимосвязь между рыночными реформами и энергосбережением на их основе были получены приближённые количественные оценки энергосберегающего потенциала углубления рыночных реформ для Узбекистана.

Важным этапом прогнозирования энергопотребления является взаимное согласование размеров потребности в каждом энергоносители. Одновременно обосновывалась динамика таких макрохарактеристик энергопотребления, как энергоемкость ВВП и потребление энергии на душу населения. При прогнозировании энергопотребления учитывались возможные объемы энергосбережения, и т. возможности экономики энергии за счет совершенствования отраслевой структуры экономики, применения энергоэффективных технологий и осуществления организационных энергосберегающих мероприятий.

Опыт государств с переходной экономикой показывает, что у Узбекистана существуют реальные возможности для снижения энергоемкости производства продукции, работ и услуг и достижения на этой основе более высоких темпов прироста ВВП.

Достижение цели реализуется в органической увязке с функционированием всей экономики с учетом ресурсных и научно-технологических возможностей страны, совокупности макроэкономических факторов, оказывающих влияние на эффективную реализацию взаимосвязанных программных мер по углублению реформ в отраслях и секторах экономики.

Наибольший потенциал энергосбережения связан с мерами, направленными на углубление рыночных реформ и совершенствование отраслевых структуры экономики. Эти меры носят долгосрочный характер и включает в себе создание необходимых условия для ускоренного развития обрабатывающих отраслей промышленности, сфере услуг и других наименее энерго — и капиталоемких отраслей и сфер экономики, а также меры экономической политики, способствующие укреплению финансового положения отечественных товаропроизводителей и расширению их финансовых возможностей в переходе на новые энергосберегающие технологии.

Существенным фактором повышения эффективности развития топливно-энергетического комплекса, особенно в среднесрочной перспективе, являются меры, связанные с совершенствованием ценовой и антимонопольной политики. Приоритеты в этой сфере должны соответствовать задачам долгосрочной программы развития национальной экономики и ее топливно-энергетического комплекса, обеспечивающим условия для развития конкуренции и недопущения ухудшения финансового положения как производителей энергоресурсов, так и их потребителей. В свою очередь, политика налогообложения является одним из тех механизмов, которые обеспечивают эффективную корректировку уровней цен на энергетические ресурсы и их ценовых пропорций.

Необходимо уделить внимание на развитие энергетической логистики в условиях экономики Узбекистана.

Особенностью энергетической логистики является то, что в них происходит управления и оптимизация потоков электричества, газа, воды, тепла и нефти и другие транспортируемых неподвижным транспортом, потоков соответствующих услуг, а также связанных сними информационных и финансовых потоков в соответствующих системах электро-, газо-, водо-, тепло-, нефти- и другие снабжения, химической промышленности и других непрерывных производствах, где используется большое количество совместно работающего оборудования, связанного между собой трубами и/или проводами, для достижения поставленных перед ними целей.

Логистику энергетических потоков можно охарактеризовать следующими признаками: энергетические потоки являются физически неразрывными потоками, в то время как потоки энергетических ресурсов в других видах транспортной логистики состоят из отдельных партии, физические и химические свойства энергетических потоков.

Основные специфические особенности энергетической логистики обусловлены неподвижностью транспортных средств и особенностями энергетических потоков. К ним можно отнести осуществления логистических активностей; использование для транспорта неподвижных транспортных средств-электропроводов, трубопроводов и т. ; устойчивая механическая связь всех элементов энергетических систем между собой в одно целое неподвижными транспортными средствами — проводами, трубопроводами и т.

Децентрализованность логистических операций требует, чтобы информация была доступна для считывания и обновления из любого места. Это позволяет уменьшить неопределенность хозяйственной деятельности, планирования и управления.

Своевременность информации важна для оперативного управления запасами, но и для управленческого контроля, осуществляемого на основе периодических отчетов. Своевременный контроль позволяет вносить коррективы в работу, когда ещё есть время исправить ситуация или минимизировать убытки. В общем, своевременная информация сокращает неопределенность и помогает вовремя выявлять проблемы, что уменьшает потребность в запасах и способствует принятию более надежных решений.

Таким образом, конкурентоспособность в настоящем и в будущем обеспечит лишь такая информационная система, которая способна предоставить информационную поддержку не только базовых логистических операций, но и управленческого контроля, анализа оперативных решений и стратегического планирования.

Основные термины (генерируются автоматически): энергетическая логистика, поток, мера, наличие запасов, отраслевая структура экономики, реформа, топливно-энергетический комплекс, Узбекистан, управленческий контроль, финансовое положение.

энергоэффективности в узбекистане

В статье проведен анализ оптимизации энергоэффективных систем теплоснабжения в условиях Узбекистана. Рассмотрен комплекс мер по выходу отрасли на новый уровень развития, снижения энергоемкости производства электроэнергии.

Ключевые слова: энергоэффективность, теплоснабжение, удельный расход топлива,энергосбережение, модернизация генерирующих мощностей,системы теплофикации

Как свидетельствует мировой опыт, состояние городской инфраструктуры занимает важное место в стратегии модернизации любого государства и повышении индустриально-инновационного уровня национальной экономики. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость создания эффективной системы управления городской инфраструктурой, основанной на новом механизме территориального хозяйствования и стратегическом подходе к развитию городов. Такой механизм должен быть ориентирован на повышение качества жизни населения, на укрепление экономической самостоятельности городов, на повышение эффективности и комплексности их развития, на создание благоприятных условий для конкурентного функционирования рыночных структур и привлечения инвестиционных ресурсов.

Читайте также:  энергоэффективность воронеж

В Узбекистане создана надежная энергетическая база для реализации программ социально-экономического развития страны. Энергосистема республики сегодня — это 37 тепловых и гидравлических электростанций с общей установленной мощностью более 11 миллионов киловатт и с возможностью выработки до 55 миллиардов киловатт-часов в год. Общая протяженность линий электропередачи всех напряжений составляет более 230 тысяч километров. Теплоэнергетика Узбекистана функционирует на базе собственных топливно-энергетических ресурсов. Крупные тепловые электростанции, такие как Сырдарьинская ГРЭС, мощностью 3 млн. кВт, Ново-Ангренская — 2,1 кВт, Ташкентская — 1,86 кВт, Навоийская — 1,25 кВт, являются основой электроэнергетики республики. Доля их в структуре общей установленной мощности энергосистемы составляет 87 процентов. На тепловых электростанциях установлено 30 энергоблоков единичной мощностью от 150 до 300 тысяч киловатт.

За последние годы введен в эксплуатацию конденсационный энергоблок мощностью 800 МВт на Талимарджанской ТЭС, не имеющий аналогов в Центрально-Азиатском регионе с удельным расходом топлива 323,7 г/кВт. ч при средней по энергосистеме величине 381 г/кВт.

В 2012 году завершилось строительство первой в республике современной парогазовой установки мощностью 478 МВт на Навоийской ТЭС. С вводом 28 данного блока в эксплуатацию будет достигнуто увеличение выработки электроэнергии на 3462,6 млн. кВтч в год. Экономия природного газа ожидается в объеме 330 млн. м3 в год, сокращение вредных выбросов в атмосферу 744 тыс. СО2 эквивалента в год. Кроме выработки электроэнергии, предусматривается установка системы теплофикации с годовым отпуском тепла 330 тыс. Гкал.

Совместно с Японской организацией по развитию новых технологий NEDO идет внедрение когенерационной газотурбинной технологии на Ташкентской ТЭЦ (с компонентом МЧР), проектом предусмотрено строительство газовой турбины с генератором мощностью 27 МВт, что обеспечит экономию 35 млн. м3 природного газа в год и снизит выбросы СО2 на 65 тыс. тонн в год.

Реализация проекта позволит увеличить производительность, надежность и эффективность работы ТЭЦ. Проектом предусмотрено строительство газовой турбины с генератором мощностью 27 МВт и парового котла-утилизатора производительностью 47 т/ч. Реализация модельного проекта позволит внедрить современную технологию энергопроизводства на базе ГТУ, заменить генерирующее оборудование, выработавшее расчетный ресурс, обеспечит надежность и экономичность эксплуатации ТЭЦ.

Реализация только данных мер по энергосбережению позволит обеспечить увеличения в среднем на 30 % объемов выработки электроэнергии, при сохранении потребления топлива на существующем уровне за счет снижения энергоемкости производства.

В энергетической отрасли Республики Узбекистан разработан комплекс мер по выходу отрасли на новый уровень развития, снижения энергоемкости производства электроэнергии.

Основной показатель эффективности при производстве электрической энергии — удельный расход топлива по системе увеличился в последнее время и составил на 2011 год 378,9 г/кВт. Из-за физического износа передающих устройств электрической энергии и их перегрузок, несовершенства приборов учета увеличились технологические расходы на ее транспортировку в целом суммарные потери составляют 13,8 % (рис. 1,2).

энергоэффективности в узбекистане

Рис. Динамика изменения удельного расхода на выработку электроэнергии (в г/кВтч) 2006–2011 гг.

энергоэффективности в узбекистане

Рис. Удельные расходы топлива на выработку электроэнергии в СНГ, г у. /кВт

Узбекистан из-за применения устаревших технологий и дешевизны внутренних цен на углеводородное сырье является одной из самых энергоемких стран с точки зрения расхода углеводородного сырья на 1 долл. ВВП. Это свидетельствует о больших возможностях повышения эффективности внутреннего использования углеводородного сырья при условии масштабного внедрения альтернативных источников энергии.

В связи с этим принятая программа энергосбережения ГАК «Узбекэнерго» на период до 2020 года, сбалансирована с прогнозными показателями производства и потребления электрической энергии на этот период. Программа направлена на реализацию потенциала энергосбережения в отрасли за счет выполнения системы мер по эффективному использованию топлива, сокращение потерь электроэнергии во всей цепи её производства, передачи и распределения. Достижение этой цели предусматривается за счет выполнения мер по повышению энергетических показателей действующего оборудования с высокой степенью износа путем его модернизации, качественных ремонтно-профилактических мероприятий, реконструкции части электростанций и электросетей с внедрением и использованием оборудования, установок и технологий, отвечающих современному уровню развития энергетического производства, передачи и распределения электрической энергии, совершенствования систем и приборов учета энергоресурсов, а также по управлению энергопотреблением.

Крупнейшими проектами в сфере генерации можно выделить проекты по:

‒ строительству двух парогазовых установок по 450 МВт на Талимарджанской ТЭС. Реализация проекта позволит увеличить ежегодную выработку на 6,088 млрд. кВт. ч, достичь экономии природного газа на 407,9 млн. м3, при сокращение выбросов парниковых газов на 1 256 599 т CO2 эквивалента в год.

‒ строительству на Навоийской ТЭС второй парогазовой установки мощностью 450 МВт. Реализация проекта позволит увеличить ежегодную выработку на 3,2 млрд. кВт. ч, достичь экономии природного газа на 227,8 млн. м3, выработку тепловой энергии 2,8 тыс. Гкал. , при сокращение выбросов парниковых газов на 684 150 т CO2 эквивалента в год.

‒ строительству на Тахиаташской ТЭС парогазовый установки мощностью 230–250 МВт. Реализация проекта позволит увеличить ежегодную выработку на 684 млн. кВт. ч, достичь экономии природного газа на 263 млн. м3, выработку тепловой энергии 136 тыс. Гкал. , при сокращение выбросов парниковых газов на 2 363 т. CO2 эквивалента в год.

‒ установке детандер-генераторов на Сырдарьинской и Талимарджанской ТЭС. Реализация проекта позволит увеличить ежегодную выработку на 153,5 млн. кВт. ч, достичь экономии природного газа на 29 млн. м3, при сокращение выбросов парниковых газов на 63 620 т. CO2 эквивалента в год.

‒ полномасштабной модернизации Сырдарьинской ТЭС. Реализация проекта позволит увеличить ежегодную выработку на 209,5 млн. кВт. ч, достичь экономии природного газа на 73,5 млн. м3, при сокращение выбросов парниковых газов на 118 030 т. CO2 эквивалента в год.

Проведенный анализ существующего положения в области энергоэффективности, энергосбережения и внедрения возобновляемых источников энергии позволяет сделать несколько рекомендаций:

Прежде всего, необходимо определить области, где существует большой потенциал для энергоэффективности и энергосбережения, т. определить сферы, где происходит наиболее неэффектиное использование энергии. Надо определить области, где можно существенно увеличить энергоэффективность при внедрении новых технологий и оборудования, где отдача будет максимальной.

‒ Проведение комплексных энергетических обследований (энергоаудита), определяющих оптимальный энергетический баланс и схемы энергоснабжения исследуемого объекта, выполняющий оптимизацию затрат на энергетические ресурсы и уточняющий величину затрат на топливо и энергообеспечение.

‒ Внедрить систему экономических стимулов, побуждающих производителей и потребителей к значительному использованию энергоэффективных технологий, инвестированию в энергоэффективное оборудование.

‒ Учитывая актуальность скорейшего внедрения энергоэффективных технологий не только в Республике Узбекистан, но и практически во всех странах СНГ, практическим выглядит одним из направлений сотрудничества в рамках многостороннего и двухстороннего сотрудничества определить сотрудничество по обмену опытом, технологиями и проведениям мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности и внедрению энергосберегающих технологий.

Таким образом, все проводимые реформы конечной целью имеют устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие промышленности республики, углубления структурных преобразований и диверсификацию основных ее отраслей.

  • Собрание законодательства РУз. — 2010: № 50 стр.55–59. Постановление Президента РУз И. А. Каримова «О приоритетах развития промышленности РУз в 2011–2015 годах»
  • Аллаева Г. Ж., Махкамова М. А. Инновационная энергетика: возобновляемые источники энергии. Журнал «Проблемы энерго-и ресурсосбережения». Ташкент 2012, с.111–121.

Основные термины (генерируются автоматически): природный газ, реализация проекта, ежегодная выработка, сокращение выбросов, электрическая энергия, кВт, удельный расход топлива, Узбекистан, выработок электроэнергии, углеводородное сырье.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий