энергосбережение и энергоэффективность до 2020г

энергосбережение и энергоэффективность до 2020г Энергоэффективность

Доклад Директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России С. Михайлова на конференции в рамках EMBIZ 2009 10 ноября 2009 г.

энергосбережение и энергоэффективность до 2020г

Уважаемые  участники конференции!

Необходимыми условиями для укрепления энергетической безопасности России является обеспечение технической доступности энергии для развивающейся экономики, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей.

Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности, который составляет более 40% от уровня потребления энергии. В абсолютных объемах это 403 млн т у. , а с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах — порядка 420 млн т у. Это выше, чем предусмотренный в Энергетической стратегии России на период до 2030 г. прирост производства первичной энергии в России в 2008-2020 гг. в 244-270 млн. т у. Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № Пр-1802ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г. и распоряжений Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р и от 25 декабря 2008 г. № 1996-р, Минэнерго России разработан проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 г.

В настоящее время проект Программы находится на согласовании федеральными органами исполнительной власти — государственными заказчиками программы. В их числе 15 федеральных органов исполнительной власти, все те, чья деятельность непосредственно влияет на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Основная цель Программы — рациональное использование топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики и субъектах Российской Федерации и снижения энергоемкости ВВП по сравнению с 2007 г.

Основной задачей программы является обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счет:

  • запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики Российской Федерации;
  • реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения.

Наряду с этим, реализация программы должна способствовать сохранению и расширению потенциала экспорта энергоресурсов и доходной части бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке, а также снижение объемов выбросов парниковых газов.

Задача перевода экономики России на энергосберегающий путь развития и снижения энергоемкости ВВП к 2020 г. на 40% к уровню 2007 г. не может быть решена без широкого использования организационно-технического потенциала энергосбережения. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. , и расчетами экспертов, за счет структурных преобразований в экономике прогнозируется снижение энергоемкости ВВП к 2020 г. на 26,5%. Поэтому, для выполнения заданного Президентом Российской Федерации целевого значения снижения энергоемкости ВВП на 40%, Программа составлена из необходимости достижения целевого показателя снижения энергоемкости ВВП за счет организационно-технических мероприятий на 13,5% к 2020 г. , что в сумме с эффектом от структурных преобразований составит необходимые 40%.

Реализация программы предусматривается в два этапа: 2010-2015 гг. и 2016-2020 гг. На первом этапе целевым индикатором успешного выполнения программы является снижение энергоемкости ВВП за счет реализации программных мероприятий на 7,4% и годовая экономия энергоресурсов в 2015 г. в объеме 85 млн т у. На втором этапе соответственно 13,5% и 170-180 млнт у.

энергосбережение и энергоэффективность до 2020г

энергосбережение и энергоэффективность до 2020г

Специфика повышения энергоэффективности в отдельных секторах экономики (организация управления и принятия решений, степень и возможности регулирования, структура и схожесть технических и институциональных решений) предопределила необходимость выделения секторальных направлений по реализации программных мероприятий. В их числе:

  • повышение энергоэффективности в электроэнергетике;
  • повышение энергоэффективности в теплоснабжении и системе коммунальной инфраструктуры;
  • повышение энергоэффективности в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
  • повышение энергоэффективности в организациях федеральной бюджетной сферы;
  • повышение энергоэффективности в жилищном секторе;
  • стимулирование повышения энергоэффективности в субъектах Российской Федерации;
  • расширение использования возобновляемых источников энергии;
  • нормативно-законодательное, ресурсное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности.

В плане реализации программа базируется на типовых мероприятиях, но при этом учитывает специфику отдельных отраслей экономики.

В программе не содержится сведений о конкретных проектах в разрезе субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предприятий и организаций. После утверждения программы Правительством Российской Федерации проекты будут отбираться на конкурсной основе государственными заказчиками программы. В проекте программы по каждому направлению, программному мероприятию, на ближайшие 5 лет рассчитаны объемы экономии энергетических ресурсов по годам, и по ним же — объемы ресурсного обеспечения в виде бюджетных и внебюджетных средств.

энергосбережение и энергоэффективность до 2020г

энергосбережение и энергоэффективность до 2020г

Результаты в части практического энергосбережения и повышения энергоэффективности во многом зависят от деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Общие проблемы реализации политики энергосбережения и повышения энергоэффективности в регионах представлены в табл.

В процессе реализации мероприятий программы предусмотрена организация взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти. Формы этого взаимодействия учитывают:

  • согласование и установление объема средств федерального бюджета и порядка их предоставления субъектам Российской Федерации для достижения установленных программных индикаторов и пороговых показателей;
  • мониторинг исполнения установленных программных индикаторов и пороговых показателей на основании форм официальной статистической отчетности и деятельности в субъектах Российской Федерации уполномоченных представителей государственных заказчиков Программы.

Важно также обеспечить согласование показателей Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности и региональных программ энергосбережения.

энергосбережение и энергоэффективность до 2020г

Проектом федерального закона предусмотрено, что в региональных программах должны быть отражены следующие целевые показатели и их значения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

  • повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;
  • повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
  • сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
  • повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  • увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;
  • увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;
  • сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;
  • увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Эти показатели согласуются с типовыми мероприятиями Государственной программы.

Перевод экономики на энергоэффективный путь развития потребует серьезного ресурсного обеспечения.

Всего, на период до 2020 г. , стоимость программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности (без учета развития ВИЭ) оценивается почти в 10,5 трлн руб. в пересчете на цены соответствующих лет. По источникам финансирования предлагается задействовать около 850 млрд руб. из средств федерального бюджета, около 950 млрд руб. из региональных бюджетов, а остальное — из внебюджетных источников. Предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации составят около 633 млрд руб.

Читайте также:  энергоэффективность нефтегазовой отрасли

При этом ожидается и значительный социально-экономический эффект. При выполнении программы будет обеспечена суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов в 2010-2015 гг. в объеме порядка 2,6 трлн руб. , в 2010-2020 гг. — около 10 трлн руб. (в текущих ценах).

Уважаемые участники конференции!

Завершая свое выступление, хотел бы остановить Ваше внимание на следующем. Близится к завершению разработка и принятие законодательной и нормативной правовой базы энергоэффективности. Подготовлены предложения по формированию целостной системы управления процессом повышения энергетической эффективности российской экономики, обеспечивающей распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Формируется организационная структура управления энергоэффективностью в стране.

В данных условиях крайне необходимы и востребованы практические действия по переводу страны на энергосберегающий путь развития на основе современных технологий, нового энергосберегающего оборудования, инновационных проектов. Уверен, что государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности станет важным инструментом реализации этих действий.

Благодарю за внимание.

Табл. Общие проблемы субъектов Российской Федерации в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности

1Значительный износ основных фондов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной. 2Значительная протяженность сетей, разбросанность поселений и социально значимых объектов. 3Повышенные потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов. 4Несоответствие оснащённости производства современному научно-техническому уровню. 5Низкая платежеспособность потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования муниципальных схем и систем энергоснабжения. 6Отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения. 7Нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии.

09  Информационная служба Минэнерго РФ

Еще по теме Аналитика и общие вопросы энергосбережения

Михайлов, директор Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности, Министерство энергетики РФ

(Доклад на конференции в рамкахEMBIZ2009, 10 ноября 2009 г. , г. Москва; печатается с сокращениями)

Во исполнение поручения Президента РФ от 15 июля 2009 г № Пр-1802ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г. и распоряжений Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р и от 25 декабря 2008 г. № 1996-р, Минэнерго России разработан проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 г

Основная цель программы — рациональное использование топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики и субъектах РФ и снижения энергоемкости ВВП по сравнению с 2007 г Основной задачей программы является обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счет:

■ запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики Российской Федерации;

■ реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения.

Задача перевода экономики России на энергосберегающий путь развития и снижения энергоемкости ВВП к 2020 г на 40% к уровню 2007 г не может быть решена без широкого использования организационно-технического потенциала энергосбережения. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г, и расчетами экспертов, за счет структурных преобразований в экономике прогнозируется снижение энергоемкости ВВП к 2020 г на 26,5%. Поэтому, для выполнения заданного Президентом РФ целевого значения снижения энергоемкости ВВП на 40%, программа составлена из необходимости достижения целевого показателя снижения энергоемкости ВВП за счет организационно-технических мероприятий на 13,5% к 2020 г. , что в сумме с эффектом от структурных преобразований составит необходимые 40%.

Реализация программы предусматривается в два этапа: 2010-2015 гг. и 2016-2020 гг. На первом этапе целевым индикатором успешного выполнения программы является снижение энергоемкости ВВП за счет реализации программных мероприятий на 7,4% и годовая экономия энергоресурсов в 2015 г. в объеме 85 млн т у. На втором этапе соответственно 13,5% и 170180 млн т у.

■ повышение энергоэффективности в электроэнергетике; в теплоснабжении и системе коммунальной инфраструктуры; в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; в организациях федеральной бюджетной сферы; в жилищном секторе;

■ стимулирование повышения энергоэффективности в субъектах РФ;

■ расширение использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ);

■ нормативно-законодательное, ресурсное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности.

В программе не содержится сведений о конкретных проектах в разрезе субъектов РФ, муниципальных образований, предприятий и организаций. После утверждения программы Правительством РФ проекты будут отбираться на конкурсной основе государственными заказчиками программы. В проекте программы по каждому направлению, программному мероприятию, на ближайшие 5 лет рассчитаны объемы экономии энергетических ресурсов по годам, и по ним же — объемы ресурсного обеспечения в виде бюджетных и внебюджетных средств.

Как было отмечено выше, по каждому направлению определены типовые программные мероприятия. Так, типовые основные технические мероприятия на объектах теплоснабжения следующие.

Применение модульных одновальных ПГУ-ТЭЦ мощностью от 40 до 170 МВт и ГТУ- ТЭЦ для последовательного сокращения количества котельных в крупных городах и муниципальных образованиях.

Использование мини-ТЭЦ на базе газотурбинных установок с котлом-утилизатором, газопоршневых и турбодетандерных установок.

Вывод из эксплуатации котельных, выработавших ресурс или имеющих избыточные мощности; модернизация действующих и строительство новых котельных с использованием современных технологий (КПД>85% — твердое топливо, КПД>90% — жидкое топливо, КПД>92%

— природный газ).

Применение тепловых насосов и возобновляемых источников низкопотенциального тепла в системах теплоснабжения и холодоснабжения (тригенерация) в крупных городах и муниципальных образованиях.

Строительство новых и замена действующих тепловых сетей с использованием современного энергоэффективного оборудования.

Использование телекоммуникационных IT-систем централизованного технологического управления системами теплоснабжения, комплексная автоматизация тепловых пунктов с выведением основных параметров на диспетчерские пункты.

Результаты в части практического энергосбережения и повышения энергоэффективности во многом зависят от деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Общие проблемы реализации политики энергосбережения и повышения энергоэффективности в регионах следующие:

■ значительный износ основных фондов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной;

■ значительная протяженность сетей, разбросанность поселений и социально значимых объектов;

■ повышенные потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;

■ несоответствие оснащенности производства современному научно-техническому уровню;

■ низкая платежеспособность потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования муниципальных схем и систем энергоснабжения;

■ отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения;

■ нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии.

■ согласование и установление объема средств федерального бюджета и порядка их предоставления субъектам РФ для достижения установленных программных индикаторов и пороговых показателей;

■ мониторинг исполнения установленных программных индикаторов и пороговых показателей на основании форм официальной статистической отчетности и деятельности в субъектах РФ уполномоченных представителей государственных заказчиков программы.

Проектом закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» предусмотрено, что в региональных программах должны быть отражены следующие основные целевые показатели и их значения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

■ повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;

■ повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;

■ сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;

Читайте также:  класс энергоэффективности телефонного аппарата

■ повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

■ увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, и/или объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и/или ВИЭ;

■ сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;

■ увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Перевод экономики на энергоэффективный путь развития потребует серьезного ресурсного обеспечения. Всего, на период до 2020 г, стоимость программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности (без учета развития ВИЭ) оценивается почти в 10,5 трлн руб. в пересчете на цены соответствующих лет. По источникам финансирования предлагается задействовать около 850 млрд руб. из средств федерального бюджета, около 950 млрд руб. из региональных бюджетов, а остальное — из внебюджетных источников. Предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ составят около 633 млрд руб.

При этом ожидается и значительный социально-экономический эффект (см. таблицу).

Таблица. Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности и показатели ее социально-экономической эффективности.

Этапы реализации программы2010-2015 гг. 2010-2020 гг. Результаты за счет реализации мероприятий и проектов программы по повышению энергоэффективности (без учета ВИЭ
Суммарная экономия первичной энергии, млн т у. 3001000
Экономия природного газа, млрд м3110330
Экономия электроэнергии, млрд кВт ч235640
Экономия тепловой энергии, млн Гкал5001550
Снижение потребности в строительстве новых электростанций, ГВт1425
Суммарное снижение выбросов парниковых газов, млн т экв. С026602200
Суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями, млрд руб. 25609590
Суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов, млрд руб. 256547
Экономический потенциал увеличения доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа за счет их экономии при реализации мер программы, млрд долл. США40130
Экономический потенциал снижения выбросов парниковых газов, млрд долл. США9,331
Результаты за счет реализации мероприятий программы по использованию ВИЭ
Замещение органического топлива за счет производства энергии на основе использования ВИЭ, млн т у. 104,5
Снижение выбросов парниковых газов за счет производства энергии на основе использования ВИЭ, млн т экв. С02185,7

При выполнении программы будет обеспечена суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов в 20102015 гг в объеме порядка 2,6 трлн руб. , в 20102020 гг. — около 10 трлн руб. (в текущих ценах).

Близится к завершению разработка и принятие законодательной и нормативной правовой базы по энергоэффективности. Подготовлены предложения по формированию целостной системы управления процессом повышения энергетической эффективности российской экономики, обеспечивающей распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Формируется организационная структура управления энергоэффективностью в стране.

энергосбережение и энергоэффективность до 2020г

Энергоэффективность и энергосбережение являются важнейшими компонентами стратегии перехода нашей страны к модернизации, инновационному развитию. В России один из самых высоких потенциалов повышения энергоэффективности — более 40% от уровня потребления энергоресурсов в стране, в абсолютных объемах — 420 млн тонн условного топлива. В связи с этим Указом Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 поставлена важнейшая задача снижения энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году. По итогам расширенного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации (от 2 июня 2009 г. ) были даны поручения о подготовке Государственной программы энергосбережения.

В соответствии с Государственным контрактом, ЗАО «АПБЭ» в 2008-2009 по заказу Минэнерго России стало основным исполнителем по разработке Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года (совместно с ООО «ЦЭНЕФ», ГУ «Институт энергетической стратегии» (ИЭС), ФГУ «Российское энергетическое агентство», ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан» (ЦЭТ РТ), Лаборатория «Энергетическая инициатива» (ЛЭНИН), ООО «Центр исследования бюджетных отношений» (ЦИБО) и привлеченными экспертами).

Основная цель Госпрограммы — снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5 %, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 % в 2007 — 2020 годах. Кроме того, Программа должна обеспечить годовую экономию первичной энергии в объеме не менее 100 млн. тонн условного топлива (т. ) (к 2016 году) и 195 млн. к окончанию реализации Программы (конец 2020 года)

Государственная программа была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. №2446-р.

В настоящий момент положения указанной Госпрограммы интегрированы в разрабатываемую Министерством энергетики Государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики», основной целью которой является создание условий для технологического прорыва ТЭК в 2013-2018 годах.

Распоряжением Правительства России N2446-р от 27 декабря 2010 г. утверждена госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 г. Текст Госпрограммы энергосбережения приведен в приложении к статье.

За счет реализации мероприятий госпрограммы энергоемкость ВВП планируется снизить на 13,5%. В совокупности с другими факторами это позволит решить задачу по уменьшению энергоемкости ВВП на 40% в 2007-2020 гг. Под другими факторами имеется в виду снижение энергоемкости за счет естественных факторов нового строительства и технического прогресса, не относящихся к предмету планирования госпрограммы.

Ожидается, что к 2016 г. годовая экономия первичной энергии за счет мероприятий программы составит не менее 100 млн т условного топлива, к концу 2020 г. — не менее 195 млн т.

Суммарная экономия первичной энергии должна составить 1124 млн т условного топлива за весь срок реализации программы /2011-2020 гг/.

Экономия природного газа запланирована в объеме 330 млрд куб м за весь срок реализации программы, экономия электроэнергии — 630 млрд кВт*ч, экономия тепловой энергии — 1550 млн Гкал , экономия нефтепродуктов — 17 млн т.

Организация финансирования Госпрограммы энергосбережения

Общий объем финансирования программы 9 триллионов 532 миллиарда рублей. Из этой суммы запланированы средства:

  • федерального бюджета в размере 70 млрд руб;
  • бюджетов субъектов РФ — 625 млрд руб;
  • прогнозированы средства внебюджетных источников в размере 8 трлн 837 млрд руб.

Таким образом, объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета составляют 0,7 процента общих расходов на реализацию Программы.

К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования мероприятий Программы, относятся:

  • плата по договорам на поставку мощности, инвестиционные составляющиетарифов регулируемых организаций;
  • взносы участников реализации подпрограмм Программы, включаяорганизации различных форм собственности;
  • средства частных инвесторов, привлекаемые в рамкахгосударственно-частного партнерства, в том числе на условиях оплаты из полученной экономии энергетических ресурсов в стоимостном выражении;
  • доходы от продажи единиц сокращения выбросов в рамках проектовсовместного осуществления, целевые отчисления от прибыли организаций,заинтересованных в осуществлении Программы;
  • кредиты, займы кредитных организаций, средства фондов и общественныхорганизаций, иностранных инвесторов, заинтересованных в реализации подпрограмм или отдельных мероприятий Программы;
  • иные внебюджетные источники.

Экономическая эффективность исполнения Госпрограммы энергосбережения

Программой прогнозируется получение экономического эффекта за счет повышения эффективности использования энергоресурсов:

  • суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение энергоресурсов для государственных и муниципальных учреждений — 530 млрд руб;
  • суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на предоставление субсидий на приобретение энергоресурсов для населения — 260 млрд руб.
  • суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов – 9,255 трлн руб;
  • Экономический потенциал увеличения доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа за счет их экономии при реализации мероприятий программы оценивается в размере 2,7 трлн руб за весь срок ее реализации.
  • Поступления дополнительных сборов от уплаты организациями налога на прибыль за счет снижения энергозатрат организаций могут составить 163 млрд руб, а к 2021 г — 346 млрд руб.
Читайте также:  весы энергоэффективность

Если суммировать всю предполагаемую экономию, общая выгода от реализации программы должна составить 13 триллионов 91миллиард рублей.

Прямой вычет затрат из приведенной суммы по всей видимости некорректен. Значительно влияние инфляции, изменений цен и тарифов, доходов населения и т. В тексте программы приведен прогноз показателей коммерческой эффективности чистый в виде дисконтированного дохода от реализации мероприятий Программы в 2011 — 2030 годах составит 724 млрд. рублей, внутренняя норма доходности — 20 процентов.

Организация исполнения Госпрограммы энергосбережения

Реализация Программы будет осуществляться поэтапно:

  • на I этапе (2011 — 2015 годы) предполагается осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики Российской Федерации;
  • на II этапе (2016 — 2020 годы) предполагается обеспечить развитие экономики Российской Федерации по энергоэффективному пути.

Параметры реализации Программы для II этапа должны быть уточнены до 1 января 2015 г. на основе результатов текущего осуществления мероприятий Программы.

С учетом специфики отдельных секторов российской экономики определены следующие подпрограммы, объединяющие группы однотипных мероприятий Программы в виде подпрограмм энергосбережения и повышения энергоэфффективности:

  • в электроэнергетике;
  • в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры;
  • в промышленности;
  • в сельском хозяйстве;
  • на транспорте;
  • в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг;
  • в жилищном фонде.

Кроме того, предусмотрены общесистемные подпрограммы:

  • «Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации»;
  • «Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

В программе предусмотрено описание общих организационных принципов и ответственности за исполнение разделов программы, а так же основные меры государственной поддержки и стимулирования процессов повышения энергоэффективности.

Мониторинг исполнения Госпрограммы

В Программе предусмотрена система целевых индикаторов и показателей, отражающих целевую результативность ее мероприятий в отношении экономики Российской Федерации в целом, а также отдельных ее отраслей. Интегральные (обобщенные) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности определяют задания по суммарной экономии основных энергетических ресурсов в натуральном выражении.

Основная часть целевых показателей для отдельных подпрограмм Программы определяется в форме удельных расходов энергии на единицу производимых видов продукции, работ и услуг или удельных потерь энергии.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности разрабатывают целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в составе соответствующих региональных и муниципальных программ.

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности » в Программе также устанавливаются целевые задания по повышению доли отпуска энергетических ресурсов по приборам учета и доли оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, доли объектов, на которых проведены энергетические обследования, и доли государственных (муниципальных) учреждений, заключивших энергосервисные договоры (контракты).

В Программе также определены характеристики энергетической эффективности энергопотребляющего оборудования, установок и транспортных средств и задания по повышению доли зданий, в которых проводится комплексный капитальный ремонт в рамках реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Для оценки уровня эффективности использования энергии и формирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также мониторинга достижения целевых индикаторов и показателей Программы используется информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе данные по результатам энергетических обследований и данные форм государственного статистического наблюдения.

На сайте ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» представлены основные элементы государственной программы повышения энергоэффективности на период до 2020 г. Разработчик программы — ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике». Заказчик Программы — Министерство энергетики РФ.

В разработке Госпрограммы приняли участие организации:

  • ГУ «Институт энергетической стратегии» (ИЭС)
  • ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан» (ЦЭТ РТ)
  • Лаборатория «Энергетическая инициатива» (ЛЭНИН),
  • ООО «Центр исследования бюджетных отношений» (ЦИБО).

В качестве исходных показателей для программы приняты относительные оценки Международного Энергетического Агентства по уровню энергоемкости экономик в топливно-нефтяном эквиваленте (ТНЭ) на 1000 долларов национального продукта. Соотношение показателей имеет вид:

Среднемировой уровень 0,21

  • Великобритания 0,14
  • Япония, Франция, Германия,Норвегия по 0,16
  • Швеция 0,21
  • США 0,22
  • Китай 0,23
  • Финляндия 0,26
  • Канада 0,28
  • Россия 0,49
  • Казахстан 0,53

В материалах презентации отмечается, что потенциал энергосбережения энергосбережения России превышает 420 млн тут в год и следующим образом сосредоточен по отраслям:

энергосбережение и энергоэффективность до 2020г

Основные задачи Программы

  • обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счёт запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики Российской Федерации, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения;
  • сохранение и расширение потенциала экспорта энергоресурсов и доходной части бюджета за счёт сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке;
  • снижение объёмов выбросов парниковых газов.

Стимулирование энергосбережения

В качестве основы проведения программы предлагается государственно-частное партнерство, базирующееся на стимулировании энергосбережения

  • возмещение части расходов на уплату процентов по кредитам и займам по программам энергосбережения;
  • предоставление налогового инвестиционного кредита на мероприятия повышения энергоэффективности;
  • предоставление госгарантий по кредитам, связанным с проведением мероприятий повышения энергоэффективности;
  • применение ускоренной амортизации на энергоэффективное оборудование;
  • предоставление субсидий субъектам федерации.

Снижение энергоемкости ВВП на 40% планируется достигнуть за счет сочетания двух групп факторов:

  • естественное сокращение энергоемкости за счет внедрения в обиход более технически совершенных устройств и материалов. Ожидается снижение энергопотребления в результате этих процессов 26,5%;
  • мероприятия, поддерживаемые Госпрограммой — снижение энергоемкости ВВП на 13,5%

Мероприятия в ТЭК

В презентации Госпрограммы имеется упоминание о сути планируемых мероприятий в ТЭК:

  • Повышение среднего КПД ТЭС на угле с 34 до 38%;
  • Повышение среднего КПД ТЭС на газе с 38 до 50%;
  • Повышение среднего КПД АЭС с 32 до 34%;
  • Снижение расхода топлива на выработку энергии с 335 до 300 г/ кВт час;
  • Расширение использования ПГУ с КПД 51-57%;
  • Снижение потерь в электрических сетях с 13 до 10%.

Краткий комментарий

Вызывает удивление ориентация программы на экстенсивный путь повышения энергоэффективности и откровенно малая эффективность исполнения самой госпрограммы. Практически львиная доля работ будет заключаться в констатации повышения энергоэффективности в результате естественного технического прогресса. Мероприятия, ориентированные на технологическое перевооружение и внедрение инновационных видов оборудования, планируется сосредоточить в ТЭК. Другие отрасли в презентации не представлены.

Если исходить буквально из представленных материалов, то результативность мероприятий в 1% повышения энергоэффективности ВВП в год будет считаться приемлимым уровнем. Но такой слабый эффект будем мало отличим от случайных отклонений в результате колебаний цен, погоды или изменений спроса на энергию.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий