Энергосбережение в Казахстане. Что нам о нем известно?

Энергосбережение в Казахстане. Что нам о нем известно? Энергоэффективность

Эти два понятия настолько тесно переплетены, что некоторые обыватели попросту их путают или не совсем понимают, что означает тот или термин.

«Энергоэффективность» и «энергосбережение» часто употребляется в мире техники. Допустим, пришли покупать холодильник или сплит-систему, а менеджер, рекламируя качество товара то и дело повторяет,  что «это самый энергоэффективный из энергосберегающих моделей». Как различать понятия «энергоэффективность» и «энергосбережение»?

Энергоэффективность — это получение ожидаемого результата с использованием меньшего количества энергии. Энергосбережение —  потребление меньшего количества энергии. Вроде говорим об одном и том же. Да, энергоэффективность приводит к сбережению энергии, но энергосбережение не может гарантировать эффективность,  не может увеличить производительность и мощность техники для удовлетворения ожидания от покупки – в этом принципиальная разница!

Понятие «энергоэффективность»  можно заменить термином КПД (коэффициент полезного действия),  так как его определяет разница между затраченной энергией и производительностью климатической техники:  чем меньше прибор затратил энергии при производстве необходимого количества холода или тепла, тем он энергоэффективнее и выше его КПД.

Коэффициент энергоэффективности в режиме охлаждения обозначается буквенным значением E.E.R. (Energy Efficiency Ratio), в режиме обогрева — C.O.P. (Coefficient of Performance). При этом энергоэффективность кондиционеров в режиме обогрева будет выше, чем на охлаждение,  что связано с тем, что компрессор во время работы производит тепло, которое передается фреону. Поэтому необходимо иметь в виду, что значение С.О.Р. всегда будет выше E.E.R. И если вас попытаются ввести в заблуждение профессиональными терминами  и высокими показателями C.O.P. и E.E.R., вы можете ответить «СОРри»!

Энергоэффективность климатической, впрочем, как и любой техники, разбита на классы – от «А» до «G», где первое обозначает высший класс, последнее означает – «худший показатель  энергоэффективности».  Кроме того, высший балл может классифицироваться дополнительными «плюсами»: А+, А++, А+++.

Читайте также:  Энергоэффективность

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 25

1. Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие:

1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;

2) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий;

3) иные положения согласно требованиям частей 2 — 4 настоящей статьи.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Если организация с участием государства или муниципального образования, организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, имеют дочерние и зависимые общества, программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций могут включать в себя в качестве подпрограмм программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих дочерних и зависимых обществ. Включение в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации с участием государства или муниципального образования, организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, в качестве подпрограмм программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих дочерних и зависимых обществ не освобождает их от обязанности по утверждению и реализации своих программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в случае, если соответствующие дочерние и зависимые общества являются организациями с участием государства или муниципального образования либо организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

1.2. Требования к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 23.04.2018 N 107-ФЗ)

(часть 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

3. Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должны включать в себя:

1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ (без указания их значений);

2) перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения;

3) показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

4. Требования к указанным в части 3 настоящей статьи программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также могут содержать значения целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и иные показатели.

5. Формирование производственных программ, инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в отношении регулируемых видов деятельности, а также регулирование цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций должно осуществляться с учетом программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности таких организаций.

6. В целях экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности при осуществлении регулируемых видов деятельности (за исключением транспортировки, поставок газа) регулирование цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) преимущественно в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в том числе на основе метода обеспечения доходности инвестированного капитала, в частности с применением метода сравнения. При этом цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул и зависят от исполнения такими организациями показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, которые устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В целях закрепления долгосрочных параметров, учтенных при установлении долгосрочных тарифов, между органом государственной власти, органом местного самоуправления, осуществляющими функции в области регулирования цен (тарифов), и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности, заключается соглашение, определяющее права и обязанности сторон. Установление долгосрочных тарифов и динамики их изменений может осуществляться с учетом неравномерности темпов изменения отдельных показателей, оказывающих влияние на размер необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, при условии достижения такой организацией совокупного размера необходимой валовой выручки за весь период, на который установлены долгосрочные тарифы.

7. Расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

8. При переходе на расчеты за энергетические ресурсы на основании данных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, в подлежащую учету при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче соответствующих энергетических ресурсов необходимую валовую выручку организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, могут включаться затраты таких организаций на реализацию действий по сокращению потерь энергетических ресурсов, возникающих при их передаче, на период не более чем пять лет при условии обеспечения экономического эффекта для потребителей от такого сокращения в виде уменьшения стоимости используемых энергетических ресурсов в сопоставимых условиях. При осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должно предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (за исключением услуг по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков), не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. При этом указанная экономия должна быть сохранена за организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и не может быть исключена из необходимой валовой выручки таких организаций на период не менее чем пять лет, а для организаций, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии, и гарантирующих поставщиков, — на десять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, в том числе путем установления объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения. По истечении указанного срока цены (тарифы) на соответствующие товары, услуги должны устанавливаться с учетом полученной такими организациями экономии от проведения этих мероприятий и обеспечивать эффект для потребителей от указанной экономии, в том числе путем снижения объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, подлежащего учету при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов. Порядок, методы и принципы установления цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, с учетом положений настоящей части устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 522-ФЗ)

9. При установлении цен (тарифов) на энергетические ресурсы, цены (тарифы) на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат государственному регулированию, потребителям должна быть обеспечена возможность выбора цен (тарифов), которые дифференцированы по времени суток (установленным периодам времени). Также может применяться дифференциация указанных цен (тарифов) по иным критериям, отражающим степень использования энергетических ресурсов. Порядок такой дифференциации цен (тарифов) на энергетические ресурсы устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Энергосбережение и повышение энергоэффективности зданий

Согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ энергетическая эффективность (энергоэффективность) – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта.Основная цель мер по повышению энергоэффективности зданий – эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов.Здания, строения, сооружения, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).Эти требования включают в себя:

Обязательно должны быть определены требования, которым должно соответствовать здание в процессе эксплуатации. Здесь должны быть указаны лица, которые обеспечивают выполнение таких требований, а также сроки их выполнения.Каждые пять лет требования энергетической эффективности пересматриваются (п. 3-4 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).Собственники помещений в МКД обязаны обеспечивать соответствие зданий установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям к оснащенности дома приборами учёта.В перечень обязательных мероприятий по содержанию общего имущества в МКД входят такие мероприятия, которые утверждаются властями субъектов РФ.Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на их проведение. Чтобы снизить такие расходы, которые могут быть весьма существенными, собственники вправе требовать от того, кто несёт ответственность за содержание МКД, сделать всё, чтобы снизить объём используемых в МКД ресурсов и заключить энергосервисный договор (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).

Минимум один раз в год организации, которые снабжают МКД энергетическими ресурсами, должны предлагать перечень энергосберегающих мероприятий, которые повысят энергоэффективность.Такие перечни должны быть доведены до сведения собственников, например, путём размещения информации в подъездах домов или другим способом.Для создания собственного перечня мероприятий по повышению энергетической эффективности МКД можно пользоваться примерной формой, утверждённой приказом Минстроя РФ от 15.02.2017 № 98/пр.Все мероприятия, перечисленные в таком перечне, не обязательны для исполнителя, организация может выбрать несколько мероприятий.

В перечне нужно указать источник финансирования:

Затем следует перечислить исполнителей для каждого мероприятия из перечня.

Форма перечня энергоэффективных мероприятий

В приказе № 98/пр от 15.05.2016 Минстрой РФ утвердил примерную форму перечня мероприятий, которые помогут управляющим организациям поддерживать и даже повысить класс энергетической эффективности дома.Минстрой РФ рекомендует управляющим организациям регулярно следить за работоспособностью:

Чтобы сделать более рациональным использование тепловой энергии в МКД, можно выполнить следующие работы в системе отопления и горячего водоснабжения:

Для экономии электроэнергии Минстрой РФ предлагает проводить мероприятия в области электроснабжения и освещения. К ним относятся:

Энергоэффективность здания зависит от объёма утечки тепла через двери и оконные проёмы. Чтобы его снизить, следует:

Дополнительные мероприятия по повышению энергоэффективности

Для улучшения качества системы отопления и горячего водоснабжения Минстрой РФ советует по возможности установить индивидуальный тепловой пункт – пластинчатый теплообменник отопления и оборудование для автоматического регулирования расхода, температуры и давления в системе отопления.Кроме того, вместо старых трубопроводов можно поставить современные предизолированные и заменить арматуру. На энергоэффективность здания влияет теплоизоляция внутридомовых инженерных сетей теплоснабжения и ГВС в подвале и на чердаке. Поэтому можно заменить там теплоизоляционные материалы – установить современные в виде скорлуп и цилиндров.Таким же образом можно улучшить теплоизоляцию внутридомовых трубопроводов системы отопления и внутридомовых трубопроводов системы ГВС.Чтобы создать комфортную температуру в помещениях, следует поставить терморегуляторы и запорные вентили на радиаторах.Для рециркуляции воды в системе ГВС, что поможет экономить тепловую энергию, подойдёт циркуляционный насос, автоматика, ремонт трубопроводов.Управляющим организациям необходимо тщательнее следить за состоянием трубопроводов – при возможности установить современные пластиковые трубопроводы и арматуру. Это потребует немалого денежного вложения, но одновременно:

Электроэнергия

Чтобы сэкономить потребление электричества в местах общего пользования, рекомендуется установить датчики освещённости и движения, которые реагируют на движение или звук.

Для точного регулирования параметров в системе отопления, ГВС и ХВС и экономии электричества, можно установить частотно-регулируемые приводы и заменить электродвигатели на энергоэффективные – трёхскоростные или с переменной скоростью вращения.

Частотно-регулируемые приводы следует установить и в лифтовом хозяйстве.

Дверные, оконные и ограждающие конструкции

Чтобы снизить потери энергии через окна и научиться рационально расходовать тепловую энергию, можно провести следующие дополнительные мероприятия для дверных и оконных конструкций:

Для повышения энергоэффективности ограждающих конструкций Минстрой РФ также рекомендует систематически проводить определённые мероприятия, которые помогут уменьшить охлаждение или промерзание потолка технического подвала, научат правильно использовать тепловую энергию и увеличат срок службы конструкций.

Повысить теплозащиту пола и стен подвала до действующих нормативов помогут тепло-, водо- и пароизоляционные материалы. С их же помощью можно утеплить пол чердака, наружные стены и крышу до действующих нормативов и выше.

Чтобы уменьшить возможность образования сквозняков, протечек и грибка, Минстрой РФ рекомендует заделать межпанельные и компенсационные швы.

Установка современных стеклопакетов и пластиковых и алюминиевых конструкций существенно повысит теплозащиту оконных и балконных дверных блоков и теплотехническую однородность балконов и лоджий.

Устранить утечки тепла через систему вентиляции помогут воздушные заслонки с регулированием проходного сечения.

Лицо, ответственное за содержание МКД, также должно не реже одного раза в год доводить до сведения собственников информацию об энергосберегающих мероприятиях, которые можно провести в доме. При этом обязательно нужно указать, какие расходы потребуются, как будет оптимизировано потребление ресурсов и когда мероприятия окупятся (п. 7 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).

В отопительный сезон необходимо регулировать расход тепловой энергии, если есть такая возможность. При этом должны соблюдаться нормы теплового и гидравлического режима, требования к качеству коммунальных услуг. это делается в целях оптимизации расходов собственников помещений в МКД на тепловую энергию. Обо всех проведённых мероприятиях и о тех, которые по техническим причинам провести не удалось, жителей необходимо проинформировать.

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

1. Государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях:

1) суммарного объема потребляемых им дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;

2) объема потребляемой им воды в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

2. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют составление проектов бюджетов в целях планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составление бюджетной сметы казенного учреждения, а также определение размера субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением на основании данных:

1) о суммарном объеме потребляемых казенными, бюджетными, автономными учреждениями энергетических ресурсов, предусмотренных пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с учетом требований о снижении их потребления в сопоставимых условиях в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи. При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема потребляемых им энергетических ресурсов сверх установленного в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи объема;

2) об объеме воды, потребляемой казенными, бюджетными, автономными учреждениями, с учетом требований о его снижении в сопоставимых условиях в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи. При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема потребляемой им воды сверх установленного в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи объема.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

2.1. При выполнении государственным (муниципальным) учреждением требований части 1 настоящей статьи и при условии привлечения таким учреждением внебюджетных источников финансирования в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе с использованием энергосервисного договора (контракта), в отношении такого учреждения главным распорядителем бюджетных средств планирование бюджетных ассигнований осуществляется без учета требований о снижении потребления энергетических ресурсов и воды в сопоставимых условиях в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи. При планировании указанных бюджетных ассигнований не учитывается сокращение расходов государственного (муниципального) учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема потребляемых им энергетических ресурсов и воды за счет привлечения внебюджетных источников финансирования в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе с использованием энергосервисного договора (контракта), в течение срока действия соглашений, договоров (контрактов) по реализации таких проектов и мероприятий.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

2.2. Главные распорядители бюджетных средств, являющиеся органами государственной власти, органами местного самоуправления, обязаны представлять ежеквартально информацию об объеме снижения потребляемых энергетических ресурсов и воды находящимися в их ведении государственными (муниципальными) учреждениями, а также о сопоставимых условиях, влияющих на определение объема снижения потребляемых такими учреждениями энергетических ресурсов и воды, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

3. Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного снижения потребления казенным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи энергетических ресурсов и воды по сравнению со снижением, учтенным при планировании бюджетных ассигнований, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций этого учреждения, включая увеличение годового фонда оплаты труда (без учета такого увеличения при индексации фондов оплаты труда).

(часть 3 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

4. Порядок определения объема снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях для целей применения положений частей 1 и 2 настоящей статьи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. В целях содействия проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственном (муниципальном) учреждении, если расходы на покупку энергетических ресурсов для него составляют более чем десять миллионов рублей в год, должно быть назначено из числа работников государственного (муниципального) учреждения лицо, ответственное за проведение таких мероприятий.

В настоящее время многие отрасли экономики Казахстана, включая промышленность, строительный сектор и ЖКХ, в плане энергоемкости во многом неэффективны; государством проводится большая работа по решению данной проблемы. Однако успешного повышения энергоэффективности невозможно добиться без применения набора стандартных технологий и инструментов, которые можно сгруппировать по принципу воздействия. Привлечение стратегических инвесторов в сферу энергосбережения через международный механизм сотрудничества — задача, вытекающая из 100 шагов, обозначенных Президентом Казахстана в целях развития отечественного рынка энергосервисных услуг. Подчеркнуто, что модернизация ЖКХ, осуществляемая в рамках Программы «Нұрлы жол», остается важным аспектом государственной политики, на основе которой жилищно-коммунальная сфера становится одним из драйверов экономического роста. За годы индустриализации одновременно проводилась огромная работа по развитию инфраструктуры; создана надёжная энергетическая система; сформирована нормативно-правовая база в сфере энергосбережения. Ожидаемым результатом  до 2020 г. явится снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Республики Казахстан за счёт эффективного использования энергетических ресурсов. Политика энергои ресурсосбережения позволит осуществить переход к «зелёному» развитию и повысить конкурентоспособность национальной экономики.

Эффективность реализации программы энергоснабжения за годы индустриализации в Казахстане

Как отметил Президент РК, за годы индустриализации одновременно проводилась огромная работа по развитию инфраструктуры. Создана надёжная энергетическая система. Была сформирована нормативно-правовая база в сфере энергосбережения. Ключевым актом в сфере энергоэкономии стал Закон от 13 января 2012 г. № 541IV ЗРК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», разработанный в сотрудничестве государственного сектора, бизнеса и научного сообщества, который:

На новом этапе развития РК поставлена задача по снижению энергоёмкости страны до 2020 г. — на 25 % и до 2050 г. — на 50 %. Ожидаемым результатом этого явится снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Республики Казахстан за счёт эффективного использования энергетических ресурсов. Повышение энергоэффективности благоприятно отразится на экологическом состоянии, так  как  уменьшение  потребления  топлива  позволит  сократить  выбросы.  Политика  энерго-  и ресурсосбережения будет способствовать осуществлению перехода к «зелёному» развитию, снижению себестоимости производства и повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Анализ мирового опыта передовых стран по реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Для Казахстана, взявшего курс на снижение энергоемкости экономики за счёт внедрения энергосберегающих технологий, определённый интерес  представляет  изучение  международного  опыта  по реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Безусловно, в развитых странах ОЭСР потребление электроэнергии растёт. Однако это происходит не из-за высокого энергопотребления производств, а за счет эффективной работы в сфере энергосбережения.

Таким образом, сегодня имеет смысл присмотреться и к опыту зарубежных стран, которые имеют свои традиции энергоэкономии. Совершенно не исключено, что мероприятия и инструменты, успешно зарекомендовавшие себя в других странах, применимы и в казахстанских реалиях.

Пути реализации потенциала энергосбережения и мероприятий по энергоэффективности в Казахстане

Следует иметь в виду, что проекты модернизации жилищного фонда реализуются в рамках Программы развития регионов до 2020 г., коммунальной инфраструктуры — в рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол». Предполагается, что ускоренная модернизация   ЖКХ    позволит    сделать    коммунальный    сектор    более    функциональным,    устойчивым и привлекательным для инвесторов, предусматривающих частные капиталовложения в эту сферу.

Помимо высокого уровня нормативных затрат, на предприятиях имеют место и сверхнормативные потери, которые не способствуют рентабельности производства и повышению инвестиционной привлекательности коммунальной сферы в целом. Таким образом, качество и доступность услуг субъектов естественных монополий, связанные с их технологической модернизацией и повышением инвестиционной привлекательности, являются важнейшими факторами реформирования ЖКХ.

В целях проведения ускоренной модернизации систем теплои водоснабжения, а также водоотведения программой «Нұрлы жол» предусмотрены такие меры, как бюджетное кредитование, субсидирование строительства и реконструкции коммунальных систем. В отличие от предыдущих форм стимулирования предлагаемый механизм ускоренной модернизации коммунальной инфраструктуры ориентирован на масштабное привлечение заемных средств негосударственных финансовых организаций и международных финансовых институтов. Кроме того, он скоординирован с новой тарифной политикой в сфере ЖКХ.

В сложившихся условиях текущий и капитальный ремонт жилых зданий должен включать в себя элементы термомодернизации — улучшение теплотехнических характеристик ограждающих конструкций и зданий за счет утепления полов, стен и кровли домостроений. В комплексе этих работ в ремонтируемых объектах следует ввести установку автоматизированных систем учёта и регулирования теплопотребления. В результате проведения этих мер уровень экономии теплопотребления должен повыситься в целом от 10 до 30 %.

В целях стимулирования данного процесса в Казахстане предполагается создание фонда энергоэффективности, который призван служить  инструментом  поддержки  энергосервисных  компаний  по предоставлению им кредитов и займов на льготный основе. В настоящее время уже ведётся работа со Всемирным  банком  и  Программой  развития  ООН  по  созданию   фонда  энергоэффективности  в нашей стране. Наряду с этим планируется также разработать концепцию фонда, с целью финансирования проектов казахстанской Карты энергоэффективности.

Особо хотелось бы отметить, что применение рыночных механизмов привлечения инвестиций для модернизации технологий, производственных процессов и зданий может стать новой возможностью для казахстанской экономики в текущих кризисных явлениях и существенно повысить её эффективность. В перспективе идея энергосбережения, которая должна объединить отечественных промышленников, предпринимателей, коммунальщиков и бюджетников, — безусловно, безальтернативный путь повышения конкурентоспособности промышленности и экономики Казахстана.

Экономическая целесообразность широкомасштабного применения теплонасосных технологий в Казахстане

На сегодняшний день во многих странах мира признаны как эффективный инструмент энергосбережения и активно используются тепловые насосы (ТН). В США, Японии, КНР, Германии, Швеции в общей  сложности ежегодно  выпускается около 3  млн этих  машин,  тогда  как в Казахстане  их применение находится на уровне 70-80-х годов ХХ в.

Между тем по данным Мирового энергетического агентства (МЭА) к 2020 г. за счёт применения геотермальных теплонасосных технологий в наиболее развитых странах будет обеспечиваться около 75 % отопления. К этому рубежу подошли уже Швеция (более 70 %), близки США, Япония, КНР (около 40-50 % и выше). У нас же этот показатель составляет примерно 0,01 %.

Как и в других странах СНГ, в Казахстане внедрение тепловых насосов не получило достаточно широкого распространения по целому ряду причин: относительно низкая стоимость органического топлива до середины 90-х годов ХХ в., ориентация на централизованное теплоснабжение, отсутствие необходимого оборудования и квалифицированных специалистов. Ведь в настоящее время в нашей стране   заводы   по   производству  ТН  в промышленном  масштабе   практически   отсутствуют, как и сервисные центры по их обслуживанию. По оценкам специалистов, на данный момент в промышленном секторе, на объектах бюджетной сферы, малого и среднего бизнеса у нас работает всего порядка 450-500 теплонасосов.

Между тем в Казахстане большая потребность во внедрении данных технологий имеется на объектах бюджетной сферы, в ЖКХ, в административных зданиях и сооружениях, где затраты на теплоснабжение соизмеримы со стоимостью ТН.

Также одним из перспективных направлений эффективного использования ТН является направление, связанное с утилизацией низкотемпературных тепловых отходов технологических процессов промышленных предприятий с целью снижения вредных выбросов в окружающую среду и одновременным получением теплоты более высоких параметров.

Важнейшей предпосылкой для применения ТН являются огромные выбросы низкопотенциальной теплоты, прежде всего системой охлаждения технической воды на тепловых электростанциях, увеличивающиеся в период снижения тепловой нагрузки в неотопительный период.

В Казахстане действуют 37 ТЭЦ, несколько крупных ГРЭС, на которых в существующих системах оборотного водоснабжения сбрасывают с охлаждающей водой 45-55 % энергии топлива. Также промышленные предприятия (металлургия, нефтехимия, машиностроение и др.) потребляют в градирнях огромное количество воды (десятки тысяч кубометров в час) для охлаждения машин и рабочих тел в различных технологических процессах.

Возникает   естественный    вопрос:    а    почему    столь    эффективные    энергосберегающие    и экологически чистые технологии не находят широкого применения в нашей стране? Одной из основных причин слабого применения ТН в Казахстане, по мнению ведущих специалистов, является практически отсутствие в основных программных документах по энергосбережению, применению ВИЭ заключений и выводов о необходимости применения теплонасосных технологий в нашей стране. Для широкого их развития необходима разработка целевой Государственной программы внедрения ТН в Казахстане наряду с другими видами НВИЭ (энергия солнца, ветра, биоэнергетика и др.) с обязательным указанием объемов и источников финансирования и сроков реализации проектов.

В дальнейшем нужно обязать крупные промышленные компании, предприятия МСБ, ЖКХ, акиматы включить проекты с ТН в соответствующие программы энергосбережения, где следует учесть  не только меры государственной поддержки внедрения ТН на объектах бюджетной сферы, но и вопросы организации промышленного производства ТН. Также на законодательном уровне должны быть приняты меры стимулирования применения ТН через налоговые механизмы, как, например, уже принято в Казахстане для установок других видов ВИЭ (солнечная и ветровая, биоэнергетика). Следует предусмотреть и решение проблемы подготовки квалифицированных кадров на базе региональных специализированных центров и ведущих университетов страны. Целесообразность решения этого вопроса подтверждается тем, что в последние годы в Казахстане наблюдается некоторый рост числа небольших компаний, которые, не обладая достаточными знаниями и опытом применения ТН, начинают завозить их из зарубежья и устанавливать на объектах малого бизнеса, но не могут обеспечить грамотное обслуживание этих машин. Это вызывает недоверие к возможностям данного вида отопительного оборудования.

Разные природные и искусственные ресурсы дают разные виды энергии. Эти энергии полезны людям для проведения нескольких экспериментов, и они имеют широкое применение.

Эти ресурсы бывают природными или искусственными, обильными или дефицитными, вредными или безвредными, возобновляемыми или невозобновляемыми. Различные проекты и концепции реализуются, чтобы не тратить эту энергию впустую.

Два из них: 1. Энергосбережение и 2. Энергоэффективность.

Основные выводы

Энергосбережение относится к сокращению количества используемой энергии за счет устранения отходов и ненужного потребления. Энергоэффективность относится к более эффективному использованию энергии за счет максимизации выхода энергии при заданных затратах и ​​достигается за счет улучшенной изоляции и лучшего проектирования здания.

Энергосбережение в Казахстане. Что нам о нем известно?

Хотите сохранить эту статью на потом? Нажмите на сердечко в правом нижнем углу, чтобы сохранить в свой собственный блок статей!

Процесс, который включает в себя экономию энергии, которая используется для выполнения определенной задачи, известен как энергосбережение.

В этом процессе гарантируется, что энергия используется меньше или консервативно для завершения определенного проекта или работы. В этом процессе снижается потребление энергии.

Процесс эффективного использования энергии без ее уменьшения известен как энергоэффективность.

В этом процессе используется технология, использующая минимальную или эффективную энергию, вместо выполнения аналогичной задачи с меньшими затратами энергии. Основное внимание уделяется эффективному использованию энергии.

Сравнительная таблица

Процесс экономичного использования имеющихся энергетических ресурсов известен как энергосбережение. В этом процессе доступный материал используется меньше для экономии энергии.

Можно добиться нескольких преимуществ, таких как экономия денег, экологический баланс и т. Д., За счет энергосбережения.

Для экономии энергии можно принять несколько мер. Используя этот метод, можно спасти будущие энергетические ресурсы от исчезновения или уничтожения.

Этот метод можно реализовать, модернизируя используемый материал, который требует энергии, поддерживая баланс и не тратя энергию впустую, используя технологические достижения и т. Д.

В энергетической иерархии энергосбережение является высшим методом энергосбережения. Затраты на необходимую энергию, которая может быть использована в будущем, также снижаются благодаря энергосбережению.

Ежегодно 14 декабря в мире отмечается День энергосбережения. Этот день отмечается с 1991 года.

Закон сохранения энергии гласит, что энергия не может быть ни создана, ни уничтожена, а может только изменять свою форму.

Когда энергия меняет свою форму во время выполнения определенной задачи, например, когда машины находятся в движении для выполнения определенной задачи, они требуют энергии, а иногда это приводит к растрате энергии.

С помощью энергосбережения можно избежать потерь энергии.

Что такое энергоэффективность?

Энергообеспечение — это процесс, при котором вместо того, чтобы сокращать потребление энергии, приборы, которые потребляют энергию, заменяются приборами, которые потребляют меньше энергии.

Концепция энергоэффективности дает людям много преимуществ. Вместо частого использования возобновляемых источников энергии можно также использовать невозобновляемые источники энергии за счет повышения энергоэффективности.

Многие считают энергоэффективность одним из самых дешевых вариантов энергосбережения. В этом методе не нужно сокращать использование определенного прибора, поскольку сам прибор потребляет меньше энергии.

Используя этот метод, можно снизить спрос на импорт энергии. Помимо этого, выбросы парниковых газов также сокращаются.

Когда материалы, потребляющие больше энергии, заменяются материалами, потребляющими меньше энергии, даже на бытовом уровне, можно получить много экономических выгод.

Экономика состоит из разных секторов, которые используют энергию для разных задач. Транспорт, промышленные процессы, административные здания и т. д. также могут экономить энергию за счет использования приборов, которые потребляют меньше энергии.

Можно предпринять небольшие шаги для повышения эффективности использования энергии. Если определенное домашнее хозяйство использует Луковицы которые потребляют больше энергии, то их можно заменить светодиодными светильниками, которые потребляют меньше энергии.

Для преодоления определенного расстояния некоторые энергоэффективные автомобили расходуют меньше топлива. Использование электромобилей также является одним из полезных энергоэффективных вариантов.

Основные различия между энергосбережением и энергоэффективностью

Энергосбережение в Казахстане. Что нам о нем известно?

Пиюш Ядав последние 25 лет работал физиком в местном сообществе. Он физик, увлеченный тем, чтобы сделать науку более доступной для наших читателей. Он имеет степень бакалавра естественных наук и диплом о высшем образовании в области наук об окружающей среде. Подробнее о нем можно прочитать на его био страница.

Энергосбережение в Казахстане. Что нам о нем известно?

Бекибаева Д.М. — студент КарГТУ (гр. Э-14-2) Научн. рук.-к.э.н., проф. Ким Ю.М.

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Список использованой литературы: 1.Закон РК Об энергосбережении и повышении энергоэфективности Школьник В. Перспективы энергетики в свете мировых тенденций энергетического развития. Kazenergy №8-9 (11), 2007 г. 2. Техническая спецификация на разработку дорожной карты (Мастерплан) развития альтернативной энергетики в Республике Казахстан на 2012-2030 гг. 3. http//www.kea.kz/readSeminar.php?did=236 4.«Энергосбережение, энергоэффективность и энергоменеджмент в Казахстане» Антонов О.Б.

Оцените статью
GISEE.ru - Официальный сайт
Добавить комментарий