Пермский край относится к региону 1В с суровыми климатическими условиями, в соответствие с СП 131. 13330. 2012 «Строительная климатология». Это значит, что при строительстве дома важно качественно выполнить гидро и теплоизоляцию, чтобы обеспечить комфортную температуру внутри дома в любое время года (и зимой, и летом, и в межсезонье). Послойная конструкция дома с правильно подобранным и смонтированным утеплителем позволяет исключить «мостики и пояса холода», обеспечив эффективное сохранение тепла и Вашего семейного бюджета. Это снижает Ваши расходы на энергопотребление до 26% в течение отопительного сезона.
Для этого мы обязательно используем целый комплекс мер по теплоизоляции конструкции дома:
- Энергоэффективная послойная конструкция наружных стен дома: газобетон + утеплитель базальтовая плита 50 мм + вентзазор 40 мм + облицовочный материал.
- «Тепловой аккумулятор» в конструкции внутренних стен дома: внутренние стены и перегородки выполнены из полнотелого кирпича, который аккумулирует в себе тепло и влагу и отдает в пространство, дом равномерно прогревается, медленнее остывает, в случае прекращения подачи отопления и балансирует микроклимат в доме.
- Исключение «мостиков холода» — возможных мест промерзания конструкции дома. Обязательному утеплению экструдированным пенополистеролом подлежат железобетонные перемычки над дверными и оконными проемами, торцы ж/б плит перекрытия, межэтажных армпоясов. Железобетон и газобетон обладают разной теплопроводностью. Утепление позволяет обеспечить равномерное сопротивление теплопередаче по всей площади наружных стен дома.
- Энергоэффективные окна. Правильное расположение дома по сторонам света позволяет достичь оптимальной инсоляции, использованию в т. ч. солнечной энергии для поддержания тепла в доме. Панорамные окна «в пол» подогреваются дополнительными, встроенными в пол конвекторами. Для остекления предлагаются энергоэффективные стеклопакеты (3-5 камер) с энергосберегающим покрытием.
- «Теплый» фундамент дома. Фундамент надежно гидроизолируется. Лента фундамента и кирпичный цоколь утепляется с помощью ЭППС.
- Экономичная система отопления и вентиляции. 80% энергоэффективности дома решается за счет его продуманной конструкции. В остальном применяется комбинированная система отопления: система водяного теплого пола на первом этаже и частично – на втором, система конвекторов, вентиляция с рекуперацией тепла. Котельные выполняется под любой тип отопления.
- Теплоизолирующая послойная консрукция кровли: пароизоляционное покрытие+ слой герметичной теплоизоляции (утеплитель – базальтовая вата) +супердиффузионная мембрана + вентзазор + герметичное кровельное покрытие. Шаг стропильной системы унифицирован под размер теплоизолирующих матов.
Теплоизоляция позволяет существенно экономить на последующем кондиционировании воздуха. Дом «дышит» не остужается зимой и не перегревается летом. Правильно выполненное утепление позволяет исключить образование грибка и плесени на стенах (причину серьезных респираторных заболеваний). Выводя «точку росы» в утеплитель, мы исключаем саму возможность образования в пористых блоках газобетона конденсата. Дом строят один раз и надолго. Надежно защищенные от внешних воздействий стены служат дольше, сохраняя свои прочностные характеристики.
- Поделится статьей
- Декларации и энергопаспорта
- Подсистема управления энергосбережением и энергетической эффективностью
- Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности
- Планы по модернизации ГИС Энергоэффективность
- Какой может стать ГИС Энергоэффективность
- Состав региональной (муниципальной) программы энергосбережения
- Изменения в перечне мероприятий
- Целевые показатели
- Обновление информации по ГИС «Энергоэффективность»!
- Что делать бюджетнику? Как подать энергодекларацию за 2019 год?
Поделится статьей
Федеральные органы исполнительной власти все больше задумываются о переустройстве и модернизации государственных информационных систем, за которые отвечают – без качественных данных невозможно принимать обоснованные решения и реализовывать свои функции. Так и Минэкономразвития России, приняв ГИС «Энергоэффективность», планирует сделать ее действенным инструментом в реализации госполитики энергоэффективности. Наш эксперт помогает сформулировать подходы к модернизации ГИС «Энергоэффективность» с тем, чтобы она стала удобной и эффективной для всех сторон.
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем,
Разбираясь ранее с вариантами подачи энергодеклараций в 2020 году и новыми требованиями к бюджетным организациям по снижению потребления ТЭР, мы уже касались вопросов функционирования ГИС «Энергоэффективность» и работы в ней на местах.
Давайте посмотрим на существующую структуру ГИС «Энергоэффективность» и проанализируем перспективные потребности в соответствии с планами уполномоченного ФОИВ – чего ждать регионам, муниципалитетам и бюджетным учреждениям, и какой функционал был бы удобен и полезен им.
Сам портал не обслуживается и не обновляется уже какое-то время: последние новости законодательства – январь 2019, библиотека энергосберегающих решений – бессистемный список. В рамках перехода полномочий по госполитике энергоэффективности от Минэнерго к Минэкономразвития России функции оператора ГИС «Энергоэффективность» также перешли к Минэкономразвития. К сожалению, переходный период затянулся.
В настоящее время в ГИС «Энергоэффективность» доступны следующие подсистемы:
- направление копий энергетических паспортов в Министерство энергетики Российской Федерации – passport.gisee.ru;
- подсистема управления энергосбережением и энергетической эффективностью – ps-ues.gisee.ru;
- модуль «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» – dper.gisee.ru.
Декларации и энергопаспорта
Здесь давно все обкатано. Декларации нужны, принимаются пока по старой форме, но Минэкономразвития собирается изменить и форму декларации, и соответствующий модуль ГИС ЭЭ.
Андрей Богатенков. Контракт на модернизацию ГИС Энергоэффективность расторгнут, декларационная кампания вызывает вопросы
Что касается энергопаспортов, после отмены обязательных энергоаудитов их поток стал значительном меньше. Функции координации и контроля деятельности СРО в области энергетических обследований, а с ними и сбор и анализ данных паспортов и отчетов, также перешли от Минэнерго к Минэкономразвития России. Были еще предложения в рамках «регуляторной гильотины» отменить обязательность членства энергоаудиторских компаний в СРО, а в таком случае придется заново выстраивать механизм сбора энергопаспортов и отчетов об энергетических обследованиях. Но эти предложения пока остались предложениями.
Подсистема управления энергосбережением и энергетической эффективностью
Это атавизм, сохранившийся со времен постановления Правительства РФ от 25. 2011 №20 «Об утверждении правил представления федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Постановление морально устарело, и модуль не несет в новых условиях функциональной нагрузки.
Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности
Согласно ст. 23 федерального закона №261-ФЗ, информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке должна включать в себя сведения:
- о региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и о ходе их реализации;
- об объеме снижения потребляемых государственными, муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и воды и о сопоставимых условиях, к которым эти данные необходимо приводить;
- об объеме использования энергетических ресурсов и об энергосбережении в разрезе отраслей экономики, ЖКХ, жилищных фондов, регионов и муниципальных образований;
- об оснащенности приборами учета в разрезе государственного, муниципального, частного жилищных фондов, регионов и муниципальных образований, организаций с участием государства или муниципального образования;
- полученные в ходе обработки, систематизации и анализа информации, из энергопаспортов, отчетов по результатам энергетического обследования, энергодеклараций, информации из реестра СРО в области энергетического обследования;
- о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе для обеспечения государственных или муниципальных нужд, об объеме планируемой в них экономии;
- о продукции и технологических процессах с высокой энергетической эффективностью, о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению, о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- о федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- иные установленные Правительством Российской Федерации сведения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Кое-что можно почерпнуть из постановления Правительства РФ от 01. 2010 № 391 (ред. от 25. 2019) «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования» (вместе с “Правилами создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования”).
Согласно п. 4 Правил, создание, эксплуатация, развитие государственной информационной системы и обеспечение условий для ее функционирования осуществляются Министерством экономического развития Российской Федерации, являющимся оператором государственной информационной системы. По решению Министерства экономического развития Российской Федерации деятельность по эксплуатации, развитию, в том числе по обработке информации, содержащейся в государственной информационной системе, осуществляется с привлечением подведомственных Министерству учреждений (на практике – Всероссийская академия внешней торговли).
Согласно п. 5 Правил, информация, содержащаяся в государственной информационной системе, включает в себя сведения, установленные 261-ФЗ, а также:
а) данные о ходе и результатах проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
б) средние показатели энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта;
в) количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
г) данные о ходе выполнения требований о наличии в технической документации, прилагаемой к товарам, в маркировке товаров и на их этикетках информации о классах энергетической эффективности товаров;
д) показатели энергоемкости экономики Российской Федерации, в том числе ее отраслей;
е) данные о потенциале снижения показателей энергоемкости экономики Российской Федерации, в том числе ее отраслей;
ж) данные о наилучших мировых и российских достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
з) установленные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций;
и) перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, при использовании которых расходуются энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Планы по модернизации ГИС Энергоэффективность
Вспомним проекты нормативно-правовых актов, которые должны быть разработаны Минэкономразвития:
- методические рекомендации по расчету потенциала снижения суммарного объема потребляемых ресурсов;
- методика расчета значений целевых показателей;
- приказ по изменению энергетической декларации и порядку ее подготовки и сдачи;
Больше никакие нормативные требования, за исключением технических, не должны повлиять на структуру и функционал ГИС «Энергоэффективность», именно с учетом названных выше положений и должна состояться модернизация ГИС «Энергоэффективность» до версии 2. 0, чтобы «оживить» и сделать работоспособной систему.
Однако не все так просто. Сделав верхнеуровневую систему, каковой и должна являться ГИС, ФОИВ должен получить инструмент для мониторинга и исполнения установленных целевых показателей в целом по территории РФ, что означает наличие сквозного учета с уровня каждого отдельного объекта.
Пообъектные данные присутствуют в энергетических декларациях, но эти данные пока особо не используются.
Какой может стать ГИС Энергоэффективность
Итак, пока общеописательно, без технических аспектов, порассуждаем, как можно подойти к разработке ГИС «Энергоэффективность», каким может быть техническое задание на ее модернизацию.
ГИС «Энергоэффективность» 2. 0 должна базироваться на программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, агрегированных по региону, но с полной картиной по каждому из соисполнителей программы соответствующего уровня и до конечного объекта. В свою очередь, для этого нужны региональные сегменты ГИС.
Это значит, что в ГИС должны быть жестко закрепленные единые справочники – единая для всех НСИ (нормативно-справочная информация) в части определения объектов, мероприятий, показателей и их методик расчетов для обеспечения однотипности на всех уровнях. Ее предстоит создать и утвердить, чтобы все пользователи вводили информацию максимально единообразно, а значит, с большими возможностями для последующей аналитики.
Необходимо обеспечить математическую логику расчета показателей (которые еще не приняты) – формулы расчета, определенные методикой, должны быть едины, и лучше вшиты в систему, чтобы пользователи сами не занимались расчетами и не плодили разночтения. Конечно, следует руководствоваться принципом одноразового ввода информации пользователем и затем использования именно этого значения, во избежание дублирования и разночтений.
Система, очевидно, будет формировать программы из мероприятий и программ нижнего уровня (с учетом прошедших согласований, уровней доступа и проч. ) путем соответствующей агрегации. Необходимо определить, какие сегменты в каком порядке участвуют в этом слиянии (ожидаем, что это будет определено в нормативном акте, который заменит постановление Правительства №1225) – по ресурсоснабжающим организациям, бюджетным учреждениям, социальным отраслям и т.
Хорошо бы создать функционал, чтобы каждый объект был привязан к своим энергетическим декларациям, паспорту и отчету по результатам энергоаудита, если таковой проводился, и программе. Это даст полный и объемный энергопрофиль объекта в динамике с отличными возможностями аналитики как на уровнях отрасли, муниципалитета, региона, Федерации, так и для потенциальных исполнителей энергосервисных контрактов.
Логично предусмотреть расчет текущих и перспективных классов энергетической эффективности зданий объектов бюджетной сферы (по-хорошему, для полной картины по территории нужно видеть и жилищный сектор, МКД; это может достигаться интеграцией с ГИС ЖКХ), причем нужны данные как по текущим, так и по перспективным классам (с учетом реализации программ).
Пользователям – бюджетным учреждениям очень бы пригодился сервис-калькулятор в помощь подготовке документации для энергосервисных контрактов. Имеются в виду методики расчетов и верификации данных (на основе постановления Правительства №636 и соответствующих методик). Очевидно, с учетом данных энергодеклараций процесс расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК) может быть значительно облегчен.
Наконец, «вишенка на торте» – система сможет на основе данных региональных сегментов автоматически формировать информационную основу программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности по Российской Федерации; готовить информационное сопровождение государственного доклада о состоянии энергосбережения на реальных данных, а также отчетность и аналитику для принятия оперативных регулирующих решений.
Лишь с учетом данного подхода можно будет повернуть государственную политику в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности лицом к участникам, не требуя отчетов, программ и деклараций, а предоставив реальный инструмент для текущей деятельности, который соответствует текущему и возможному уровню автоматизации.
В следующей статье обратимся к техническим подробностям, которые можно учесть при разработке обновленной системы.
Новые требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11. 2021 №161, дают основания полагать и одновременно напомнить всем уполномоченным в субъектах РФ, что именно этот документ на региональном уровне должен иметь ключевую роль в формировании политики повышения энергетической эффективности в субъекте.
Павел КАРАСТЕЛИН,
Председатель совета
Союза энергосервисных компаний
Анастасия ЕФРЕМОВА,
главный юрисконсульт
Союза энергосервисных компаний
Естественно, что в том или ином виде региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности приняты в каждом субъекте РФ (данная норма установлена ст. 14 федерального закона №261-ФЗ), однако в связи с выходом Постановления №161 они должны быть пересмотрены, а возможно и не только программы, но и весь подход к формированию политики энергосбережения в рамках региона (в первую очередь) и муниципального образования.
Состав региональной (муниципальной) программы энергосбережения
Постановлением №161 было отменено действовавшее с 2009 года Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
Что поменялось? Был серьезно изменен подход к пониманию роли данного документа в политике субъекта Российской Федерации или муниципального образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В отличие от Постановления №1225, указывавшего только на необходимость перечня целевых показателей, перечня и сроков выполнения мероприятий по энергосбережению, программа, составленная в соответствии с требованиями Постановления №161, должна содержать:
а) анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
б) цели, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
в) основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
г) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения таких мероприятий в соответствии с настоящим документом;
д) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
е) информацию об источниках финансирования мероприятий с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования таких мероприятий.
При этом программы должны быть сбалансированы по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации. Должен быть обеспечен принцип согласованности и сбалансированности программ и документов стратегического планирования, результаты которых должны быть также учтены в программах, согласованности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Такие требования ранее отсутствовали.
Главная цель разработки программы – достижение целевых показателей при наименьших затратах ресурсов.
В постановлении №161 делается упор на увязку программ с действующими на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований программами в области развития жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта жилых и (или) многоквартирных домов. Также программа должна быть взаимосвязана с другими программами на региональном и муниципальном уровне, при этом, что немаловажно, программы муниципального уровня также должны быть взаимосвязаны с региональной программой.
Таким образом, программа, составленная в соответствии с требованиями Постановления №161, должна представлять из себя целостный законченный рабочий инструмент, конечная цель которого – достигнуть определенных в нем целевых показателей при наименьших затратах ресурсов. Программа учтет, в том числе, наличие финансовых и иных ресурсов, рисков, в результате реализации ее мероприятий будет обеспечиваться повышение энергоэффективности, а установленные целевые показатели позволят отследить и оценить количественно и/или качественно степень реализации мероприятий и достижение целей программы.
Работа над таким документом потребует согласованных действий не одного ведомства субъекта Российской Федерации и/или муниципального образования, а также, скорее всего, внесения корректив в стратегию развития субъекта Российской Федерации и/или муниципального образования и другие региональные программы, в первую очередь, в жилищно-коммунальной сфере, для обеспечения увязки их между собой.
Изменения в перечне мероприятий
В части перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности также внесены значительные изменения. Для наглядности изменения можно представить в виде таблицы.
Открыть таблицу 1 в формате pdf
Как видно из представленной таблицы, перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в постановлении №1225 скорректирован, при этом бОльшая часть мероприятий из них попала в дополнительные (п. 14 постановления № 161), часть – в обязательные (п. 13 постановления № 161). Установлены новые обязательные мероприятия в постановлении №161, которые отсутствовали в постановлении №1225 (однако были установлены соответствующие целевые показатели в Приложении №1 к постановлению №1225):
а) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
б) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, направленных в том числе на развитие жилищно-коммунального хозяйства;
в) по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций.
В п. 13 постановления №161 в числе обязательных мероприятий также появилось мероприятие, которое отсутствовало в постановлении №1225 (в том числе, в целевых показателях): по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов.
Теперь мероприятия не разделены на мероприятия отдельно для региональных, отдельно для муниципальных программ, как это было в постановлении №1225, однако для муниципальных программ предусмотрена возможность включения отдельных мероприятий (п. 11 постановления №161), в частности:
а) содержащихся в программах организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;
б) содержащихся в программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами местного самоуправления;
в) содержащихся в программах организаций с участием государства или муниципального образования, государственных (муниципальных) учреждений, реализация которых обеспечит достижение потенциала снижения потребления энергетических ресурсов.
Таким образом, помимо обязательных мероприятий, которые должны присутствовать в муниципальной программе (п. 13 постановления №161), есть возможность дополнить их мероприятиями организаций, которые обязаны иметь программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности (государственные (муниципальные) учреждения, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами местного самоуправления, организации с участием государства или муниципального образования), а также иных организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории муниципального образования.
Также узаконили возможность включения мероприятий, предусмотренных примерным перечнем мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития РФ от 17. 2010 № 61 утвержден такой примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который в настоящее время, безусловно, требует корректировки, в связи с выходом постановления №161.
Также хочется отметить, что установленный перечень обязательных мероприятий в настоящее время в полной мере соответствует требованиям, установленным ч. 6 ст. 14 федерального закона №261-ФЗ.
Субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления отводится весьма скромная роль в формировании перечня мероприятий – подпункт «к» п. 13 постановления №161 – «по иным вопросам, определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления», при этом возможность установить иные целевые показатели под «свои мероприятия» постановлением №161 не предусмотрена (в отличие от постановления №1225). Тем не менее, для каждого мероприятия должен быть целевой показатель (или показатели), который дает возможность количественно и/или качественно оценить экономический эффект и достижение целей программы благодаря реализации мероприятий. Это дает основания полагать, что в случае установления в программе иных мероприятий, в соответствии со спецификой субъекта Российской Федерации, муниципального образования, будет возможно установить для них иные целевые показатели.
При этом не учитывать особенности развития в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в каждом конкретном регионе не получится, в связи с разницей подходов к формированию политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также различному опыту реализации мероприятий.
Целевые показатели
Целевые показатели также подверглись корректировке в сторону упрощения. Разграничены обязательные (п. 20 постановления №161) и дополнительные (п. 27 постановления №161) целевые показатели, при этом перечень дополнительных показателей также установлен постановлением №161 и является закрытым. Подобное разграничение в постановлении №1225 отсутствовало, было указание только на возможность установить иные показатели, определенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Для наглядности изменения видов показателей можно представить в следующей таблице.
Открыть таблицу 2 в формате pdf
Из представленной таблицы видны следующие изменения:
а) целевые показатели в государственном секторе;
б) целевые показатели в жилищном фонде;
в) целевые показатели в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры;
г) целевые показатели в транспортном комплексе.
а) целевые показатели, характеризующие оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б) целевые показатели, характеризующие уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии.
Сами целевые показатели также подверглись корректировке.
а) доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем числе многоквартирных домов (процентов);
б) доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем количестве жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях) (процентов);
в) доля потребляемых государственными (муниципальными) учреждениями природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды, приобретаемых по приборам учета, в общем объеме потребляемых природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды государственными (муниципальными) учреждениями (процентов).
а) доля тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, в общем объеме производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения (процентов) (отсутствовал в постановлении №1225):
б) ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт (МВт) (перенесен из общих целевых показателей ППРФ 1255).
- Целевые показатели, характеризующие потребление энергетических ресурсов в государственных (муниципальных) организациях, находящихся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) скорректированы, половина целевых показателей государственного/муниципального сектора постановления №1225 перенесена в дополнительные целевые показатели (п.27 постановления №161).
- Целевые показатели, характеризующие использование энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве оставлены без изменений, при этом половину целевых показателей постановления №1225 исключили, а также добавили новый целевой показатель: доля многоквартирных домов, имеющих класс энергетической эффективности “B” и выше (процентов).
- Целевые показатели, характеризующие использование энергетических ресурсов в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры скорректированы, половину целевых показателей постановления №1225 исключили, часть скорректировали и перенесли в дополнительные целевые показатели (п.27 постановления №161), а также добавили новый целевой показатель: доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения (процентов).
- Целевые показатели, характеризующие использование энергетических ресурсов в транспортном комплексе, оставлены без изменений (скорректирован только один показатель), половину целевых показателей в транспортном комплексе постановления №1225 исключили, а также добавили новый целевой показатель: количество транспортных средств (включая легковые электромобили) с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц).
- В дополнительные целевые показатели, помимо ряда целевых показателей, включенных из постановления №1225, включены следующие показатели (отсутствовали в постановлении №1225):
а) объем субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги из бюджета соответствующего уровня (тыс. рублей);
б) доля энергоэффективных капитальных ремонтов многоквартирных домов в общем объеме проведенных капитальных ремонтов многоквартирных домов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
в) удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды (Гкал/куб. м);
г) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть (кВт·ч/куб. м);
д) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды (кВт·ч/куб. м);
е) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод (кВт·ч/куб. м);
ж) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод, на единицу объема транспортируемых сточных вод (кВт·ч/куб.
В целом из анализа усматривается значительная корректировка целевых показателей по сравнению с перечнем показателей из постановления №1225, бОльшая часть из которых либо исключена, либо перенесена в перечень дополнительных целевых показателей (п. 27 постановления №161). Учитывая этот факт, а также наличие новых целевых показателей в числе обязательных, программы в данной части также подлежат корректировке.
В настоящее время на общественном обсуждении находится проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Принятие данного приказа даст возможность скорректировать целевые показатели программ.
В следующей части статьи – об установке целевых уровней снижения потребления (ЦУС) и разбор кейсов – программ энергосбережения Москвы и Санкт-Петербурга.
Декларационная кампания 2020 года для многих повернулась неожиданной стороной. Наш независимый эксперт последовательно продолжает разъяснять происходящее для бюджетных учреждений и всех субъектов, работающих в ГИС Энергоэффективность. Редакция ЭнергиаВита понимает, что ситуация спорная, и возможно, бюджетное учреждение предпочтет не вставать на формальную сторону, а выполнить пожелания Минэкономразвития и сделать двойную работу.
Как мы и предполагали ранее, декларационная кампания за 2019 год все же преподнесла всем сюрприз.
- 27 февраля 2020 зарегистрирован в Минюсте Приказ Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. № 707 «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов», чего давно ждали. Этот приказ:
- утвердил новую форму декларации (сокращен объем предоставления данных);
- установил срок окончания подачи деклараций (до 30 апреля 2020 года);
- утвердил порядок предоставления деклараций.
Основное отличие приказа от ранее опубликованного и обсуждавшегося его проекта – не предусмотрен переходный период по предоставлению деклараций за 2019 год, в проекте приказа стояла более адекватная дата – до 31. 2020 года.
Поскольку новый приказ и порядок вызывают массу вопросов, обращений и даже возмущений, 4 марта 2020 года ответственные за энергосбережение и повышение энергетической эффективности региональные центры энергоэффективности получили по электронной почте разъяснения следующего содержания (текст письма выделен цветом):
Обновление информации по ГИС «Энергоэффективность»!
В соответствии с поступающим обращениями, открыт временный доступ в Модуль «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» для экспортирования и сохранения в локальных системах, ранее поданных данных. Доступ будет открыт с 04. 2020 – 11. 2020г. Модуль ГИС «Энергоэффективность» может быть повторно отключен. В связи с этим убедительно просим сохранять свои декларации на жестких дисках ваших ПК.
Ввод деклараций в Модуль запрещен.
Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с информацией ниже:
- Заполнять формы в текущем модуле не нужно и нецелесообразно, так как они не соответствуют текущему действующему законодательству.
- Мы убедительно просим вас заполнять декларации по текущему требованию законодательства и пользоваться ГИС исключительно в целях получения информации, которая туда уже была внесена в разные периоды времени.
- Приказ, порядок представления, инструкция по заполнению, примеры заполнения, формы для заполнения деклараций доступны на сайте Минэкономразвития России:
А также на сайте «Национального центра энергоэффективности»: ссылка
(по данной ссылке вы также найдете ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с подачей новых деклараций)
- Срок подачи деклараций – до 30 апреля 2020 г.
- Все данные, которые были внесены до блокировки старой версии ГИС «Энергоэффективность», не могут быть приняты как отчетные, потому что их форма и содержание не соответствует новым декларациям. Необходимо заполнить новые формы деклараций.
Коллеги, следуйте следующей последовательности действий:
– если остались вопросы – пройдите по ссылке и ознакомьтесь с ответами на часто задаваемые вопросы: ссылка
– если все же вопросы остались, то вы можете написать нам на электронную почту центра, ответы предоставляем при первой возможности (к сожалению, в связи с большим количеством поступающих звонков, по телефону к нам дозвониться проблематично).
Что делать бюджетнику? Как подать энергодекларацию за 2019 год?
Попробуем разобраться.
- Если вы ввели декларацию за 2019 год в Модуль «Энергетические декларации» ГИС «Энергоэффективность» () до момента отключения ГИС 28 февраля 2020 года, формально вы не должны перезаполнять декларацию по новой форме и направлять ее в Минэкономразвития России. Пока ГИС работает, т.е. до 11.03.2020 года зайдите в Модуль, сделайте скрины о сдаче декларации с датой принятия/отправки. Вы в точности исполнили действующее законодательство, от Минэкономразвития России за подписью официальных лиц не было официальной рассылки о приостановке сдачи деклараций в связи с выпуском нового приказа с новой формой документов.
- Если вы не успели ввести декларацию, ее надо готовить по новой форме, отправлять по электронной почте и обязательно советуем отправлять заверенную копию почтовым отправлением с описью и подтверждением доставки до адресата, это убережет вас от действий статей КОаП. Почему это важно? Почтовый сервис Минэкономразвития России может просто отказать от объема писем (одних личных кабинетов в модуле было более 300к, если не изменяет память).
Для понимания: приказ №707 вступает в силу 13 марта 2020 года, через 10 дней после официального опубликования (согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”). Приказ официально опубликован в Российской газете.
Сожаление и непонимание у профсообщества вызывает такое взаимодействия двух ФОИВ – Минэкономразвития и Минэнерго, отсутствие согласованности в выпуске и отмене НПА. Юридически сейчас двоевластие, ведь Приказ №401 Минэнерго так и не отменен.
Отопительный котел представляет собой устройство, при помощи сгорания топлива (или электричества) осуществляющего нагрев теплоносителя.
Устройство (конструкция) отопительного котла: теплообменник, теплоизолированный корпус, гидравлический блок, а также элементы безопасности и автоматика для управления и контроля. У газовых и дизельных котлов в конструкции предусмотрена горелка, у твердотопливных — топка для дров или угля. Такие котлы требуют подключения дымохода для отвода продуктов сгорания. Элекрокотлы оснащаются ТЭНами, не имеют горелок и дымохода. Многие современные котлы комплектуются встроенными насосами для принудительной циркуляции воды.
Принцип работы отопительного котла — теплоноситель, проходя через теплообменник, нагревается и далее циркулирует по системе отопления, отдавая полученную тепловую энергию через радиаторы, теплый пол, полотенцесушители, а также обеспечивая нагрев воды в бойлере косвенного нагрева (в случае его подключения к котлу).
Теплообменник — металлическая емкость, в которой нагревается теплоноситель (вода или антифриз) — может быть выполнен из стали, чугуна, меди и т. Чугунные теплообменники устойчивы к коррозии и достаточно долговечны, но чувствительны к резкому перепаду температур и имеют большой вес. Стальные могут страдать от ржавчины, поэтому их внутренние поверхности для увеличения срока защищают различными антикоррозийными покрытиями. Такие теплообменники являются наиболее распространёнными при производстве котлов. Медным теплообменникам коррозия не страшна и благодаря высокому коэффициенту теплопередачи, малому весу и габаритам такие теплообменники популярны, часто используются в настенных котлах, но обычно дороже стальных. Помимо теплообменника немаловажной деталью котлов газовых или жидкотопливных является горелка, которая может быть различных видов: атмосферная или вентиляторная, одноступенчатая или двухступенчатая, с плавной модуляцией, двойная. (Подробное описание горелок представлено в статьях про газовые и жидкотопливные котлы).
Для управления котлом используется автоматика с различными настройками и функциями (например, погодозависимая система управления), а также устройства для удаленного управления котлом – GSM-модуль (регулирование работы устройства через SMS-сообщения).
Основными техническими характеристиками котлов отопления являются: мощность котла, тип энергоносителя, количество контуров обогрева, тип камеры сгорания, тип горелки, тип монтажа, наличие насоса, расширительного бака, автоматика котла и др.
Чтобы определить необходимую мощность котла отопления для дома или квартиры используется простая формула — 1 кВт мощности котла для обогрева 10 м2 хорошо утепленного помещения при высоте потолков до 3 м. Соответственно, если требуется обогрев подвального помещения, застекленного зимнего сада, помещений с нестандартными потолками и т. мощность котла должна быть увеличена. Также необходимо увеличение мощности (порядка 20-50%) при обеспечении котлом и горячего водоснабжения (особенно если необходим нагрев воды в бассейне).
Отметим особенность расчета мощности у газовых котлов: номинальное давление газа, при котором котел работает на 100% заявленной производителем мощности, для большинства котлов составляет от 13 до 20 мбар, а фактическое давление в газовых сетях в России может быть и 10 мбар, а иногда и ниже. Соответственно, газовый котел часто работает только на 2/3 своих возможностей и это необходимо учитывать при расчете. При выборе мощности котла обязательно отметьте все особенности теплоизоляции дома и помещений. Более подробно с таблицей расчета мощности котла отопления можно ознакомиться здесь
Так какой котел лучше выбрать? Рассмотрим типы котлов:
Газовые котлы – оптимальный выбор при наличии магистрального газа или сжиженного газа)
(+) дешевизна использования
(+) популярность
(+) множество вариантов производителей и стоимости
(-) необходимость постоянного наличия газа
(-) жесткие требования к установке
Электрические котлы – оптимальный выбор при отсутствии газа и наличии необходимой электромощности
(+) удобство, безопасность и экологичность
(+) невысокая цена
(+) минимальные требования к установке, не требуют котельной
(-) дороговизна электроэнергии
(-) необходима отдельная надежная электропроводка с достаточной мощностью
Твердотопливные котлы (дрова, уголь, кокс и т
(+) простой и надежный прибор
(+) невысокая цена
(-) необходимость дымохода и запаса топлива
(-) нужна постоянная загрузка топлива и контроль
Жидкотопливные котлы (дизельное топливо, мазут, керосин и т
(+) простой и недорогой прибор
(+) не требует согласования при установке
(-) повышенный шум при работе
(-) электрозависимость
(-) проблемы в работе при низких температурах
Комбинированные или мультитопливные котлы – несколько видов топлива сразу ( газ, уголь, жидкое топливо и т
(+) отопление без перебоев
(+) выбор наиболее выгодного вида топлива на текущий момент
(-) более высокая цена, чем у «моно» котла
(-) закупка нескольких видов топлива
Если Вам нужна максимальная надежность отопительной системы и гарантия ее непрерывной работы, рассмотрите вопрос об установке сразу двух котлов: основного и дублирующего (резервного котла), который возьмет на себя все функции во время чистки, ремонта или замены основного котла. Довольно часто резервным вариантом устанавливают электрокотел.
Отопительный котел может иметь один (только для обогрева) или два контура (отопление и горячее водоснабжение). К одноконтурному котлу для обеспечения горячей водой можно подключить внешний бойлер (от 100 до 3000 литров на выбор покупателя, оптимальный вариант при большом расходе горячей воды или при нескольких точках водоразбора). Также можно обратить внимание на котлы со встроенным бойлером. Конечно, они отличаются бОльшими габаритами и весом, чем обычные, и в некоторых случаях их ремонтопригодность ниже, как и любого другого прибора, сочетающего два устройства, но иногда это является лучшим вариантов обеспечить и тепло и воду сразу.
Котлы по способу монтажа могут быть напольные и настенные (навесные). Настенные котлы чаще всего имеют небольшую мощность и габариты. Например, большинство электрических котлов являются настенными в силу компактных габаритов и небольшого веса, а твердотопливные производятся напольными из-за больших загрузочных камер.
Подключение котла осуществляется в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией по монтажу и эксплуатации. Каждый тип котла имеет свои особенности установки по конкретному месту, также стоит заметить, что в каждом индивидуальном случае схема монтажа может существенно поменяться. Чтобы грамотно и правильно подключить котел отопления (в соответствии с требования и нормами установки котлов), рекомендуется обращаться к профессиональным монтажникам, оказывающим услуги по подключению систем отопления под ключ. Для выяснения подробностей монтажа котельного оборудования специалисты выезжают на объект, составляют проект и смету на подключение и подготавливают список элементов необходимой обвязки котла.
Обвязка котла – это устройства для полноценной работы системы отопления и водоснабжения. В нее входят: насосы, расширительные баки, фильтры (при необходимости), коллекторы, обратные и предохранительные клапаны, воздушные клапаны, вентили и т. Также понадобится приобрести радиаторы, соединительные трубы и вентили, терморегуляторы, бойлер и др. Вопрос выбора котла достаточно серьезный, поэтому подбор оборудования и его полную комплектацию лучше доверить профессионалам.
На российском рынке котельного оборудования, конечно, есть свои лидеры высокой ценовой категории, а также котлы более низкой стоимости, при этом цена может отличаться существенно. Лучшие фирмы-производители котлов представлены широким списком:
— самые надежные, удобные в управлении, исключительно долговечные, комплект собирается как «конструктор», дороже остальных. К таким производителям можно отнести немецкие компании Buderus и Viessmann.
— средняя по уровню цена, не так престижно, но вполне надежно, представлены стандартные типовые решения. Это итальянские котлы Ariston, Hermann и Baxi, шведские Electrolux, немецкие Unitherm и котлы из Словакии Protherm.
— бюджетные варианты, простые модели, срок службы меньше, чем у котлов более высокой категории. У некоторых производителей есть бюджетные модели котлов, например, Ferroli или Нева Люкс.
Требуется помощь в выборе или не нашли нужную модель? Позвоните!