(в ред. Федеральных законов от 08. 2010 N 83-ФЗ,
от 27. 2010 N 191-ФЗ, от 27. 2010 N 237-ФЗ, от 11. 2011 N 197-ФЗ,
от 11. 2011 N 200-ФЗ, от 18. 2011 N 242-ФЗ, от 03. 2011 N 383-ФЗ,
от 06. 2011 N 402-ФЗ, от 07. 2011 N 417-ФЗ, от 12. 2011 N 426-ФЗ,
от 25. 2012 N 93-ФЗ, от 10. 2012 N 109-ФЗ, от 25. 2012 N 270-ФЗ,
от 05. 2013 N 44-ФЗ, от 07. 2013 N 113-ФЗ, от 02. 2013 N 185-ФЗ,
от 28. 2013 N 396-ФЗ, от 28. 2013 N 399-ФЗ, от 28. 2013 N 401-ФЗ,
от 04. 2014 N 291-ФЗ, от 04. 2014 N 339-ФЗ, от 04. 2014 N 344-ФЗ,
от 29. 2014 N 458-ФЗ, от 29. 2014 N 466-ФЗ, от 29. 2015 N 176-ФЗ,
от 13. 2015 N 233-ФЗ, от 03. 2016 N 269-ФЗ, от 26. 2017 N 196-ФЗ,
от 29. 2017 N 217-ФЗ, от 29. 2017 N 279-ФЗ, от 23. 2018 N 107-ФЗ,
от 19. 2018 N 221-ФЗ, от 29. 2018 N 255-ФЗ, от 03. 2018 N 340-ФЗ,
от 27. 2018 N 522-ФЗ, от 26. 2019 N 241-ФЗ, от 11. 2021 N 170-ФЗ)
Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности создается и функционирует в целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о ходе реализации его положений, а также получения объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке должна включать в себя сведения:
1) о региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и о ходе их реализации;
(в ред. Федерального закона от 28. 2013 N 399-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) об объеме снижения потребляемых государственными, муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и воды и о сопоставимых условиях, влияющих на определение объема снижения потребляемых государственными, муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и воды;
1 введен Федеральным законом от 19. 2018 N 221-ФЗ)
2) об объеме использования энергетических ресурсов, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обобщенные относительно отраслей экономики, жилищно-коммунального хозяйства, жилищных фондов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
3) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, обобщенные относительно государственного, муниципального, частного жилищных фондов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, организаций с участием государства или муниципального образования;
4) полученные в ходе обработки, систематизации и анализа информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов, и информации, содержащейся в реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;
4 в ред. Федерального закона от 19. 2018 N 221-ФЗ)
5) утратил силу. — Федеральный закон от 19. 2018 N 221-ФЗ;
6) о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии (в том числе в стоимостном выражении) энергетических ресурсов при реализации энергосервисных договоров (контрактов);
(в ред. Федерального закона от 10. 2012 N 109-ФЗ)
7) о продукции, технологических процессах, связанных с использованием энергетических ресурсов и имеющих высокую энергетическую эффективность, о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению, о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
8) об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
9) о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
10) о нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
11) иные установленные Правительством Российской Федерации сведения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, необходимую информацию в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Информация, включенная в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, подлежит обязательному размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети «Интернет», на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сети «Интернет» и обновлению не реже чем один раз в квартал в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Информация, включенная в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, подлежит раскрытию с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством:
1) создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) опубликования органами государственной власти и (или) подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
(в ред. Федерального закона от 29. 2018 N 255-ФЗ)
3) организации органами государственной власти и (или) подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области;
4) информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов;
5) распространения информации о потенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности;
6) организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;
7) выполнения иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти и (или) подведомственные им государственные (бюджетные или автономные) учреждения, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:
1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;
2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организации, осуществляющие снабжение потребителей энергетическими ресурсами, регулярно обязаны информировать этих потребителей о способах экономии энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности их использования, в том числе размещать эту информацию в сети «Интернет», на бумажных носителях и иными доступными способами.
Образовательные программы могут включать в себя учебные курсы по основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов подлежат включению в годовой отчет организации.
(в ред. Федерального закона от 04. 2014 N 344-ФЗ)
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет мониторинг и анализ эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
(часть 6 введена Федеральным законом от 28. 2013 N 399-ФЗ)
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
(часть 7 введена Федеральным законом от 28. 2013 N 399-ФЗ)
В начале января 2018 года управляющим организациям на электронную почту стали поступать уведомления о необходимости разместить в ГИС ЖКХ класс энергоэффективности домов, которые находятся под их управлением, в противном случае УО может попасть под штраф.
Разберёмся, насколько правомочно такое требование и кто должен разместить класс энергоэффективности в ГИС ЖКХ.
- Уведомления о размещении класса энергоэффективности МКД в ГИС ЖКХ
- Информация об энергоэффективности здания в ГИС ЖКХ
- УО или ОМС размещает данные о классе энергоэффективности
- Что такое энергоаудит
- Для чего нужен энергоаудит МКД
- Класс и паспорт энергоэффективности
- Мероприятия по энергосбережению
- Что такое энергетическая эффективность товаров
Уведомления о размещении класса энергоэффективности МКД в ГИС ЖКХ
В полученных управляющими организациями уведомлениях сказано, что разместить в ГИС ЖКХ класс энергоэффективности МКД сведения УО должна, согласно:
- приказу Минстроя РФ от 06.06.2016 № 399/пр,
- Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
Если информацию не разместить, управляющей организации грозит штраф за несоблюдение требований законодательства.
В уведомлении также содержится подсказка, где взять сведения о классе энергоэффективности здания – энергопаспорт МКД, составленный по образцу Министерства энергетики РФ.
Штрафы за нарушения при раскрытии информации в 2018 году
Информация об энергоэффективности здания в ГИС ЖКХ
Посмотрим, где отражается информация об энергоэффективности МКД. Войдите в личный кабинет ГИС ЖКХ. Перейдите ко вкладке «Объекты управления» – «Объекты жилищного фонда».
Нажмите кнопку «Найти» и увидите список МКД под вашим управлением. Под табличкой, отражающей информацию о любом из МКД, найдите кнопку «Информация об объекте жилищного фонда».
Нажмите на неё и перед вами откроется список основных характеристик МКД. Одна из таких характеристик – класс энергетической эффективности здания.
Нужное поле найдено, но технической возможности разместить информацию о классе энергетической эффективности МКД у управляющей организации нет. Поле недоступно для редактирования.
Как заполнить перечень работ в ГИС ЖКХ
УО или ОМС размещает данные о классе энергоэффективности
Согласно п. 3 раздела 6 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29. 2016 № 74/114/пр, информацию о классе энергетической эффективности в ГИС ЖКХ размещают органы местного самоуправления.
Уведомления управляющим организациям приходят от коммерческой организации, которая занимается выдачей паспортов энергоэффективности зданий. Не разобравшись в том, кто размещает сведения о классе энергетической эффективности в систему, организация продаёт свои услуги. Если вы получили такое уведомление, не переживайте, размещать информацию о классе энергоэффективности зданий в ГИС ЖКХ управляющие организации не должны.
Вопрос о том, нужно ли управляющей организации проводить энергоаудит МКД, спорный. 5 ст. 15 Федерального закона от 23. 2009 № 261-ФЗ говорит, что энергетическое обследование проводится на добровольной основе. В п. 1 ст. 16 Федерального закона от 23. 2009 № 261-ФЗ указано, что управляющая организация обязана провести энергетическое обследование, если:
- МКД введён в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ или прошёл реконструкцию или капитальный ремонт. Энергоаудит таких домов нужно проводить раз в пять лет.
- В МКД превышена предельная величина совокупных затрат на приобретение коммунальных ресурсов. Максимальная величина таких затрат указана в постановлении Правительства РФ от 16.08.2014 № 818.
В законодательстве нет прямого указания на необходимость проводить энергоаудит в отношении старого жилищного фонда, но закреплено, что каждый объект, потребляющий топливно-энергетические ресурсы, должен обязательно пройти хотя бы одно обследование за 5 лет с момента вступления Федерального закона от 23. 2009 № 261-ФЗ в законную силу.
Прокуратура проводит проверки управляющих организаций на наличие классов и паспортов энергоэффективности МКД. Если обязанность по проведению энергетического обследования не соблюдена, управляющим организациям грозят штрафы по п. 8 ст. 16 КоАП РФ для:
- должностных лиц – от 10 000 до 15 000 рублей;
- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 10 000 до 15 000 рублей;
- юридических лиц – от 50 000 до 250 000 рублей.
О получении паспорта энергоэффективности МКД советуем позаботиться уже сейчас. После получения документов, подайте копию энергопаспорта в ОМС, который разместит информацию о классе энергоэффективности МКД в ГИС ЖКХ.
При раскрытии информации управляющими компаниями (ПП РФ №731) на портале Реформа ЖКХ и сайте УК в форме 2. 1 «Общие сведения о многоквартирном доме» есть поле, в котором необходимо указать класс энергоэффективности МКД. В этой статье постараемся разобраться с вопросом класса и паспорта энергоэффективности, кем и как он присваивается, а также для чего нужен.
Что такое энергоаудит
Как мы упомянули выше, при раскрытии информации по утверждённым приказом Минстроя №882/пр формам, нужно указывать класс энергоэффективности жилого дома при его наличии. Если класс энергоэффективности не присвоен, то это поле нельзя оставить пустым, но можно указать там какое-либо значение. В данном случае будет считаться, что требования законодательства по этому вопросу раскрытия информации исполнены в полном объеме, поскольку по закону у УК нет обязанности проводить энергетическое обследование МКД.
Но с другой стороны, отсутствие в форме 2. 1 раскрытия информации класса энергоэффективности может уже стать поводом для проверки управляющей компании на наличие паспорта энергоэффективности многоквартирного дома. Поскольку отсутствие указание класса энергоэффективности МКД прямо указывает на невыполнение энергоаудита дома. Процедура хотя и является добровольной, но так или иначе должна проводиться в обязательном порядке один раз в пять лет в соответствии с законодательством.
Поэтому данный вопрос до сих пор остаётся спорным и неоднозначным. В целом же, отношения по энергосбережению и повышению энергеоэффективности определены в ФЗ №261 от 23. 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В п. 5 ст. 15 ФЗ №261 сказано, что энергетическое обследование проводится на добровольной основе. Исключение составляют случаи, если согласно данному федеральному закону энергоаудит проводится обязательно.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ №261 энергоаудит может проводиться в отношении любых зданий и объектов системы коммунальной инфраструктуры, включая многоквартирные дома.
Энергетическое обследование проводится для (п. 2 ст. 15 261-ФЗ):
- получения объективных данных об объёме используемых энергоресурсов;
- определения показателей энергоэффективности;
- определения потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- составления списка мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также для проведения оценки их стоимости.
По закону энергетическое обследование проводится обязательно управляющими компаниями, если (п. 1 ст. 16 ФЗ №261):
- многоквартирные дома вводятся в эксплуатацию после вступления в силу ФЗ №261 от 27.11.2009 года или прошли реконструкцию либо капитальный ремонт (п.6 ст.11 ФЗ №261). По таким МКД один раз в 5 лет проводится энергоаудит;
- превышена предельная величина совокупных затрат на приобретение энергоресурсов. Критерием для определения необходимости проведения энергоаудита служит объём совокупных затрат УК на приобретение природного газа, теплоэнергии, угля и электроэнергии.
Максимальная величина совокупных затрат указана в Постановлении Правительства РФ №818 от 16. 2014 года «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований». Эта предельная величина равна 50 миллионам рублей.
Следовательно, если совокупная сумма расходов УК за календарный год превысит 50 миллионов рублей, такая компания должна обязательно провести энергетическое обследование (пп. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ №261). В противном случае энергетическое обследование является добровольным.
В законе ничего не сказано о необходимости проведения энергоаудита в отношении старого жилищного фонда. Но законодательно закреплено, что каждый объект, потребляющий топливно-энергетические ресурсы, должен обязательно пройти хотя бы 1 обследование за 5 лет с момента вступления ФЗ №261 в законную силу.
Ответственность за несоблюдение сроков проведения обязательного энергоаудита по п. 8 ст. 16 КоАП РФ наступает для УК в виде наложения административного штрафа для:
- должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей;
- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 до 15 тысяч рублей;
- юридических лиц – от 50 до 250 тысяч рублей.
Энергоаудит МКД состоит из следующих мероприятий:
- энергетического обследования многоквартирного дома посредством тепловизионной съемки, сбора статистической информации, измерений;
- оценки качества материалов конструкций, применяемых при постройке дома;
- анализа полученной информации, составления выводов;
- разработки теплового баланса МКД и мероприятий для повышения энергоэффективности здания;
- составления отчёта с заключениями по всем пунктам и оценки потенциального объёма экономии.
Для чего нужен энергоаудит МКД
Энергетическое обследование МКД призвано определить и устранить причины потерь энергоресурсов в подъездах и квартирах собственников помещений в данном доме. Тепло из домов может утекать через не утепленные кровельные перекрытия, оконные трещины, старые двери и холодные, сырые подвальные помещения. Знание источника утечки тепла поможет принять меры по его устранению.
Мероприятия по повышению энергоэффективности МКД позволят сэкономить расходы на использование энергоресурсов каждым собственником помещений в жилом доме.
Класс и паспорт энергоэффективности
Правила определения классов энергетической эффективности МКД утверждены Приказом Минрегиона РФ №161 от 08. 2011 года. Класс энергоэффективности многоквартирного дома присваивается для мониторинга и сбора информации об уровне его энергетической эффективности, формирования списка мероприятий энергосбережения и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
По законодательству класс энергетической эффективности присваивается органами ГЖН (ст. 12 ФЗ №261). Для этого нужно:
- провести энергетическое обследование специализированной организацией, входящей в СРО;
- представить паспорт энергоэффективности в ГЖН;
- разместить на углу фасада МКД, на высоте не менее 2 метров табличку с классом энергоэффективности D для всех жилых домов;
- донести до сведения собственников жилья перечень ежегодных мероприятий повышения энергоэффективности МКД, определённый специализированной организацией на основании энергоаудита.
Согласно Распоряжению ГУ Государственного Строительного Надзора №1 от 24. 2014 года при сдаче в эксплуатацию вновь построенных сооружений и зданий после капитальной реконструкции необходимо оформлять энергетический паспорт и присваивать объекту класс энергоэффективости.
Энергопаспорт составляется по результатам энергетического обследования МКД или анализа проектной документации и отражает показатели энергоэффективности используемых ресурсов. Паспорт энергоэффективности жилого дома является официальным документом и позволяет определить техническое состояние жилого дома или энергоемкое оборудование. В паспорт можно добавить мероприятия и рекомендации по энергосбережению.
Паспорт энергоэффективности оформляется по утверждённой форме №24, которая определена приказом Минэнерго РФ №182 от 19. 2010 года “Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования”.
Прокуратура уже сейчас проводит проверки УК на наличие классов и паспортов энергоэффективности у МКД. При отсутствии таковых выписывает штрафы на основании:
- ст.154 ЖК РФ, в которой говорится, что плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя оплату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в доме;
- ст.12 ФЗ-261, в которой сказано, что в правила по содержанию общего имущества в МКД входят требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности дома;
- п.11 в ПП РФ №491, в котором определено, что содержание общего имущества в МКД включает также проведение обязательных мероприятий по энергосбережению.
Управляющие компании заплатят штрафы жильцам за неправильное начисление КУ
Мероприятия по энергосбережению
Региональные органы исполнительной власти утверждают перечень единовременных или регулярных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в отношении общего имущества собственников помещений в МКД.
В соответствии с утверждённым списком управляющая компания обязана проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности жилого дома. Исключение составляют случаи проведения указанных мероприятий ранее с сохранением их результатов. Все расходы по проведению данных мероприятий ложатся на плечи собственников помещений в МКД.
Подробнее про договора энергосбережения читайте здесь
Что такое энергетическая эффективность товаров
2021 г.
Энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Класс энергетической эффективности (изделия) — уровень экономичности энергопотребления изделия бытового и коммунального назначения, характеризующий его энергоэффективность на стадии эксплуатации. Существуют семь классов энергоэффективности — от A до G. Оборудование класса А самое энергоэффективное; у оборудования класса G энергоэффективность самая низкая.
Класс А (включая А+, A++, A+++) предполагают потребление электроэнергии на 45% меньше от стандартного режима. К данной группе относятся приборы с наименьшим потреблением энергии, которые рассчитаны на длительный срок эксплуатации до (15 лет).
Класс В и класс энергоэффективности С означают, что приборами потребляется соответственно на 25% и 5% меньше электроэнергии. Группа включает экономные приборы, однако для них характерна меньшая мощность и пониженный уровень эффективности.
Классы D, E. Приборы потребляют соответственно 100 и 110% электричества, маркируются желтым цветом, что соответствует среднему уровню энергетической эффективности.
Классы F, G. Техника в процессе работы не экономна, на нее расходуется на 25% больше электроэнергии.
На каждый прибор изготовитель обязан оформить «Этикетку энергоэффективности», содержащую следующие сведения:
— наименование и торговый знак изготовителя;
— наименование прибора и обозначение модели;
— обозначение всех КЭЭ с указанием самого класса прибора;
— действительный расход электроэнергии прибором;
— значение основных функциональных параметров прибора;
— ссылку на стандарт, регламентирующий эффективность энергопотребления данного вида прибора.
Требования к этикете:
• Этикеткой энергоэффективности должен быть снабжен каждый экземпляр прибора.
• Этикетку крепят на приборе на видном месте таким образом, чтобы осмотр прибора потенциальным покупателем начинался со сведений об энергопотреблении.
• Крепление этикетки должно обеспечивать ее сохранность при транспортировании прибора.
• Этикетку можно дополнительно располагать на упаковке прибора.
По правилу, закрепленному в п. 3 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», информация о товаре из числа обязательной доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
На сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) опубликован ГОСТ Р 70346-2022 «Зеленые» стандарты. Здания многоквартирные жилые «зеленые». Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации» (Стандарт).
Как ранее не раз информировал портал ЕРЗ. РФ, документ позволяет ввести нормативы «зеленого» строительства (т. называемые стандарты ESG), которые учитывают параметры энергоэффективности и экологичности в качестве одних из главных критериев при возведении многоквартирных домов (МКД). При этом следование стандарту со стороны застройщиков носит добровольный характер.
Стандарт вводит количественные и качественные характеристики оценки многоквартирных жилых зданий в России по «зеленым» критериям, охватывающие весь жизненный цикл строительного объекта.
Стандарт предназначен для использования архитекторами, проектными и строительными компаниями, застройщиками (техническими заказчиками), управляющими и эксплуатирующими компаниями, производителями строительных материалов и оборудования, специалистами по оценке соответствия требованиям настоящего стандарта, гражданами при выборе объекта недвижимости, а также государственными органами, органами местного самоуправления.
Структура стандарта предполагает обязательные и добровольные «зеленые» критерии по проектированию, строительству, эксплуатации и утилизации «зеленых» МКД.
Соответствие обязательным критериям является необходимым для признания многоквартирного здания «зеленым». «Зеленые» критерии МКД сформированы в десяти категориях с учетом передовой международной практики BREEAM (фундаментальная система оценки «зеленых» зданий и территорий, разработанная в 1990 году британской организацией British Research Establishment Global), LEED (рейтинговая оценка «зеленых» зданий, разработанная в 1998 году Американским советом по «зеленым» зданиям), DGNB (система оценки «зеленых» зданий, разработанная в 2007 году Немецким советом по устойчивому строительству, впервые применившая метод определения энергоэффективности материалов на основе их жизненного цикла):
• Архитектура и планировка участка (16 критериев);
• Организация и управление строительством (8 критериев);
• Комфорт и качество внутренней среды (8 критериев);
• Энергоэффективность и атмосфера (10 критериев);
• Рациональное водопользование (6 критериев);
• Материалы и ресурсоэффективность (7 критериев);
• Отходы производства и потребления (4 критериев);
• Экологическая безопасность территории (7 критериев);
• Безопасность и эксплуатация здания (5 критериев);
• Информации устойчивого развития (10 критериев).
Стандарт включает 81 критерий, достижение 16 из которых станет обязательным для признания здания «зелёным».
После подтверждения обязательному требованию по «зеленому» критерию начисляются баллы, которые суммируются для расчета степени соответствия МКД стандарту и присвоения рейтингового значения. Добровольные критерии используются для повышения рейтингового значения, однако не могут быть основной для перехода из одного рейтингового значения в другое (из «удовлетворительно» в «хорошо» или из «хорошо» в «отлично») без достижения всех обязательных критериев, соответствующих следующему рейтинговому значению.
Для присуждения рейтингового значения «хорошо» «зеленый» МКД должен соответствовать всем обязательным «зеленым» критериям для рейтингового значения «удовлетворительно», а для присуждения рейтингового значения «отлично» — всем обязательным «зеленым» критериям, для рейтингового значения «хорошо» — соответственно.
Соответствие разработанной проектной документации МКД или построенного МКД одному из рейтинговых значений стандарта может служить критерием для маркировки такого здания или его проекта в качестве «зеленого» проекта.
В конце 2021 года в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС), была проведена маркировка домов, с переходными критериями ГОСТ Р. Здания, соответствующие всем шести переходным критериям, получили маркировку «зеленый дом».
В сентябре 2022 года Росстандарт опубликовал следующие «зеленые» стандарты:
• ГОСТ Р 58875-2020 «Зеленые» стандарты. Озеленяемые и эксплуатируемые крыши зданий и сооружений. Технические и экологические требования;
• ГОСТ Р 70339-2022 «Зеленые» стандарты. Финансирование строительной деятельности в целях устойчивого развития. Рамочные основы и принципы;
• ПНСТ 406-2020 «Зеленые» стандарты. Модули фотоэлектрические монокристаллические. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции;
• ПНСТ 407-2020 «Зеленые» стандарты. Нанодисперсии стирол-акриловые. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции;
• ПНСТ 408-2020 «Зеленые» стандарты. Материалы наномодифицированные лакокрасочные с антибактериальным эффектом. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции;
• ПНСТ 409-2020 «Зеленые» стандарты. Приборы осветительные для объектов недвижимости. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции;
• ПНСТ 645-2022 «Зеленые» стандарты. Аккумуляторы литий-ионные. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции;
• ПНСТ 646-2022 «Зеленые» стандарты. «Зеленая» продукция и «зеленые» технологии. Методика оценки снижения углеродного следа;
• ПНСТ 665-2022 «Зеленые» стандарты. Материалы упаковочные из полимерных пленок с нанопокрытием. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции;
• ПНСТ 667-2022 «Зеленые» стандарты. Щебень пеностекольный теплоизоляционный. Критерии и показатели для подтверждения соответствия «зеленой» продукции.
Другие публикации по теме:
ДОМ. РФ: сертификаты соответствия жилых зданий недавно утвержденному «зеленому» стандарту начнут выдавать в ближайшее время
Первые новостройки, возведенные в соответствии с требованиями «зеленого» стандарта, появятся уже нынешней осенью
Владимир Путин: к 2030 году на Дальнем Востоке надо ввести 2,5 млн кв. м жилья и активнее наращивать «зеленое строительство»
Виталий Мутко: Частное домостроение будет поставлено на поток, причем с учетом «зеленых» стандартов
ГК ФСК нашла новых поставщиков отделочных материалов для своих проектов бизнес-класса
Эксперты: как будет работать «зеленый стандарт» в строительстве, станет ясно не раньше, чем его утвердят, и он начнет применяться
Какие инвестпроекты получат государственную поддержку: мнения экспертов
ЕРЗ. РФ: застройщики готовы внедрять «зеленые» стандарты, если государство компенсирует им дополнительные затраты
Застройщики: Строительство жилья по «зеленым стандартам» повлечет подорожание 1 кв. м на 500—2 500 руб.
НОЗА готова оказать содействие Счетной палате в мониторинге исполнения нацпроекта «Жилье и городская среда»
НОЗА и ДОМ. РФ обсудили внедрение «зеленого» стандарта для многоквартирного жилья
СПбГБУ «Центр энергосбережения» на территории Санкт-Петербурга проводит работу по организации и мониторингу предоставления деклараций о потреблении энергетических ресурсов (далее – Декларация) органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.
Информация, представленная в ГИС «Энергоэффективность», является основой для подготовки государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации и учитывается при формировании ежегодного рейтинга энергоэффективности субъектов Российской Федерации.
Доля государственных учреждений, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга, представивших Декларации, является одним из показателей рейтинга администраций районов в области энергосбережения и энергоэффективности, учитываемого в системе ключевых показателей результативности глав администраций районов Санкт-Петербурга.
При расчете данного показателя будет учитываться также корректность размещенной информации в ГИС «Энергоэффективность». В результате анализа сведений, размещенных в ГИС «Энергоэффективность» за 2020 год администрацией Невского района и подведомственными учреждениями выявлены значительные отклонения удельных показателей энергопотребления от нормативных на 86 объектах , по 21 учреждению установлено несоответствие объема потребления топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) и воды данным о фактических объемах потребления ТЭР и воды, предоставленных для согласования лимитов ТЭР и воды.
Методические рекомендации для организации работы по проведению проверки корректности заполнения подведомственными учреждениями деклараций в ГИС «Энергоэффективность» за 2021 год во вложении. Отдел образования обращает Ваше внимание , что после подписания Декларации за 2021 год возможность корректировки сведений отсутствует.
Срок: 29. 2022.