- С какой целью была создана система
- Обратная связь
- Основная задача ГИС
- ГИС «Энергоэффективность»
- Почему не приходит письмо подтверждения на почту от ГИС «Энергоэффективность»?
- Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности
- Какой может стать ГИС Энергоэффективность
- Функция рассмотрения и регистрации энергетических паспортов в СРО и Минэнерго России.
- Автоматизированный реестр саморегулируемых организаций
- Модуль для подачи энергетической декларации
- Обучающие материалы
- Что делать бюджетнику? Как подать энергодекларацию за 2019 год?
- Статус системы
- Правила пользования сервисом ГИС
- ГИС «Энергоэффективность» – модульный информационный портал
- Обновление информации по ГИС «Энергоэффективность»!
- Какая информация обязательна для размещения в ГИС
- Энергодекларации
- Планы по модернизации ГИС Энергоэффективность
- Подсистема управления энергосбережением и энергетической эффективностью
- Декларации и энергопаспорта
- Кто является пользователем ГИС
С какой целью была создана система
Целью создания ГИС «Энергоэффективность» было объединение всей актуальной информации относительно вопросов энергосбережения, с предоставлением доступа для физических и юридических лиц. Работа сервиса реализует следующие цели:
- осуществляется всесторонний мониторинг энергоэффективности
- предоставлена возможность подачи энергодекларации, в качестве альтернативы энергоаудиту
- своевременно доводится актуальная информация об изменениях в законодательстве, касающихся энергосбережения
Создание портала стало площадкой для раскрытия информации по вопросам потребления энергоресурсов. Это дает возможность пользователям найти на сайте новые способы повышения энергоэффективности и применить наиболее эффективные методы энергосбережения в своей энергосистеме.
Обратная связь
Если у Вас остались вопросы или предложения по работе ГИС Энергоэффективность, напишите свой вопрос в комментариях или в форме обратной связи ниже. Техническая поддержка пользователей ГИС «Энергоэффективность»:«Национальный центр энергоэффективности» для экспертно-аналитической поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Минэкономразвития России. Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса»:Обращаем внимание на то, что непредставление декларации о потреблении энергетических ресурсов, несоблюдение требований к форме указанной декларации либо нарушение порядка ее представления в соответствии со статьей 9. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает штрафные санкции в отношении должностных лиц в размере до пятнадцати тысяч рублей, в отношении юридических лиц – до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
- Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Приказ Минэкономразвития России от 23.09.2021 N 559 «О внесении изменения в пункт 4 Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. N 707» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2021 N 65387)
Приказ Минэкономразвития России от 23. 2021 N 559 «О внесении изменения в пункт 4 Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. N 707» (Зарегистрировано в Минюсте России 13. 2021 N 65387)
Ранее срок размещения деклараций истекал 1 ноября 2021 года.
Обязанность по представлению деклараций возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения.
Перейти в текст документа »
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
Зарегистрируйся и получи пробный доступ
Дата публикации на сайте: 14. 2021
Основная задача ГИС
В соответствии с Федеральным законом №261 и Постановлением Правительства 391 программа ГИС «Энергоэффективность» позволяет решать сразу несколько задач.
- До каждого потребителя энергии своевременно доводится ценная информация в сфере экономного расходования энергетических ресурсов и повышения эффективности их потребления
- Организован контроль над мероприятиями, сведения о которых поступают в Министерство экономического развития РФ от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и других юридических и физических лиц
- Предоставляются результаты энергетических обследований всех объектов энергопотребления, что упрощает контроль надзорных органов и других заинтересованных лиц
- Создан единый реестр энергетических паспортов с обязательным внесением информации по проведенному энергоаудиту
- Автоматизированы процессы предоставления ключевых сведений
- Проводится обучение для участников процесса современным технологиям в сфере эффективного потребления всех видов энергии
- Предоставлен общий доступ к сведениям о вновь внедряемых энергосберегающих мероприятиях
- В системе подводятся итоги по проделанной работе, анализируется успешность принятых мер для повышения энергоэффективности организаций
- 1 ГИС «Энергоэффективность» – модульный информационный портал
- 2 Статус системы
- 3 С какой целью была создана система
- 4 Основная задача ГИС
- 5 Кто является пользователем ГИС
- 6 Какая информация обязательна для размещения в ГИС
- 7 Автоматизированный реестр саморегулируемых организаций
- 8 Модуль для подачи энергетической декларации
- 9 Функция рассмотрения и регистрации энергетических паспортов в СРО и Минэнерго России.
- 10 Правила пользования сервисом ГИС
Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности была законодательно закреплена Федеральным законом № 261 от 23 ноября 2009 года. Согласно ФЗ «Об энергосбережении» на территории Российской Федерации были приняты поправки в правовой базе, с целью создания условий для повышения энергоэффективности во всех отраслях. Важным шагом была организация информационного сопровождения мероприятий по снижению потребления энергоресурсов.
В соответствии со статьей 23 ФЗ-261 создана Государственная информационная система (ГИС) «Энергоэффективность». Система начала работать в 2011 году. За время функционирования, вносились поправки и изменения, которые сделали систему более эффективной и доступной для пользователей. В статье представлена информация о функциях, особенностях и возможностях ГИС.
Декларационная кампания 2020 года для многих повернулась неожиданной стороной. Наш независимый эксперт последовательно продолжает разъяснять происходящее для бюджетных учреждений и всех субъектов, работающих в ГИС Энергоэффективность. Редакция ЭнергиаВита понимает, что ситуация спорная, и возможно, бюджетное учреждение предпочтет не вставать на формальную сторону, а выполнить пожелания Минэкономразвития и сделать двойную работу.
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем
Как мы и предполагали ранее, декларационная кампания за 2019 год все же преподнесла всем сюрприз.
- 27 февраля 2020 зарегистрирован в Минюсте Приказ Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. № 707 «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов», чего давно ждали. Этот приказ:
- утвердил новую форму декларации (сокращен объем предоставления данных);
- установил срок окончания подачи деклараций (до 30 апреля 2020 года);
- утвердил порядок предоставления деклараций.
Основное отличие приказа от ранее опубликованного и обсуждавшегося его проекта – не предусмотрен переходный период по предоставлению деклараций за 2019 год, в проекте приказа стояла более адекватная дата – до 31. 2020 года.
Поскольку новый приказ и порядок вызывают массу вопросов, обращений и даже возмущений, 4 марта 2020 года ответственные за энергосбережение и повышение энергетической эффективности региональные центры энергоэффективности получили по электронной почте разъяснения следующего содержания (текст письма выделен цветом):
ГИС «Энергоэффективность»
В соответствии с требованиями Минэкономразвития России, при регистрации в ГИС ЭЭ и подписании заполненной декларации о потреблении энергетических ресурсов, требуется усиленная квалифицированная электронная подпись руководителя (уполномоченного им лица) субъекта декларирования (Приказ Минэкономразвития от 28 октября 2019 года №707):1. Для регистрации в системе необходима усиленная квалифицированная электронная подпись руководителя (уполномоченного им лица) субъекта декларирования (организации). Если у вас нет электронной подписи, то ее можно оформить в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязи России. Перечень аккредитованных удостоверяющих центров: на сайте2. Перед регистрацией в ГИС Энергоэффективность 2. 1 Установить программу — КриптоПро CSP, (90-дневная бесплатная версия скачивается по ссылке после простой регистрации на сайте). 2 Установить и активировать в веб-браузере (Google Chrome или Mozilla) расширения КриптоПро ЭЦП Browser plug-in Инструкция по установке 2. 3 Необходимо успешно подписать Электронной подписью тестовый фрагмент на сайте: Проверка создания электронной подписи CAdES-BES Подробно с изображениями, по ссылке. Важно! Если проверку пройти не удалось, по вопросам настройки ЭП обратитесь в техподдержку КриптоПро3. После успешного подписания тестового фрагмента (пункт 2. 3), можно приступать к регистрации в ГИС Энергоэффективность. Для просмотра обучающего ролика по регистрации в ГИС Энергоэффективность, нажмите: Урок по теме «Регистрация в системе»Для просмотра обучающего ролика, нажмите:https://www. youtube. com/embed/xMtJHqIspbg?controls=0
Федеральные органы исполнительной власти все больше задумываются о переустройстве и модернизации государственных информационных систем, за которые отвечают – без качественных данных невозможно принимать обоснованные решения и реализовывать свои функции. Так и Минэкономразвития России, приняв ГИС «Энергоэффективность», планирует сделать ее действенным инструментом в реализации госполитики энергоэффективности. Наш эксперт помогает сформулировать подходы к модернизации ГИС «Энергоэффективность» с тем, чтобы она стала удобной и эффективной для всех сторон.
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем,
Разбираясь ранее с вариантами подачи энергодеклараций в 2020 году и новыми требованиями к бюджетным организациям по снижению потребления ТЭР, мы уже касались вопросов функционирования ГИС «Энергоэффективность» и работы в ней на местах.
Давайте посмотрим на существующую структуру ГИС «Энергоэффективность» и проанализируем перспективные потребности в соответствии с планами уполномоченного ФОИВ – чего ждать регионам, муниципалитетам и бюджетным учреждениям, и какой функционал был бы удобен и полезен им.
Сам портал не обслуживается и не обновляется уже какое-то время: последние новости законодательства – январь 2019, библиотека энергосберегающих решений – бессистемный список. В рамках перехода полномочий по госполитике энергоэффективности от Минэнерго к Минэкономразвития России функции оператора ГИС «Энергоэффективность» также перешли к Минэкономразвития. К сожалению, переходный период затянулся.
В настоящее время в ГИС «Энергоэффективность» доступны следующие подсистемы:
- направление копий энергетических паспортов в Министерство энергетики Российской Федерации – passport.gisee.ru;
- подсистема управления энергосбережением и энергетической эффективностью – ps-ues.gisee.ru;
- модуль «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» – dper.gisee.ru.
Почему не приходит письмо подтверждения на почту от ГИС «Энергоэффективность»?
тому же, рекомендуется использовать электронную подпись для входа, она все равно понадобится при заполнении и подписании самой декларация. Так или иначе, на одном из этапов вы столкнетесь с тем, что вам будет отправлено письмо с кодом подтверждения, вернее, с ссылкой.
Следующим действием лучше позвонить в техподдержку, система пока что не отлажена и письма могут не уходить в автоматическом режиме.
В этом случае люди из техподдержки легко смогут решить проблемы. Если и это не помогло, то попробуйте указать адрес на другом почтовом сервисе при регистрации. https://www. youtube. com/embed/aB5lW2o1bwQ?feature=oembed
Профессиональное сообщество в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности после передачи полномочий от Минэнерго в Минэкономразвития России ожидало драйва, изменений и “оживления” энергоэффективности, включая модернизацию ГИС “Энергоэффективность” и ее составных частей.
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт по энергоэффективности
в бюджетной сфере
Начало было обнадеживающим, методические рекомендации, комплексные планы, протоколы, поручения, постановление Правительства РФ № 1289 «О требованиях к снижению государственными (электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды», предписывающее ГРБС до 1 июля 2020 года установить для подведомственных организаций целевой уровень снижения потребления энергоресурсов и воды (нет денег – есть энергосервис).
И даже чуть ранее, дождались и темы модернизации ГИС ЭЭ:
22 августа 2019 опубликована закупка на заключение контракта по развитию ГИС ЭЭ.
Счастье должно было случиться 16 декабря 2019 – срок окончания сдачи работ по государственному контракту.
Но уже на стадии оценки заявок стало понятно – счастья не будет. Были поданы две заявки – ПАО Ростелеком и ООО «Национальное бюро информатизации», РТК проигрывает! Смешно звучит, но проигрывает по качественным характеристикам.
Но нам важен результат, а не исполнитель работ, ибо с их итогами связана декларационная компания за 2019 год – по старым срокам декларации необходимо сдать/загрузить в соответствующий модуль ГИС ЭЭ до 01. 2020 года, а с учётом переходного периода (корректировка декларации, модернизация модуля) – если не ошибаюсь, до 01. 2020 года.
С учётом окончания 1 этапа выполнения работ 16. 2019, вернее его невыполнения, в декабре 2019 года появились на www. zakupki. gov. ru акт выполненных работ и расчет претензии по первому этапу.
Начало было многообещающим.
Счастья нет, доказано 30 декабря 2019 года – государственный контракт с ООО «Национальное бюро информатизации» расторгнут по соглашению сторон, без объяснения причин и с пени только по первому этапу работ.
Таким образом, мы все, кто попал под действие 261-ФЗ в части декларационной кампании, реально попали. Изменится ли состав и место предоставления информации по постановлению Правительства РФ №20, деклараций???
Пока действуют положения приказа Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. № 401 «Об утверждении Порядка представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», в соответствии с которым срок предоставления декларации – до 01 апреля года, следующего за отчетным.
Однако ожидается утверждение проекта Приказа Минэкономразвития России (он прошел общественные слушания) «Об утверждении Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов», и он предполагает, что за отчетный 2019 год декларация размещаются субъектами декларирования в форме электронного документа в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической начиная с 1 июня и по 31 июля 2020 года.
Таким образом, ГИС ЭЭ пока не будет модернизирована, а если приказ выйдет в том виде, в котором проходил обсуждение, получится коллизия, которая поставит бюджетные организации и муниципалитеты – субъекты декларирования в сложные условия.
Андрей Богатенков. Госдоклад о состоянии энергосбережения: взгляд из Москвы
dper. gisee. ru — официальный сайт ГИС «Энергоэффективность», представляющей собой государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Данная система была создана в 2011 году и функционирует с целью предоставления всем заинтересованным (физическим лицам, организациям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления) актуальной информации, касающейся требований российского законодательства об энергосбережении, повышении энергетической эффективности, а также хода реализации его положений.
Кроме того, ГИС предоставляет объективные данные об энергоёмкости экономики РФ, включая её отрасли, а также потенциале снижения такой энергоёмкости. Целями государственной информационной системы «Энергоэффективность» также является информирование о наиболее эффективных проектах, выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Получение всей необходимой информации о ГИС доступно на dper. gisee. Здесь же представлен личный кабинет.
Однако с 28 февраля 2020 года поддержка текущей версии оказалась прекращённой, а обновлённая ГИС «Энергоэффективность» запланирована к запуску в 2021 году. При этом ввод деклараций, а также получение данных прошлых лет является недоступным. В то же время все ранее введённые данные окажутся сохранёнными и будут перенесены в обновлённую версию.
Несмотря на то, что на dper. gisee. ru — Личный кабинет больше не доступен, здесь можно ознакомиться с тем, как грамотно и в срок отчитаться о потреблённых за 2019 год энергоресурсах. Вся информация предоставлена в виде пошаговых инструкций.
Прежде всего, пользователь информируется о том, что декларации должны заполняться в соответствии с текущими требованиями российского законодательства. Все необходимые документы, а именно приказ №707, порядок представления, инструкция по заполнению, примеры заполнения, а также формы для заполнения деклараций представлены на сайте Министерства экономического развития РФ. Ссылка на веб-ресурс размещена здесь же.
Официальный сайт Минэкономразвития
На сайте dper. gisee. ru также указан срок подачи деклараций. Это 30 апреля 2020 года. Также размещена информация о том, что декларации следует направлять на указанный здесь же адрес электронной почты. В том случае если ранее декларации были отправлены на общий адрес Минэкономразвития РФ, то они будут рассмотрены и их пересылка не требуется.
Здесь же содержится предупреждение о том, что все данные, которые ранее были внесены через личный кабинет до блокировки, даже в том случае если было получено сообщение о приёме декларации, не будут приниматься в качестве отчётных. Это объясняется тем, что их форма, как и содержание оказываются не соответствующими новым декларациям.
Декларации необходимо заполнять по приказу №707 Министерства экономического развития. Заполнение новых форм деклараций должно осуществляться в соответствии с новыми правилами, которые описаны выше (также правила представлены на изображении ниже).
dper. gisee. ru в числе прочего информирует о том, что Национальный центр энергоэффективности в 2020 году не осуществляет сбор деклараций. Направлять декларации необходимо согласно требованиям действующего законодательства в Минэкономразвития РФ.
Несмотря на то, что поддержка dper. gisee. ru оказалась прекращённой, здесь по-прежнему можно получить важную информацию, касающуюся того, как отчитаться о потреблённых энергоресурсах. Здесь же представлен ряд ссылок, которые окажутся полезными для пользователя.
Для тех, кто также интересуется получением IT услуг и услуг широкополосного доступа в Интернет, полезным окажется Мортон личный кабинет — сервис провайдера Мортон Телеком.
dper. gisee. ru — Личный кабинет — dper. gisee
Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности
Согласно ст. 23 федерального закона №261-ФЗ, информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке должна включать в себя сведения:
- о региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и о ходе их реализации;
- об объеме снижения потребляемых государственными, муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и воды и о сопоставимых условиях, к которым эти данные необходимо приводить;
- об объеме использования энергетических ресурсов и об энергосбережении в разрезе отраслей экономики, ЖКХ, жилищных фондов, регионов и муниципальных образований;
- об оснащенности приборами учета в разрезе государственного, муниципального, частного жилищных фондов, регионов и муниципальных образований, организаций с участием государства или муниципального образования;
- полученные в ходе обработки, систематизации и анализа информации, из энергопаспортов, отчетов по результатам энергетического обследования, энергодеклараций, информации из реестра СРО в области энергетического обследования;
- о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе для обеспечения государственных или муниципальных нужд, об объеме планируемой в них экономии;
- о продукции и технологических процессах с высокой энергетической эффективностью, о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению, о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- о федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- иные установленные Правительством Российской Федерации сведения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Кое-что можно почерпнуть из постановления Правительства РФ от 01. 2010 № 391 (ред. от 25. 2019) «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования» (вместе с “Правилами создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования”).
Согласно п. 4 Правил, создание, эксплуатация, развитие государственной информационной системы и обеспечение условий для ее функционирования осуществляются Министерством экономического развития Российской Федерации, являющимся оператором государственной информационной системы. По решению Министерства экономического развития Российской Федерации деятельность по эксплуатации, развитию, в том числе по обработке информации, содержащейся в государственной информационной системе, осуществляется с привлечением подведомственных Министерству учреждений (на практике – Всероссийская академия внешней торговли).
Согласно п. 5 Правил, информация, содержащаяся в государственной информационной системе, включает в себя сведения, установленные 261-ФЗ, а также:
а) данные о ходе и результатах проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
б) средние показатели энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта;
в) количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
г) данные о ходе выполнения требований о наличии в технической документации, прилагаемой к товарам, в маркировке товаров и на их этикетках информации о классах энергетической эффективности товаров;
д) показатели энергоемкости экономики Российской Федерации, в том числе ее отраслей;
е) данные о потенциале снижения показателей энергоемкости экономики Российской Федерации, в том числе ее отраслей;
ж) данные о наилучших мировых и российских достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
з) установленные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций;
и) перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, при использовании которых расходуются энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Какой может стать ГИС Энергоэффективность
Итак, пока общеописательно, без технических аспектов, порассуждаем, как можно подойти к разработке ГИС «Энергоэффективность», каким может быть техническое задание на ее модернизацию.
ГИС «Энергоэффективность» 2. 0 должна базироваться на программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, агрегированных по региону, но с полной картиной по каждому из соисполнителей программы соответствующего уровня и до конечного объекта. В свою очередь, для этого нужны региональные сегменты ГИС.
Это значит, что в ГИС должны быть жестко закрепленные единые справочники – единая для всех НСИ (нормативно-справочная информация) в части определения объектов, мероприятий, показателей и их методик расчетов для обеспечения однотипности на всех уровнях. Ее предстоит создать и утвердить, чтобы все пользователи вводили информацию максимально единообразно, а значит, с большими возможностями для последующей аналитики.
Необходимо обеспечить математическую логику расчета показателей (которые еще не приняты) – формулы расчета, определенные методикой, должны быть едины, и лучше вшиты в систему, чтобы пользователи сами не занимались расчетами и не плодили разночтения. Конечно, следует руководствоваться принципом одноразового ввода информации пользователем и затем использования именно этого значения, во избежание дублирования и разночтений.
Система, очевидно, будет формировать программы из мероприятий и программ нижнего уровня (с учетом прошедших согласований, уровней доступа и проч. ) путем соответствующей агрегации. Необходимо определить, какие сегменты в каком порядке участвуют в этом слиянии (ожидаем, что это будет определено в нормативном акте, который заменит постановление Правительства №1225) – по ресурсоснабжающим организациям, бюджетным учреждениям, социальным отраслям и т.
Хорошо бы создать функционал, чтобы каждый объект был привязан к своим энергетическим декларациям, паспорту и отчету по результатам энергоаудита, если таковой проводился, и программе. Это даст полный и объемный энергопрофиль объекта в динамике с отличными возможностями аналитики как на уровнях отрасли, муниципалитета, региона, Федерации, так и для потенциальных исполнителей энергосервисных контрактов.
Логично предусмотреть расчет текущих и перспективных классов энергетической эффективности зданий объектов бюджетной сферы (по-хорошему, для полной картины по территории нужно видеть и жилищный сектор, МКД; это может достигаться интеграцией с ГИС ЖКХ), причем нужны данные как по текущим, так и по перспективным классам (с учетом реализации программ).
Пользователям – бюджетным учреждениям очень бы пригодился сервис-калькулятор в помощь подготовке документации для энергосервисных контрактов. Имеются в виду методики расчетов и верификации данных (на основе постановления Правительства №636 и соответствующих методик). Очевидно, с учетом данных энергодеклараций процесс расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК) может быть значительно облегчен.
Наконец, «вишенка на торте» – система сможет на основе данных региональных сегментов автоматически формировать информационную основу программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности по Российской Федерации; готовить информационное сопровождение государственного доклада о состоянии энергосбережения на реальных данных, а также отчетность и аналитику для принятия оперативных регулирующих решений.
Лишь с учетом данного подхода можно будет повернуть государственную политику в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности лицом к участникам, не требуя отчетов, программ и деклараций, а предоставив реальный инструмент для текущей деятельности, который соответствует текущему и возможному уровню автоматизации.
В следующей статье обратимся к техническим подробностям, которые можно учесть при разработке обновленной системы.
Функция рассмотрения и регистрации энергетических паспортов в СРО и Минэнерго России.
Проведение плановых энергоаудитов стимулирует активное развития энергосбережения. Организации получают возможность на получение финансовой поддержки от государства для проведения комплекса мероприятий по улучшению энергоэффективности. Чтобы материальная поддержка стала реальностью, необходимо иметь правильно составленный энергетический паспорт, который зарегистрирован в Минэнерго. Обследование зданий включает оформление энергопаспорта и разработку плана мероприятий для повышения энергоэффективности.
С целью учета эффективности программы энергосбережения, в ГИС создан специальный реестр энергетических паспортов. Изучив реестр, можно узнать, прошла организация обязательное энергетическое обследование или нет. Кроме того, система, на основании данных паспорта, позволяет автоматически подобрать потенциальные способы уменьшения расходов энергии. Принятие подобных мер способствует повышению энергоэффективности отдельных организаций и государства в целом.
Также стоит отметить, что результаты энергоаудита, в том числе энергетический паспорт, направленные в ГИС, проходят дополнительную проверку на качество обследования. Прошедший проверку без замечаний паспорт автоматически передается в Минэнерго на регистрацию, что очень удобно для собственника здания или сооружения.
Автоматизированный реестр саморегулируемых организаций
Реестр СРО создан для защиты от обмана недобросовестными фирмами, предлагающими свои услуги на просторах интернета. Реестр обеспечивает доступ к списку всех аккредитованных в установленном порядке саморегулируемых организаций. На сайте размещена подробная информация о проведенных организацией работах и выполняемых ею функциях. Если организация находится в реестре, значит, она имеет полное право на осуществление своей деятельности, и соответствует всем требованиям законодательства.
Министерство экономического развития приняло меры по созданию автоматизированного реестра СРО в соответствии с ФЗ № 261. Организациям, включенным в реестр, предоставлено право на подписание энергосервисных контрактов. Они компетентны и соответственно оснащены для проведения энергоаудитов и могут вести иную деятельность в соответствии с требованиями и нормами.
Модуль для подачи энергетической декларации
В связи с изменением законодательства были приняты поправки, позволяющие организациям индивидуально выбирать способ проведения энергоаудита. Согласно вновь введенным нормам, организации должны организовывать обязательные энергетические аудиты раз в пять лет. Альтернативным вариантом является предоставление декларации о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности каждый год.
В связи с этим портал ГИС «Энергоэффективность» предоставляет пользователям возможность оформления декларации в режиме онлайн. Для этого необходимо составить соответствующую заявку с подписью ответственного лица. Декларация составляется для каждого отдельного строения. Все декларации составляются в период после окончания календарного года, до первого апреля, следующего за отчетным периодом.
Обучающие материалы
ГИС «Энергоэффективность» Инструкция по заполнению энергодекларации Часто задаваемые вопросыРуководство пользователя ГИС Энергоэффективность. pdf
Видеоуроки
Основные положения по заполнению энергетической декларации Как заполнять общий раздел энергетической декларации Как заполнять раздел по зданиям энергетической декларацииВебинар по ГИС Энергоэффективность
Что делать бюджетнику? Как подать энергодекларацию за 2019 год?
Попробуем разобраться.
- Если вы ввели декларацию за 2019 год в Модуль «Энергетические декларации» ГИС «Энергоэффективность» () до момента отключения ГИС 28 февраля 2020 года, формально вы не должны перезаполнять декларацию по новой форме и направлять ее в Минэкономразвития России. Пока ГИС работает, т.е. до 11.03.2020 года зайдите в Модуль, сделайте скрины о сдаче декларации с датой принятия/отправки. Вы в точности исполнили действующее законодательство, от Минэкономразвития России за подписью официальных лиц не было официальной рассылки о приостановке сдачи деклараций в связи с выпуском нового приказа с новой формой документов.
- Если вы не успели ввести декларацию, ее надо готовить по новой форме, отправлять по электронной почте и обязательно советуем отправлять заверенную копию почтовым отправлением с описью и подтверждением доставки до адресата, это убережет вас от действий статей КОаП. Почему это важно? Почтовый сервис Минэкономразвития России может просто отказать от объема писем (одних личных кабинетов в модуле было более 300к, если не изменяет память).
Для понимания: приказ №707 вступает в силу 13 марта 2020 года, через 10 дней после официального опубликования (согласно Указу Президента РФ от 23мая1996года N763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»). Приказ официально опубликован в Российской газете.
Сожаление и непонимание у профсообщества вызывает такое взаимодействия двух ФОИВ – Минэкономразвития и Минэнерго, отсутствие согласованности в выпуске и отмене НПА. Юридически сейчас двоевластие, ведь Приказ №401 Минэнерго так и не отменен.
Для понимания: приказ №707 вступает в силу 13 марта 2020 года, через 10 дней после официального опубликования (согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”). Приказ официально опубликован в Российской газете.
ГИС «Энергоэффективность» — государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Оператором ГИС «Энергоэффективность» является Министерство экономического развития Российской Федерации.
ГИС «Энергоэффективность» функционирует в целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства Российской Федерации в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о ходе реализации его положений, а также получении объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах, реализуемых по данному направлению.
Официальный сайт ГИС «Энергоэффективность» — www. gisee
Статус системы
Согласно требованиям Федерального закона №261 ГИС «Энергоэффективность» является государственным сервисом. Он внедрен для аккумулирования всех данных об энергосбережении в Российской Федерации. Государственный статус программы дает гарантию достоверности и актуальности размещенной информации.
Специализированный портал ГИС «Энергоэффективность» разработан в соответствии с нормативно-правовой базой в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Постановление Правительства N 391 от 01. 2010 утвердило единую направленность политики и программ повышения энергетической эффективности в стране.
Правила пользования сервисом ГИС
Правительство РФ опубликовало новые правила сбора и обработки информации на портале ГИС. В соответствии с основными положениями, которые были озвучены, первично сведения поступают в Министерство экономического развития. Эта структура осуществляет следующие действия.
- Обработку энергопаспортов, деклараций и отчётов о проведении энергоаудита
- Систематизирует с помощью специальных алгоритмов, поступающие сведения в единой базе
- Анализирует данные на предмет соответствия требованиям законов и регламентов
- Составляет с помощью полученной информации сводную отчетную документацию, для размещения в ГИС
К числу объективных данных, которые может получить пользователь информационной системы, относятся:
- Сведения о наличии приборов учёта энергопотребления
- Информация о количестве используемых ресурсов
- Отчеты о проведенных мероприятиях по повышению энергоэффективности
- Данные по показателям энергоэффективности, любого интересующего объекта
- Объемы потерь ресурсов в результате их передачи
- Рекомендации о возможных путях развития в сфере энергосбережения
- Статистика и рейтинг организаций, которые смогли добиться наилучших результатов в повышении энергоэффективности
- Любая другая информация, которая может быть полезна пользователю с целью повышения энергоэффективности
Единый энергетический информационный портала ГИС «Энергоэффективность» вывел процессы сбережения энергоресурсов и повышения эффективности их использования на новый уровень. Сегодня в стране все понимают актуальность принимаемых государством мер по сохранению и разумному потреблению всех видов энергии. Обобщенная информация позволяет действовать сообща, контролировать ситуацию и использовать передовой инновационный опыт.
ГИС «Энергоэффективность» – модульный информационный портал
Государственная информационная система «Энергоэффективность» – это интернет-ресурс, к которому предоставлен открытый доступ всем заинтересованным пользователям. Все лица, желающие получить информацию по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в стране, могут найти ее в соответствующих разделах портала.
Различные категории юридических и физических лиц имеют возможность воспользоваться информацией, и получить рекомендации и примеры действий для осуществления мероприятий по оптимизации энергопотребления и повышения эффективности использования энергии.
Система состоит из модулей, охватывающих различные направления. При этом каждый модуль настроен так, что при обработке данных, с привлечением информации из других разделов производится без затруднений. При входе в программу открывается понятная карта сайта, позволяющая начать работу даже начинающему пользователю.
Обновление информации по ГИС «Энергоэффективность»!
В соответствии с поступающим обращениями, открыт временный доступ в Модуль «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» для экспортирования и сохранения в локальных системах, ранее поданных данных. Доступ будет открыт с 04. 2020 – 11. 2020г. Модуль ГИС «Энергоэффективность» может быть повторно отключен. В связи с этим убедительно просим сохранять свои декларации на жестких дисках ваших ПК.
Ввод деклараций в Модуль запрещен.
Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с информацией ниже:
- Заполнять формы в текущем модуле не нужно и нецелесообразно, так как они не соответствуют текущему действующему законодательству.
- Мы убедительно просим вас заполнять декларации по текущему требованию законодательства и пользоваться ГИС исключительно в целях получения информации, которая туда уже была внесена в разные периоды времени.
- Приказ, порядок представления, инструкция по заполнению, примеры заполнения, формы для заполнения деклараций доступны на сайте Минэкономразвития России:
А также на сайте «Национального центра энергоэффективности»: ссылка
(по данной ссылке вы также найдете ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с подачей новых деклараций)
- Срок подачи деклараций – до 30 апреля 2020 г.
- Все данные, которые были внесены до блокировки старой версии ГИС «Энергоэффективность», не могут быть приняты как отчетные, потому что их форма и содержание не соответствует новым декларациям. Необходимо заполнить новые формы деклараций.
Коллеги, следуйте следующей последовательности действий:
– если остались вопросы – пройдите по ссылке и ознакомьтесь с ответами на часто задаваемые вопросы: ссылка
– если все же вопросы остались, то вы можете написать нам на электронную почту центра, ответы предоставляем при первой возможности (к сожалению, в связи с большим количеством поступающих звонков, по телефону к нам дозвониться проблематично).
Какая информация обязательна для размещения в ГИС
На официальном сайте системы представлен список основных сведений, которые должны предоставлять ответственные потребители в строго установленной форме и порядке. В список информации, которая является обязательной для раскрытия, включены:
- сведения о проведении энергоаудита, с указанием саморегулируемой организации (СРО), осуществляющей обследование
- данные энергетических паспортов, с учетом требований к форме и содержанию программы энергосбережения
- показатели энергетической эффективности объектов
- данные о заключенных энергосервисных контрактах
- информацию о целевых показателях программы энергосбережения
- источники финансирования мероприятий по энергосбережению
Централизовано, через портал ГИС предоставляется отчетность:
- В формате Excel сведения о наличии коллективных счетчиков
- Об нормативно-правовых актах организации в сфере энергопотребления
- О выявленных нарушениях законодательства относительно энергосбережения
- По данным об объеме затрат и передачи энергии за отчетный период
- О заключении энергосервисного контракта, с указанием ключевых показателей
- В таблицах и текстовых документах о проводимых мерах по повышению энергоэффективности
- Об осуществляемых формах поддержки и стимулирования граждан по повышению энергоэффективности, в формате Excel
Все отчеты передаются в государственную систему не позднее 10 суток после окончания отчетного периода или после проведения соответствующего мероприятия.
Энергодекларации
Декларации о потреблении энергетических ресурсов за отчетный год заполняются и размещаются субъектами декларирования в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ГИС «Энергоэффективность») в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 28. 2019 № 707 Энергетическую декларацию сдают все органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения.
Планы по модернизации ГИС Энергоэффективность
Вспомним проекты нормативно-правовых актов, которые должны быть разработаны Минэкономразвития:
- методические рекомендации по расчету потенциала снижения суммарного объема потребляемых ресурсов;
- методика расчета значений целевых показателей;
- приказ по изменению энергетической декларации и порядку ее подготовки и сдачи;
Больше никакие нормативные требования, за исключением технических, не должны повлиять на структуру и функционал ГИС «Энергоэффективность», именно с учетом названных выше положений и должна состояться модернизация ГИС «Энергоэффективность» до версии 2. 0, чтобы «оживить» и сделать работоспособной систему.
Однако не все так просто. Сделав верхнеуровневую систему, каковой и должна являться ГИС, ФОИВ должен получить инструмент для мониторинга и исполнения установленных целевых показателей в целом по территории РФ, что означает наличие сквозного учета с уровня каждого отдельного объекта.
Пообъектные данные присутствуют в энергетических декларациях, но эти данные пока особо не используются.
В соответствии с поступающим обращениями, открыт временный доступ в Модуль «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» для экспортирования и сохранения в локальных системах, ранее поданных данных. Доступ будет открыт с 04. 2020 — 11. 2020г. Модуль ГИС «Энергоэффективность» может быть повторно отключен. В связи с этим убедительно просим сохранять свои декларации на жестких дисках ваших ПК.
— если остались вопросы – пройдите по ссылке и ознакомьтесь с ответами на часто задаваемые вопросы:ссылка
— если все же вопросы остались, то вы можете написать нам на электронную почту центра, ответы предоставляем при первой возможности (к сожалению, в связи с большим количеством поступающих звонков, по телефону к нам дозвониться проблематично).
Подсистема управления энергосбережением и энергетической эффективностью
Это атавизм, сохранившийся со времен постановления Правительства РФ от 25. 2011 №20 «Об утверждении правил представления федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Постановление морально устарело, и модуль не несет в новых условиях функциональной нагрузки.
Декларации и энергопаспорта
Здесь давно все обкатано. Декларации нужны, принимаются пока по старой форме, но Минэкономразвития собирается изменить и форму декларации, и соответствующий модуль ГИС ЭЭ.
Андрей Богатенков. Контракт на модернизацию ГИС Энергоэффективность расторгнут, декларационная кампания вызывает вопросы
Что касается энергопаспортов, после отмены обязательных энергоаудитов их поток стал значительном меньше. Функции координации и контроля деятельности СРО в области энергетических обследований, а с ними и сбор и анализ данных паспортов и отчетов, также перешли от Минэнерго к Минэкономразвития России. Были еще предложения в рамках «регуляторной гильотины» отменить обязательность членства энергоаудиторских компаний в СРО, а в таком случае придется заново выстраивать механизм сбора энергопаспортов и отчетов об энергетических обследованиях. Но эти предложения пока остались предложениями.
Кто является пользователем ГИС
Программа была разработана и утверждена Постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 года N 20. Согласно Постановлению, утверждена база пользователей, которая состоит из следующих категорий:
- Минэкономразвития РФ – следит за соблюдением всех требований сервиса и координирует деятельность других пользователей
- Органы государственной власти всех уровней
- Органы местного самоуправления, местная администрация и должностные лица, отвечающие за различные аспекты в энергосберегающей сфере
- Предприятия потребители энергоресурсов и организации любой формы собственности, поставляющие разные виды энергии
- Организации, осуществляющие обслуживание жилого фонда – управляющие компании, товарищества собственников жилья, предприятия жилищно-коммунального хозяйства
Жители многоквартирных домов также могут стать пользователями портала. Информационные модули открыты для каждого гражданина Российской Федерации